СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе для 6 класса по теме «Лирика А.С.Пушкина» с использованием технологии исследования в обучении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе для 6 класса по теме

«Лирика А.С.Пушкина» с использованием

технологии исследования в обучении

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе для 6 класса по теме «Лирика А.С.Пушкина» с использованием технологии исследования в обучении»





Урок по литературе для 6 класса по теме


«Лирика А.С.Пушкина» с использованием


технологии исследования в обучении





















Цель: познакомить учащихся со стихотворениями А.С.Пушкина «Узник», «Птичка», «И.И.Пущину».


Задачи: 1) дальнейшее знакомство учащихся с биографией А.С.Пушкина,

2) обучение выразительному чтению,

3) работа над выразительными средствами языка.




































  1. Организационный момент.


2. Слово о поэте.

- Наш сегодняшний урок посвящён творчеству А.С.Пушкина. На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией Александра Сергеевича. Что вы узнали о поэте?

(пересказ статьи учебника о лицейских годах А.С.Пушкина)


- Итак, после окончания лицея А.С.Пушкин поселился в Петербурге. Это время первых литературных успехов, увлечение театром, сближение с передовыми кругами тогдашнего общества. Известность его росла не по дням, а по часам. Но над головою поэта уже сгущались грозовые тучи. Его острые шутки, каламбуры, эпиграммы и стихотворения не могли не привлечь внимания царского правительства. Пушкин же был крайне неосторожен. Он открыто высказывал свои симпатии революционному движению на Западе, не говоря уже об осуждении им политики Александра I. Кончилось все это для Пушкина плохо. Несколько дней судьба его была на волоске. Уже обсуждался вопрос о заключении его в Петропавловскую крепость или ссылке в Соловецкий монастырь на Белом море. Друзья были в тревоге. Наконец, им удалось добиться смягчения участи « опального вольнодумца». Поэт был отправлен в ссылку на юг. Пушкин покинул Петербург 5 мая 1820 года, направляясь к месту своей будущей службы, в Екатеринослав ( Екатеринбург). Здесь поэт, неожиданно для себя, очутился в дружеской обстановке, в семье Раевских. Вместе с ними он приехал на юг, в Крым. Но как ни приятно было для Пушкина пребывание у Раевских, ему приходится отправляться к месту своей службы – в город Кишинёв. Здесь перед ним предстали оголённые, выжженные солнцем степи, скучное чиновничество управленческой канцелярии и ощущение на каждом шагу полнейшей зависимости от начальства. Глубокий, пытливый ум поэта был на свободе, орлиным оком оглядывал он широчайшие горизонты, но сам поэт всё же оставался в плену, был лишён свободы. В письмах друзьям, во многих стихотворениях этой поры Пушкин горько говорит о своей неволе, об утраченной свободе. Кишинёв в это время был полон отголосками греческого восстания. Поэт сочувствовал грекам в их борьбе с турками за независимость. Разгром греческого восстания Пушкин переживал тяжело, как крушение своих надежд.

- Обратимся к учебнику. Прочитайте статью на странице 42 и скажите, с кем встречался А.С.Пушкин в Кишинёве.


3. Анализ стихотворения «Узник».

- В это время было написано стихотворение «Узник».

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, кто же является главным героем, лицом стихотворения?

(орёл)

- Каким вы себе представляете орла?

(гордый, свободная птица, надменный взгляд)

- Перечитайте слова, которые хочет вымолвить орёл.

- Как вы думаете, почему именно эти слова хочет вымолвить эта гордая птица?

(орёл отождествляется со свободой)

- К чему же он призывает узника?

(к свободе – естественному состоянию каждого существа)

- Только ли о личной свободе идет речь?

(освобождение народа, его права)

- Давайте посмотрим, меняется ли картина на протяжении стихотворения. Какая она в первой строфе?

(унылая, ограниченная)

- Какие слова (эпитеты) помогают нам понять это?

- А в последней строфе?

(расширение пространства)

- Итак, какова же идея этого стихотворения?

(призыв к свободе)

- Прочитаем это стихотворение. ( 2 ученика)

- Оцените читающих.


4. Анализ стихотворения «Птичка».

- С давних пор есть у нашего народа такой обычай: 25 марта выпускать птиц на волю, до этого всю зиму томившихся в клетках. В этот весенний праздник множество пернатых пленников вылетало на волю, наполняя воздух своим радостным щебетанием. Соблюдал этот обычай и Пушкин.

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, когда оно было написано? Почему?

(дух свободы, чужбина)

- Но не только Пушкин описал весенний праздник. Одно из стихотворений на эту тему принадлежит перу современника Пушкина, поэту В.И.Туманскому.

- Обратите внимание на доску (при помощи проектора отображаются тексты стихотворений Пушкина и Туманского).

(Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице своей.

Я рощам возвратил певицу,

Я подарил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.)


- Сравните эти стихотворения.

- О чем идет речь у Туманского?

(о благодарности птички отпустившему её на волю человеку)

- А у Пушкина?

Как вы думаете, кто здесь главный герой?

(поэт)

- Почему отпускает птичку?

(всенародный праздник)

- А что же чувствует отпускающий на волю птичку человек?

( чувствует себя в неволе, сам в клетке)


5. Анализ стихотворения «И.И.Пущину».

- Прошли годы. Уже прославленным поэтом Пушкину пришлось прожить 2 года в ссылке в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество; да бывал он у соседей в Тригорском. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал лицейский друг Пущин. Это была их последняя встреча. Через несколько месяцев Пушкин так о ней напишет:

Поэта дом опальный,

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

-Пущин учавствовал в восстании декабристов и был осуждён на каторгу. В самый день приезда в Читу он получил посвящённые ему стихи друга.

(Чтение стихотворения «И.И.Пущину» учителем)

- Когда и где познакомились Пушкин и Пущин? (чтение статьи учебника на стр. 39)

- Как вы думаете, как прошла эта встреча? Попробуйте описать.

- Какие строки стихотворения помогли вам представить её?

- Передайте эти чувства при чтении стихотворения. (2-3 человека)


6. Объяснение домашнего задания.

- Выучить и подготовить к выразительному чтению либо стихотворение «Узник», либо стихотворение «И.И.Пущину».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!