Конспект урока по курсу «Окружающий мир».
Программа «Школа России» 1 класс.
Автор: учитель начальных классов 1 кв.категории Зверева Л.Г.
Тема: Весенние изменения природы.
Тип урока: урок-погружение.
Предметные области: окружающий мир, русский язык, информационные технологии.
Форма работы: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.
Образовательная цель:
познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, музыки.
научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
показать связь изучаемых предметов с жизнью;
обогащать и расширять словарный запас;
Планируемые результаты: формирование универсальных учебных действий,
ученик учится:
-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-определять основную и второстепенную информацию;
-самостоятельное создание алгоритма деятельности, решение учебной задачи;
Познавательные знаково-символические: построение модели
Познавательные логические УД:
-анализировать объекты с целью выделения признаков;
-выбирать оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
ученик развивает навыки:
- соотносить то, что уже известно, и то что еще не известно;
- оценивать результаты своей работы;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
ученик учится:
-взаимодействовать в паре, группе.
-задавать вопросы;
-контролировать , корректировать действия партнера;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи.
у ученика будут формироваться:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.
Итог, результат:
-составление схемы «Признаки наступления весны».
Ход урока.
Мотивационный. Актуализация знаний детей.
Учитель: На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая). А есть ещё предметы, сделанные руками человека.
- Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой?
(Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру: «Природа - не природа»
Цель игры: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.
Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
2.Ориентировочный . Введение в тему урока.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.
Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.
Аудиозапись «Весенний шум»
-Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)
-Мы вспомнили различия живой и неживой природы, послушали звуки весенней природы.
( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе).
-Ребята на уроке мы не только узнаем об изменениях природы весной , соберем полученные знания в «копилку», но и выполним очень интересную творческую работу.
Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
Работа в парах:(Учитель раздает каждой паре по одной распечатке текста)
Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.
Н.Сладков
День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Н.Сладков
Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
Н.Михайлова
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..
В.Бианки
Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий
Учитель:
-Прочитайте отрывки о весне. Найдите и назовите признаки весны в неживой природе.
-О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце,
небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)
(На доске вывешивается слово Ледоход)
Учитель:
-Что такое ледоход? (анализ значения слова: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)
Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?
3. Исполнительский. Первичное усвоение материала.
- По каким признакам люди узнают о приходе весны? Какова главная причина наступления весны?
- Работа по заполнению схемы – «копилки» знаний. (в виде кластера):
Признаки весны
Потепление
таяние снега
ледоход
осадки
Слайд №2 (весенние изменения в живой природе)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Назовите изменения в жизни зверей весной?
-Какой цветок появляется первым?
- Почему он так называется? Что вы еще знаете об этом растении? (Подснежники занесены в Красную книгу)
-Продолжение заполнения схемы:
Признаки весны
изменение окраски животных
появление детенышей
( Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?
Много преград встречают птицы на своем пути – усталость, голод, непогода. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.
- Посоветуйся с другом: в каком порядке птицы возвращаются из теплых краев?
Задание выполняется у доски одним из представителей группы, дети слушают ответы детей, контролируют, исправляют ошибки .
Групповая работа: Класс делится на команды (по 3 человека)
Цель: закрепление знаний детей о птицах.
Задание: На карточках изображены птицы,
- Подберите названия к каждой птице.
- Разбейте всех птиц на группы. Докажите свой выбор.
На выполнение задание дается 4 минуты.
(ответы групп.)
Сравните выполненное вами задание с образцом.
Рефлексия:
-Назовите зимующих птиц?
-Перелетных?
-Почему птицы улетают?
-Почему возвращаются?
-Какая птица возвращается первой? (Грач)
-Как в природе называют грача? (Вестник весны)
На доске вывешивается слово Вестник (словарная работа).
Заполнение схемы:
Признаки весны
появление насекомых
прилет птиц
Звучит запись голоса скворца.
Мотивация выполнения задания:
Учитель: К нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.
Чтение письма
Дорогая Весна!
Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.
С большим уважением,
Скворец.
Задание: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец?
-(на столах раздаточный материал: различные образцы –изображения природных материалов, листы , клей)
В группах посоветуйтесь.
- Решите из каких материалов можно построить скворечник. Постройте модель домика скворца.
- Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик?
-Куда должно выходить окошко? Почему?
-Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?
(на работу отводится 4 минуты)
Рефлексия: Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?
Слайд №4 (собери скворечник. Можно провести работу у доски.)
Песня скворца.
Учитель:
-Зачем птицы вьют гнезда, а животные строят дома? (Появление потомства)
Слайд №6 (Кто какой домик построил?)
Слайд №7 (Выбери животное, у которого рождается больше всех детенышей?)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель: Ребята посмотрите на нашу схему. Мне кажется, что в ней, чего-то не хватает. О чем мы забыли? (О растениях)
-Что происходит с растениями весной? (Появляются листья и цветения у растений)
Признаки весны
Распускание листьев
и цветений у растений
Учитель:
-Как называются растения, которые появляются ранней весной? (Первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?)
Слайд №8 (экскурсия в весенний лес)
Словарная работа
Кладовые Мать-и-мачеха
4.Контрольный.Подведение итогов.
Признаки весны
- Потепление - Распускание - Изменение окраски - Появление
-Таяние снега листьев у животных насекомых
- Осадки - Цветения - Появление -Прилет птиц
-Ледоход у растений детенышей
Учитель: Давайте вернёмся к цели нашего урока.
-О чем мы хотели узнать на уроке? Чему хотели научиться? Достигли ли мы цели?
-С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?
-Я предлагаю каждому назвать самое главное знание которое получил на уроке.
-Кому было трудно на уроке и почему?
- Что нам не удалось сделать на уроке?
-Вам понравился урок?
Домашнее задание:
Подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.
Как вариант домашнего задания можно предложить ребятам найти загадки о весне, или подобрать вопросы для викторины о весенних птицах, растениях, животных –по выбору.