СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь»»

Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Предмет: обществознание. Класс: 7.

Учитель: Сазонова Н.В.

Цели: -расширить знания в области охраны природы;

- рассмотреть примеры и последствия безответственного отношения общества к природным ресурсам;

-познакомиться с требованиями экологической морали.

-. развивать умения работать с фактами, документальными источниками.

- развивать умения обобщать и делать выводы;

- развивать  умение отстаивать выбранную точку, находить доказательства или опровержения;

- развивать у учащихся познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.)

- формирование у учащихся гражданской позиции, экологической грамотности.

- воспитание умения  работать в малых группах;

Девизом нашего урока я взяла следующие слова: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы, живая».  

Сегодня нам с вами необходимо повторить материал прошлого урока – воздействие человека на природу, и при разборе новой темы мы будем использовать следующие термины: прошу обратить внимание на глоссарий: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

I. Повторение пройденного материала.

Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тесную связь!

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает понятие «природа»?

Отлично, давайте составим небольшой наглядный кластер -

На доске – плакат – по центру – ПРИРОДА.

Ребята, задание(1) в рабочих местах.. На это дается 1 минута. Время пошло –

(Один ученик у доски)

 После того, как ученики напишут, я располагаю рядом – В СТОРОНЕ И ЧУТЬ ВЫШЕ ПЛАНЕТЫ – фигурку человека.

И вопрос классу – РЕБЯТА, ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА Я РАСПОЛОЖИЛА В СТОРОНЕ ОТ ПРИРОДЫ?  

как вы думаете, , почему ?

Давайте вспомним определение общества (2) – ПОКАЗАТЬ НА ГЛОССАРИЙ.

Про часть материального мира, обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную…-

почему человек не разорвал полностью связь с природой? –(3)

привели примеры.

 Итак, мы с вами пришли к выводу, что природа и человек – единое целое, природа дает человеку все необходимое для существования ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС.(4) о каком воздействии человека на природу идет речь?

Они говорят – негативное.

Ребята, ПРИВЕДИТЕ факты. ПРИВОДЯТ.

таким образом, мы с вами видим, что человек использует природу для того, чтобы выжить, но при этом он не заметил, что создал угрозу существованию планеты, единственной обитаемой в Солнечной системе, нарушил экологическое равновесие

Есть такая наука – экология, в переводе с греческого – наука о доме.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КЛАСТЕРУ – РИСУЕМ красную СТРЕЛКУ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ. – таким образом, ребята, человек СОЗДАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ!!!

А КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ? ГОВОРЯТ

ХОРОШО, РЕБЯТА, РАЗ ВЫ ЗНАЕТЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ?

2. Сообщение темы и цели урока. Что значит относиться к природе по-человечески (Рассказ с элементами беседы.)

На этот вопрос Вы, наверное, могли бы дать свой ответ. Однако не будем торопиться. Давайте сначала познакомимся с рассказом об одной замечательной семье. С.213; 132

Как Вы думаете, почему биологи Пажетновы отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что Вас особенно поразило в жизни и работе учёных?

А теперь давайте подумаем, что побуждает Пажетновых вести такой трудный, можно сказать, героический образ жизни. Ведь не ради денег обрекли они себя на одиночество и затворничество – они получают обычную скромную зарплату учёных.

Значит, надо искать другую причину, какое-то глубокое побуждение, внутреннее чувство, которое оказывает такое сильное влияние на их поведение. Как же называют это чувство?

Наверное, Вы уже догадались, что речь идёт об ответственности. Какое же это важное моральное качество – ответственность! Благодаря труду людей ответственных, честно выполняющих свой долг, выращивается хлеб, работают заводы, школы, больницы, строятся дома, производятся продукты питания и одежда, развивается наука. А также сохраняется природа.

Чтобы лучше представить себе человека ответственного, давайте нарисуем его портрет. Есть портреты, написанные красками или карандашом, а мы нарисуем портрет словами. Конечно, мы не станем перечислять все черты такого человека, а назовём только несколько главных, основных. Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить.

А теперь вернёмся к семье Пажетновых. Задайте себе вопросы: можно ли утверждать, что они активно, настойчиво делают полезное дело? Можно ли сказать, что они проявляют заботу об окружающих? Можно ли сказать, что они стараются заранее предвидеть последствия своих действий?

