СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе на тему: "Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему: "Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы"»


МКОУ «Алмалинская СОШ им. И.И.Исламова»



Открытый урок по литературе в 8 классе

на тему:

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
(свободолюбивая лирика А.С.Пушкина)







Провела: Джаватова Умукусюм Абдулмеджидовна





Дата урока: 20.04.2019 г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, обществознание.



Цели урока для учителя:

1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение места, занимаемого стихотворением в творчестве поэта, определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.

2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приемы технологии развития критического мышления.

3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о свободолюбивой лирике Пушкина, о его гражданственности и философских исканиях; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.

Цели урока для обучающихся:

Личностные цели:

  1. развитие уважительного отношения к культурному прошлому страны, творчеству А.С.Пушкина;

  2. развитие творческого мышления.



Межпредметные цели:

  1. развитие умения отбирать и систематизировать материал на определённую тему, сохранять и передавать информацию в устной речи;

  2. развитие умения сотрудничать в группе;

  3. формировать способность работать с понятиями как особой формой знания, воспроизводить их в мышлении;

  4. осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале;

  5. усвоить значение термина «Свобода» не только в творчестве Пушкина, но и относительно личной жизни.

Предметные цели:

  1. формирование коммуникативной компетенции – развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  2. формирование языковой и лингвистической компетенции – развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных высказываниях;

  3. формирование культуроведческой компетентности – формирование умения связывать содержание текста с событиями исторического прошлого страны и биографией поэта.

Подход – коммуникативно-деятельностный, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Развитие универсальных учебных действий:

  1. коммуникативные универсальные учебные действия: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  2. познавательные универсальные учебные действия: анализировать художественный текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт;

  3. регулятивные универсальные учебные действия: планировать последовательность действий, формулировать выводы;

  4. личностные универсальные действия: формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Чтение учителем пушкинской проповеди «О свободе» С.Соловейчика» (для эмоционального настроя)

«О свободе»

Пушкин жил в жестокий век. В жестокое время. Но что же противопоставлял он этому веку, о чем он мечтал, что прославлял? Свободу.

в мой жестокий век восславил я свободу.

Почему это так? Почему во все времена лучшие люди мечтали именно о свободе, а не о чем-нибудь другом? Что же такое свобода, отчего она дороже всего на свете, а иногда дороже жизни?

И еще: почему не все люди это понимают, почему поэт восславлял свободу – почему она нуждается в прославлении? Ведь не нуждаются в прославлении счастье, солнце, жизнь. А свобода – нуждается.

Что такое свобода, знают или очень несвободные люди, или очень свободные. Несвободные мечтают о ней, свободные – ценят ее больше всего. И те и другие готовы умереть за нее.

Несвобода – это когда человека угнетают. Когда он не может сам выбирать правительство, не имеет права говорить на своем языке, когда у него отнимают родную землю, родной дом, когда его хватают и сажают в тюрьму, а то и убивают лишь за то, что он призывал к свободе, когда человек не может жить там, где он хотел бы жить, не может говорить то, что он хотел бы говорить, – когда ему приходится жить в страхе.

Пока человек не вырос, он не может быть полностью свободным, этого не бывает. Он не зарабатывает на жизнь и поэтому вынужден подчиняться родителям, учителям, старшим – кто-то решает за него, как ему жить, где учиться, как вести себя.

Это нормально, с этим ничего не поделаешь. Полную свободу может получить только человек, который умеет и любит работать, и только в свободной стране.

Свободные страны обычно называют демократическими. Чем больше демократии в стране, тем свободнее чувствуют себя люди и тем больше они ценят свою свободу. Наша страна только становится на путь демократии, свобода придет к нам не скоро. Но если мы будем ценить и славить ее, если мы будем дорожить ею, то мы постепенно станем свободными. Поэтому не слушайте людей с рабской душой, никогда не ругайте демократию и людей, которые мечтают о свободе и о свободной стране, добиваются свободы для всех, пусть даже у них это не всегда получается.

