Урок по обществознанию в 7 классе на тему: "Подросток и его права".

                                                                      «Поэтом можешь ты не быть,

                                                                       Но гражданином быть обязан».

                                                                                           (Н.А.Некрасов)

              «Кто истинно свободен? Тот, кто не  раболепствует собственным

               страстям и чужим прихотям».

                                                                                            ( Ф. Глинка)

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 7 классе на тему: "Подросток и его права".»

Урок обществознания в 7 классе

Учитель: Анчикова Римма Пантелеймоновна


Тема: Подросток и его права.


Цели: Выяснить какими правами пользуются подростки, дать общую характеристику основных прав человека; прав ребенка.

Совершенствовать умения учащихся работать с учебником, документами, решать задачи.

Способствовать воспитанию уважения к закону, гражданской позиции.

Пособия: учебник «Обществознание», презентация, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, «Конвенция о правах ребенка».

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

(Н.А.Некрасов)

«Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным

страстям и чужим прихотям».

( Ф. Глинка)

Ход урока



  1. Сообщение темы и цели.

  2. Изучение новой темы.

Для создания мотивации учащихся учитель предлагает про­должить следующие фразы, подобрав доказательства.

«Ребёнку нужны особые права, потому что...»

  • «Ребёнку не нужны особые права, потому что...»

(Ответы учащихся могут быть следующими: права не нужны, потому что взрослые должны защищать ребёнка; он ещё маленький, чтобы правильно воспользоваться правами. У ребёнка должны быть права, особенно у тех, кто остался без родителей, нужны права и ученикам и т.д. В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что ребёнку просто необходимы особые права.)

2. Рассказ:

Основные права.

  • Группы прав.

Работа по таблице (презентация).

  • Правоспособность – это возможность иметь права и обязанности.

  • Дееспособность – способность своими действиями приобретать права, создавать обязанности и осуществлять их.

3. Сообщение учащегося о правах ребенка.

В 1959 году была принята Декларация прав ребенка, где были зафиксированы основные права детей, такие как право воспитываться в семье, право на образование и медицинскую помощь, право на жизнь, на свободу и другие. К сожалению, не все положения Деклара­ции выполнялись, потому что это рекомендательный документ.

В ООН стали разрабатывать новый документ о правах детей, с тем, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств, ко­торые подпишут его. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Россия од­на из первых стран, подписавших Конвенцию. Присоединившись к Конвенции, Россия, как субъект международного права, заявила о своем обязательстве пересмотреть национальное законодательство для обеспечения его соответствия положе­ниям Конвенции. В связи с этим 24 июля 1998 года был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ко­торый не только закрепил правовой статус ребёнка, как самостоятель­ного субъекта правоотношений, но определил принципы государст­венной политики в области детей.

Проблема защиты прав и законных интересов детей поставила мировое сообщество перед необходимостью выяснять наиболее уяз­вимые стороны их жизни. Информация о проблемах детей, о нуждах и интересах детей, о защите их прав отражается в регулярных докладах Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Положение детей в мире».

Согласно докладу: «К сожалению, до сих пор 120 млн. детей лишены возможности посещать школу. Ежегодно 3,5 млн. детей уми­рают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению. В развивающихся странах примерно 155 млн. детей до 5 лет живут в абсолютной бедности, около 100 млн. детей вынуждены существовать за счет мелкого воровства или изнурительной работы».

4. Работа с документом.

Извлечение из «Конвенции о правах ребенка»

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ЗАКОНАХ И ПРАВИЛАХ

(пункт 12 «Общих руководящих принципов...»)