Думается, на все эти вопросы вы ответите утвердительно. Да, учёные активно делают доброе, полезное дело, они тревожатся и заботятся о медвежатах, а если посмотреть шире – о сохранении бурого медведя в лесах России. И при этом учёные заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой. Вот поэтому Вы можете утверждать, что учёные руководствуются высоким моральным чувством ответственности. У вас может возникнуть вопрос: перед кем? Ответим: прежде всего, перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью.

Вот такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Потому что оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и жизнь вообще.


Путешествие в прошлое с.215,133


Тяжёлые последствия безответственности (с.215,134)


К сожалению, мы не можем утверждать, что все люди всегда ведут себя ответственно. Вы и сами не раз сталкивались с безответственным отношением к природе. К чему может привести безответственность, вы поймёте из наших дальнейших рассуждений.

Может быть, вы читали сказку Н. Телешова «Белая цапля»? с.215;134 Там рассказано о принцессе Изольде, которая жила далеко на севере, на одиноком острове. Она была красива и очень добра к своему народу. Пришло время выходить замуж, и стала она готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похоже на снег, а головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась делать платье, но вот создать головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришёл загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать хохолок и укрепить на нём мелкие алмазы, получится именно то, о чём мечтает принцесса. Только для этого нужно убить птицу.

Конечно, Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить только одну, ничего страшного не случится, всё равно со временем она умрёт. И Изольда велела старику отправляться в путь.

Перед самой свадьбой он явился во дворец и молча протянул Изольде белые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.

Зачитать вслух последующий диалог Изольды со стариком и окончание сказки.

К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь её поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла – этого мало? А что нужно делать? ( А НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ТАКОЕ)

  • ФИЗМИНУТКА Из предложенного списка человеческих качеств выбери те, на твой взгляд, свойственны человеку безответственному:

(порядочность, любовь к прекрасному, легкомыслие, беззаботность, щедрость, подлость, доброта, общительность, трудолюбие, надёжность, безжалостность, эгоистичность, равнодушие,).Мы нарисовали портрет безответственного человека

Экологическая мораль

Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, мораль нас осуждает, говорит, что мы совершили злой поступок. А если мы сделаем что-то вредное природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется. (работа по вариантам)

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой.

Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.

Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как вы хотите, чтобы она относилась к вам.

Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали:

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

  2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Вопросы самоконтроля:


  • Какое отношение людей к природе вы знаете? Опишите важнейшие черты человека ответственного. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

  • Опиши важнейшие черты человека ответственного.

  • По каким чертам поведения можно узнать человека безответственного? В чём состоит опасность безответственности?

  • Какое отношение к природе выбираете лично вы? Объясните почему.

  • Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?

  • В чём состоит главный смысл экологической морали? Вспомните три главных правила экологической морали. В чём состоит главный смысл экологической морали?

- Сравните смысл двух высказываний: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё - наша задача». (И. Мичурин)

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали». (В. Коняхин)

3. Объясните своими словами смысл каждого из высказываний.

4. Какому принципу экологической морали соответствует каждое из высказываний?

5. С автором какого высказывания ты согласен? Почему?

6.ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ИГРУ «ПРИВЕДЕМ ПЛАНЕТУ В ПОРЯДОК!»

Ребята, мы с вами выяснили, что человек ОКАЗЫВАЯ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ – СОЗДАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕННО ОТ НЕГО, Т.Е. ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО РУКАХ РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.

И В ЗАВЕРШЕНИЕ, я хотелА бы привести слова Норберта Винера (философ)

«Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя» -

все начинается с малого………ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Домашнее задание:

№ 1 – рассчитайте количество мусора, который производит среднестатистическая семья за год, если известно, что за две недели выходит около 12 кг?

№ 2 – Какое количество мусора производят жильцы обычного 60-квартирного дома за год? За 10 лет?





