Свободу можно добыть, но самое трудное – научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы ты все делал по своей воле, но при этом не угнетал других, не ограничивал свободу других. Быть свободным за счет других – это значит быть самым подлым рабом. Свободен лишь тот, кто никого не угнетает, никому не мешает жить так, как он хочет, если и этот другой тоже не угнетает других, не применяет насилия, не лжет, не причиняет никому вреда.

Свобода рождается в спорах и столкновениях, это самое трудное слово в языке. Но запомним: ничего дороже свободы на земле нет.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Ребята рассаживаются по группам.

  2. Работа с эпиграфом «Пушкин – это ещё всегда открытие и всегда тайна» С.Гейченко. Как понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? На доске нет темы урока. Её мы определим чуть позже.

  3. Работа в группах по текстам и ответы на предложенные вопросы.



Вопросы и задания к 1 группе. Лирика А.С.Пушкина.

Стихотворение «Узник».

  1. Выписать опорные слова (неволя, решётка, темница, я и мой грустный товарищ, море, горы, ветер, воля – свобода)

  2. Определите по ключевым словам главную тему стихотворения (неволя и переживание личности, оказавшейся в неволе).

  3. Какими поэтическими средствами выражен мотив неволи? (эпитеты, параллелизм – орёл молодой).

  4. Как возникает общее желание воли, мотив устремлённости к другой жизни?

(давай улетим).

  1. Какая свобода рассматривается в стихотворении? (свобода физическая, свобода из-за решёток) – запись в тетрадях.

Историческая справка. Стихотворение создано в период южной ссылки и выражает душевное состояние поэта, чувствующего себя узником.



Стихотворение «Анчар».

  1. Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (возмущение, боль, жалость).

  2. О чём стихотворение? Из скольких частей состоит? (краткий пересказ, состоит из 2-х частей, описания и повеления человека человеку).

  3. Как ведут себя животные? (всё живое по собственной воле не идёт, избегает это дерево. Живая природа разумна и нравственна, потому что сторонится зла, игнорирует зло, не способна к нему).

  4. В представлении Пушкина царь – человек. А раб? Почему один человек может послать другого на верную смерть? (смысл выявляется в последующих строках, где один человек именуется раб, а другой – царь. Перед лицом природы оба человека равны между собой, но в человеческом обществе один из них – владыка, а другой раб.)

  5. Где больше несвободы – в природе или обществе? (человек сам порождает несвободу. Сильный лишает свободы слабого)



«К Чаадаеву».

  1. Определите жанр и композицию стихотворения (послание в форме обращения к другу).

  2. К чему призывает лирический герой своего друга? (призывает бороться за свободу Отчизны, её посвятить души прекрасные порывы).

  3. Выделите ключевые слова, отражающие отношение Пушкина к свободе (свободою горим, звезда пленительного счастья, на обломках самовластья напишут наши имена).

  4. С чем связана свобода в стихотворении? (Свобода связана с жизнью сердца, с душой, с тем, что внутри).

  5. Во что верит лирический герой? (Они верят, что свобода – это звезда пленительного счастья, следуя за этой звездой, они уничтожат самовластье, то есть беззаконие и будут за это прославлены).



«Деревня»

  1. С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? (поездка в родовое поместье Михайловское в Псковской губернии).

  2. Сколько частей в стихотворении? О чём они? Перечитайте 2 часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина? (Две части. Первая – восхищение красотами природы и простыми деревенскими нравами, а вторая часть – сатира, ведущая к выводу о необходимости отмены крепостного права. Свобода и несвобода. Крепостное право и барство дикое).

  3. Что обличает Пушкин и за что ратует, что выражает в стихотворении? (Обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый?»).



2 группа Поэма «Цыганы» и ода «Вольность»



«Цыганы»

  1. Назовите главного героя поэмы, охарактеризуйте его. (Алеко в поисках свободы бежит из культурного общества, неволи душных городов к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. именно там, у цыган, он полностью хочет удовлетворить своё страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы).

