СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему: С.Есенин "Лебёдушка". Урок  прививает интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 4 классе»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: С.Есенин «Лебёдушка».

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С.Есенина.

Задачи урока:

Обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина; работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

Развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

-презентация;

- выставка книг С.А. Есенина;

- музыка к стихам С.Есенина («Над окошком месяц»);

- музыка Сен-Санса со слайд - фильмом;

- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского "Лебединое озеро"- танец маленьких лебедей;

- сундучок рассуждений

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока:

  1. Организационный момент. Релаксация.

Звучит музыка («Над окошком месяц»)

« Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные берёзки,

Задрожало зеркало затона, Растрепали шёлковые косы,

Брезжит свет на заводи речные Шелестят зелёные серёжки,

И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!

  1. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний (под музыку).

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Душа поэта – тонкая струна, И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

Дотронешься – и зазвучит она! В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. А. Есенина (слайд).

-Что вы знаете о жизни и творчестве Есенина?

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

-Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к 
природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к 
человеку.
- Давайте вспомним его стихи, которые мы уже читали. 

3. Проверка домашнего задания: чтение стихов С.А. Есенина.
(«Черемуха», «Белая береза», «Пороша»)

О чем они? Что объединяет эти стихи?

( поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека)

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

4. Мотивация, для чего?

(Выставка книг Есенина).

-- Перед вами выставка книг Сергея Есенина. Они есть в нашей библиотеке, но , к сожалению, у нас их очень мало, нет большого разнообразия. Конечно , вы догадались, что сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением Есенина. Вы посмотрите, какая яркая, многообразная у него поэзия, увидите красоту его лирического произведения.

– А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, о какой птице мы будем читать стихотворение?

Чтение учителем загадки.

Летят, белыми крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо, гордо умеют держаться, 
Бесшумно на воду садятся. (Лебеди)

- Стихотворение с таким названием, только очень ласковым - «Лебедушка», мы будем читать

Предположите, о ком будет идти речь?

- Что знаете об этих птицах?

(Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой. )


- В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?

(Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

(Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Есенин написал это стихотворение).


5. Настрой на слушание стихотворения.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

6. Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Что чувствовали, когда я читала это стихотворение? (чувство грусти, печали, сначала светлое, радостное, рождение нового дня, потом тревожное, трагическое, появление беды…)(чувство страха и чувство восхищения)

Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

Прочитаем 1,2,3 строфы.

Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?

(подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

Прочитаем с 4 по 11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале

- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки

- трава шелковая - нежная

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро

- цветы лазоревые - светло-синий тон

- волны пряные - издающие запах

Где встречались с такими эпитетами? (в сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

Прочитаем 12,13,14 строфы

Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

Подберите синонимы к слову дозорила - охранял ; хоронились – прятались;

не чуяла – не чувствовала; ватага – шумная толпа.

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

7. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали В сторону руки, плавно помашем -

Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят.

Вниз опустили и увидали - Как они сядут, тоже покажем:

Ветер сбивает росу. Крылья сложили назад.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы)

Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

Замените слово «доблестный» синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

Птица была отважной, смелой, храброй.

Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

Как она себя вела? (23 строфа) Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы) Самым трагическим? (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (образ мамы)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

Как вы относитесь к Лебедушке?

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

8. Работа над цветописью и звукописью.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук .

9. Работа над выразительностью чтения.

Как я читала стихи? (Нараспев)

В каких жанрах встречались с таким чтением? (В былинах, в сказках)

Стихотворение действительно очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. Немецкий философ Альберт Швейцер сказал: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни».

И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

-Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

-Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

-Сейчас мы попробуем с помощью интерактивной доски составить характеристики главным героям нашего произведения.

лебедь чёрный орёл

заботливая

хищный

гордая

умная

сильный

белая

не знает жалости

любящая мать


А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

10. Выразительное чтение стихотворения (3 человека).

11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте и посмотрите отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

- Художник Врубель назвал свою картину её именем «Царевна-лебедь" (демонстрируется репродукция картины)

12. Работа с “сундучком размышлений”.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Людей, размышляющих о жизни, называют философами. Давайте и мы с вами на несколько минут превратимся в философов. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Проведем торжественный ритуал: зажжем свечу, пусть ее пламя осеняет вашу работу, дарит вам живую творческую мысль, ведь свеча – символ вечной мысли (Звучит спокойная музыка. Торжественное зажжение свечи. Передача ее из рук в руки. Установка на видном месте.)

Все вопросы собираются в “сундучок размышлений”. Дети достают листочки с вопросами и отвечают на них (часть вопросов можно оставить на следующий урок).

Вопросы из “сундучка размышлений”:

  • Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования…)

  • Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор в своем произведении? (образ мамы)

  • А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка ее самой)

  • Как вы относитесь к Лебедушке? (меня трогает эта преданность своим детям)

  • Восхищает ли вас Лебедушка своим поступком? (она восхищает своей смелостью, пожертвованием собой, своей жизнью, ради спасения жизни своих детей)

13. Творческая мастерская «Если бы я был волшебником».

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.) (дети придумывают, что появился охотник; все успели спрятаться в камыши; появился папа – лебедь; грянул гром, сверкнула молния, 
появился вертолет и т. д.)

Как устроилась судьба детей лебедушки? - Как вы думаете, почему Есенин не придумал счастливый конец этой истории? 

(хотел показать, что мама готова умереть за своих детей)


14. Рефлексия . В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

- А чему нас научила эта история?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…, Мы поняли, что надо любить всё живое, что жизнь хрупка, надо жить, любить жизнь, быть милосердным, ценить мамину любовь)
(- Это стихотворение о любви лебедушки к своим детям, о жертвенности ради детей. Только «родимая матушка», как говорит Есенин, способна пожертвовать жизнью ради своих детей.)

Слово учителя о матери.
- Я надеюсь, С.А. Есенин поможет вам сегодня немного иначе взглянуть на своих матерей.

-Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом со словом «Родина». Это определяет самое светлое, что есть на земле. Без любви к матери, нет любви к Родине.
« Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нем любви к матери.»


- А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

Наша планета в наших с вами руках. Давайте озеленим, оживим этот земной шар (на ватмане рисунок земного шара). И пусть не по-настоящему мы пока это делаем, но я верю в вашу доброту и сострадание, и я верю, что этими руками вы посадите настоящее, живое дерево и не дадите в обиду живое вокруг вас. (Дети берут иллюстрации с изображениями цветов, зверей, птиц и наклеивают их на земной шар.)

Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания. Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!

15. Итоги урока.

-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!


- Всех благодарю за работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Выразительно читать понравившийся отрывок (по желанию выучить его наизусть )


. Звучит звук колокола…

В руках у учителя макет сердца (внутри лампочка) сердце светится красным цветом, макет поднимает высоко над головой. Учитель читает стихотворение.

(Автор стихотворения учитель Тощёва Е.Г.):

Любите жизнь. Цените жизнь.
Ведь жизнь так быстротечна.
Цени добро, твори добро.
И всё успеть надейся.
Ведь просто быть чуть – чуть добрей, 
Так мало и так – много.
Твори добро, неси добро,
Ведь жизнь – она не вечна!



Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным).

- Спасибо за урок.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!