Статья 1

45. По действующему российскому законодательству:
— возраст достижения совершеннолетия18 лет; при вступлении в брак до 18 лет ребенок признается совершеннолетним со времени вступления в брак (Граж­данский кодекс);

  • понятия минимального возраста для прекращения обязательного образования не существует; обязательным является основное общее образование 9 классов (За­кон «Об образовании»);

  • минимальный возраст для занятости 16 лет; в исключительных случаях по согласованию с профсою­зами он может быть снижен до 15 лет. При условии согласия родителей, наличии свободного времени, отсут­ствии вреда для здоровья ребенку может быть разре­шена неполная занятость с 14 лет (Кодекс законов о труде);

  • минимальный возраст для уголовной ответствен­ности14 лет (Уголовный кодекс);

  • минимальный возраст для лишения свободы — 14 лет (Уголовный кодекс);

  • минимальный возраст для вступления в брак — 18 лет, который может быть снижен по решению местных органов исполнительной власти не более чем на два года (Кодекс о браке и семье);

  • минимальный возраст для обязательной (а также добровольной) воинской службы18 лет (Закон «О воинской обязанности»);

  • возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков — до 18 года (Правила торговли);

  • по другим показателям Конвенции минимальный возраст детей в законодательстве не определен.

Вопросы к документу:

  1. В каком случае ребенок признается совершеннолетним до достижения 18 лет?

  2. Каков минимальный возраст для уголовной ответственности?

  3. Каков минимальный возраст для лишения свободы?

  4. Каков минимальный возраст для прекращения обязательного образования?

Каков возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков?

5. Самостоятельная работа:

  • Прочитать дополнительный материал с. 113 учебника.

  • Ответить на вопросы:

  • Кто считается ребенком?

  • Почему права человека должны принадлежать подростку?

  • Обладает ли подросток такими же правами, как и взрослый?

  • Работа по тексту «Декларация прав ребенка» - основные положения.

Личные (гражданские) права и свободы - это права, которые необходимы для охраны жизни человека, свободы, достоинства и другие естественные права, связанные с частной жизнью человека.

Право на жизнь - фундаментально право, так с его утра­той не имеют смысла все другие права. Это право личности на сво­бодное распоряжение своей жизнью, это право на защиту от любых посягательств со стороны государства и других людей.

Право на личную неприкосновенность: человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест допус­кается только по решению суда, а без него не более, чем на 48 часов. Человек может совершать любые действия, не противореча­щие закону.

Право на неприкосновенность частной жизни: для сбора информации о личной жизни человека необходимо его согласие. Каждый человек имеет право на тайну телефонных переговоров, поч­товых и других сообщений, государственные органы не могут злоупотреблять личными данными человека. Ограничение этого права возможно только по решению суда.

Право на неприкосновенность жилища: каждый человек имеет право на уединение в своем доме. Посторонние люди могут зайти в его дом только с согласия хозяев. Ограничения этого права: постановление суда, санкция прокурора.

Свобода передвижения: возможность свободно переме­щаться внутри страны и выезжать за её пределы.

Свобода вероисповедания: государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Чело­век может свободно действовать согласно своим убеждениям.

Свобода мысли и слова: мысли, убеждения человека отно­сятся к сфере его личной жизни в которую без его согласия никто не может вторгаться. Никто не может быть принужден к выраже­нию своих убеждений или отказу от них.

Право на образование: возможность получения знаний и на­выков, необходимых в жизни.

Индивидуальная работа.

Работа с источником. Решение ситуационных задач. «Извлечения из Конвенции о правах ребенка».

  • Родители Лены находятся в разводе. Во время летних каникул ее мама запрещает дочери поехать в гости к бабушке по отцовской линии. (Свобода передвижения)

  • Петя по воскресеньям и другим праздникам ходит в храм. Поет в церковном хоре. (Свобода вероисповедования)

  • Мама проводя уборку в комнате нашла дневник Кати, прочитала его, забрала его, а девочку отругала.. (Право на неприкосновенность частной жизни)

  • Алеша получил двойку по геометрии. Дома его ждал неприятный разговор с родителями. И наказание ремнем. (Право на личную неприкосновенность).

  • Родители Коли запрещают ему дружить с Мишей, потому что он плохо учиться. (Право на неприкосновенность частной жизни).

  • Таня считает, что снежный человек существует, а старшая сестра Света навязывает ей мысль о том, что йети нет. (Свобода мысли)

Групповая работа:

Как вы понимаете выражение «Права одного человека закан­чиваются там, где начинаются права других людей»? (Это вопрос можно рассмотреть по группам, проиилюстрирвать ситуациями.) Ответь: о каких видах прав идет речь?