Рабочий лист урока обществознания

«Охранять природу – значит охранять жизнь»

  1. Выберите из приведенного списка то, что относится к природе, и запишите их на аппликациях:

Вода; растения; животные; насекомые; естественная среда обитания; все, что создано человеком; блеск молнии; озера; пруды; ручьи; компьютеры; автомобили; белка; медведь

  1. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими

  1. Связь человека с природой: ПРИМЕРЫ

- Стулья и парты, которыми пользуются ученики в школах, сделаны из прессованных опилок, образующихся при обработке древесины;

 - у всех  наземных  растений и большей часть водных  в ходе  фотосинтеза выделяется кислород;

- одним из продуктов дифракции нефти является бензин, который используется в двигателях внутреннего сгорания

- природа дает человеку все, что ему необходимо для удовлетворения его потребностей

  1. Какой вид воздействия человека на природу характеризуют данные явления:

Загрязнение атмосферы; Уничтожение озонового слоя Земли; Вырубка лесов; Загрязнение водоемов; Авария на Чернобыльской атомной электростанции; Красная книга – исчезновение многих видов животных и растений; Под угрозой исчезновения – сайгаки, уссурийский тигр и т.д.

  1. Ролевая  игра. Правила:

АНАЛИТИКИ – должны предложить ряд аргументов в пользу предложенной проблемы  (ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭТА ПРОБЛЕМА?)

ПРАГМАТИКИ – должны предложить ряд практических решений проблемы (КАК РЕШИТЬ?)

  1. ТРИ  ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ:

1 – Я лично несу ответственность за сохранение природы

2 – Я не причиню зла живому (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)

3 – Я помогу любой жизни (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)

  1. Домашнее задание:

№ 1 – рассчитайте количество мусора, который производит среднестатистическая семья за год, если известно, что за две недели выходит около 12 кг?

№ 2 – Какое количество мусора производят жильцы обычного 60-квартирного дома за год? За 10 лет?













ПРО МУСОР ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

Мусор – проблема XXI века. Деятельность человека способствует возникновению огромной массы различного мусора. Ежегодно увеличивается объем вывозимых на свалки отходов, что ухудшает экологическую обстановку, особенно в крупных городах.

Население, живущее близ мусорных свалок, страдает от вредных насекомых и грызунов, таких как тараканы и крысы.

Вывоз отходов становится все более дорогой процедурой, что связано с недостатком места для мусорных свалок.

Крупные города производят огромное количество отходов – Москва производит ежедневно около 10 тонн мусора.

Мировой океан превращается в место сброса нефтепродуктов и жидких отходов – море превращается в громадную загрязненную экосистему.

ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Стараться производить меньше мусора – не бери лишних пакетов в магазине, если собираешься их выбрасывать

Не покупай больше, чем может понадобиться

Не спешите выбрасывать старые вещи

При покупке товаров обращай внимание на знак экологической чистоты на упаковке.

Пластиковые бутылки и пакеты выбрасываются, хотя их можно переработать.

Ввести новые технологии на производстве – переработка материалов

Организовывать пункты приема вторичного сырья

Повысить экологическую культуру населения

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

Подъем температуры планеты в результате тепловой энергии, которая появляется в атмосфере из-за нагревания газов.

Изменения климата связаны со сжиганием ископаемого топлива (нефти, газа, угля), а также сведением лесов – естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

Накопление в атмосфере углекислого газа приводит к глобальному изменению климата - потепление

Последствия – потепление климата; таяние ледников, повышение уровня моря – затопление земли.

                                ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Человек в силах смягчить климатические изменения.

Необходимо ограничить потребление ископаемого природного топлива (угля, нефти, газа)

Надо внедрить меры по энергосбережению

развивать новые экологически чистые технологии

Восстанавливать леса, предотвращать лесные пожары

Более широко использовать возобновляемые источники энергии (ветер, солнечная энергия)

ПРО ПРЕСНУЮ ВОДУ ДЛЯ АНАЛИТИКОВ

В ходе гниения и разрушения мусора формируются канцерогены. Попадая в водные объекты, они делают воду непригодной для питья.  

Многочисленные заводы и фабрики сливают отходы в реки и озера.

Вредные вещества (дымы фабрик, выхлопные газы) попадают в атмосферу и возвращаются в виде кислотных дождей, что губительно сказывается на экологии.

В ХХ веке население Земли выросло в три раза, потребление воды – в 13 раз, пресной воды стало не хватать.Суточный расход жителя города – ок.100-400 литров в сутки.

ДЛЯ ПРАГМАТИКОВ

Экономия расхода воды

Опреснение морской воды или соленой воды из подземных источников

Конденсация воды из атмосферы -  перевод из газообразного (парообразного) в жидкое состояние

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!