  2. В кого влюбляется герой? Как он ведёт себя с героиней? (Когда Земфира влюбляется в молодого цыгана, Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать её для других (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые права. Я не таков, нет, я не споря, от прав моих не откажусь.)

  3. Как понимает свободу Алеко? (Свобода нужна только ему)

  4. Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с её новым возлюбленным? (Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана, её возлюбленного).

  5. Что показывает автор в поэме? (Полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни возможны только для общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и слабых. Мы робки и добры душою. Ты зол и смел – оставь же нас. Пушкин показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов).

  6. Составьте синквейн по поэме.

Правила написания синквейна:

1 строка – 1 слово – существительное;

2 строка – 2 слова – прилагательные (описание темы)

3 строка- 3 глагола или деепричастия (описание действия в рамках этой темы)

4 строка – фраза из 4 слов (отношение к теме, чувства, эмоции)

5 строка – повторение сути темы одним словом или словосочетанием – синонимом)

Алеко;

свободный, ревнивый;

любит, ревнует, убивает;

хочет свободы только себе;

убийца.



«Вольность»

1) Определите самые важные – ключевые – строчки в каждой из строф.

2) Какую программу излагает лирический герой?

(Программу поэта-гражданина. Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.)

3) Какое утверждение и призыв звучат в оде?

(Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой)

(Подлинная свобода возможна лишь при верховенстве законов и над властителями, и над народом. Нарушение закона гибельно для государства и для свободы. Лирический герой призывает свято соблюдать закон.)

«Капитанская дочка»



1) Какое событие стало исторической основой произведения? (…сообщение учителя истории)

2) Кто является главными героями? (Гринёв и Пугачёв)

3) Какая центральная проблема романа? (Проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств)

4) Свободен ли Пугачёв в своих поступках? (нет. А. Присер: во время второй встречи Гринёва с Пугачёвым, Пугачёв волен идти в Москву – ибо того же хочет войско, но миловать он должен с оглядкой. Он не волен назваться Емельяном Пугачёвым, он для народа государь, только так он может повести за собой народ. Он полностью подчинён тому бунту, той стихии, которую разбудил.)

5) Какой герой обладает свободой? (Гринёв. Он подчиняет свое поведение высшей закономерности – закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Обязательства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его подчинено закона дворянской чести. Кодексу русского рыцарства, чувству долга.).

Как вы уже поняли, мы сегодня говорили об одной из самых важных тем в творчестве А.С.Пушкина. Теме свободы, воли. Термин свобода – многозначный. Послушаем, как он трактуется с точки зрения обществознания.

Давайте теперь охарактеризуем проявление «Свободы» в каждой группе.

Первая группа«К Чаадаеву» термин рассматривается с точки зрения внутренней свободы, без которой Пушкин не мыслил достижения свободы общественной.

В стихотворении «Деревня» - свобода, как освобождение от крепостного права через волю царя.

В стихотворении «Анчар» свобода - власть держащих и покорность неимущих.

«Узник» – физическая несвобода, нахождение за решёткой.

Вторая группа. Поэма «Алеко». Свобода одного не должна ограничивать свободу другого.

Ода «Вольность» - свобода возможна лишь при верховенстве законов и над властителями, и над народом. Свобода возможна лишь при соблюдении законов.

Давайте поработаем над словом «свобода».

Подберите антоним – рабство, подчинённость, несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен.

Синоним – воля, независимость.

Ассоциации, которые возникают при слове несвобода – тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания.

Ассоциации при слове свобода – воздух, море, небо, птица.

А что значит свобода и несвобода в вашем представлении?

Как свобода связана с законом?

Имеем ли мы право лишать человека свободы?

Имеем ли право нарушать закон?

Может ли быть у человека неограниченная свобода?

Рефлексия

Информация о домашнем задании

Итоги урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!