  • Маша и Лена сестры, они живут в одной комнате. Маша пришла из школы очень расстроенная и хочет послушать свою любимую музыку, но Лена готовится к сдаче экзамена в институте. (Право на образование, отдых)

  • Ты решил пригласить своих друзей к себе, чтобы устроить вечеринку. До экзаменов осталось три недели, это послед­ний шанс собраться. Но родители против, мама говорит, что не хочет опять после вас убираться, папа, что очень устает после работы, бабушка, что хочет тишины. Но дру­зья настаивают. (Право неприкосновенность частной жизни)

  • Коля и Саша - давние друзья. Коля привык ездить в школу на велосипеде. Но пока он лежал в больнице, он одолжил велоси­пед Саше. После выписки Коля хочет вернуть велосипед, но Саша не отдает, так как считает, что новые друзья будут над ним смеяться, если он будет ходить в школу пешком. (Право собственности)

  • Ты гуляешь в парке с друзьями. И вдруг видишь соседских девчонок, которые собирают бутылки. Девочки живут без родителей вместе с бабушкой, денег не хватает. Ты зна­ешь, что это отличные девчонки, но твои друзья начали от­крыто издеваться над ними. (Право неприкосновенность частной жизни)

II. Вопросы для закрепления.

  • Как права человека связаны с его потребностями ?

  • Какие группы прав выделены ?

  • Как происходило признание прав человека в международном масштабе??

  • Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Российской Федерации??

  • Почему для нормальной жизни общества необходимо , чтобы все люди не только имели права , но и исполняли обязанности?


— Каковы основные гражданские права?

— В чем заключаются политические права? Приведите примеры экономических, социальных и культурных прав.

-- В ХХ веке появилось много важных документов (в том числе международных) о защите прав ребенка и подростка. С чем, на ваш взгляд, это связано?

Расскажите о Конвенции о правах ребенка. Кем и для чего принят этот международный документ?

— Перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в своей жизни.


— Что такое правоспособность и дееспособность?

Выборочное тестирование.

1) Назовите международные документы по правам ребенка:

а) Конституция:

б) Конвенция;

в) Декларация.

2) Какие права являются гражданскими:

а) право на жизнь;

б) право на труд;

в) избирательные права;

г) право на личную неприкосновенность;

д) право на образование;

е) право на свободу передвижения.

3) Выберите те права, которые являются социально-экономи­ческими:

а) право на жилище;

б) право на свободу объединений;

в) право на личную неприкосновенность;

г) право на охрану здоровья.
4) Выберите политические права:

а) право на неприкосновенность жилища;

б) право на объединение;

в) право на свободу информации;

г) право на жизнь;

д) избирательные права.

  1. Фундаментальным правом является:

а) право на личную неприкосновенность;

б) право на жизнь;

в) право на образование;

г) право на неприкосновенность частной жизни.

  1. Естественные права, связанные с частной жизнью человека относятся к группе:

а) политических;

б) социально-экономических;

в) гражданских.

  1. Конвенция по правам ребенка появилась в:

а) 1985 году; г) 1989 году;

б) 1959 году; д) 1990 году;

в) 1993 году; е) 1987 году.

  1. Создает доклад о положении детей в мире:

а) ООН;

б) ЮНЕСКО;

в) ЮНИСЕФ;

г) Совет безопасности.


9) Первым документом по правам ребенка стала:

а) Конституция;

б) Конвенция;

в) Декларация;

г) Доклад ЮНИСЕФ.


10) Какой из документов является обязательным к исполне­нию для стран, подписавших его:

а) Конституция;

б) Декларация;

в) Конвенция.


Ответы:


1) б, в

2) а, г

3) а, г

4) б, в, д

5) б

6) в

7) г

8) в

9) в

10) в



IV. Домашнее задание: придумать ситуации нарушения и защиты прав детей и подростков.







Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас