СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -погружения предназначен для учащихся 1 класса обучающихся по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Неживая природа"»

Конспект урока по курсу «Окружающий мир».

Программа «Школа России» 1 класс.

Автор: учитель начальных классов 1 кв.категории Зверева Л.Г.

Тема: Весенние изменения природы.

Тип урока: урок-погружение.

Предметные области: окружающий мир, русский язык, информационные технологии.

Форма работы: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

Образовательная цель:

  • познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

  • формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, музыки.

  • научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

  • показать связь изучаемых предметов с жизнью;

  • обогащать и расширять словарный запас;


Планируемые результаты: формирование универсальных учебных действий,

  • Познавательные общеучебные УД:

ученик учится:

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-определять основную и второстепенную информацию;

-самостоятельное создание алгоритма деятельности, решение учебной задачи;

Познавательные знаково-символические: построение модели

Познавательные логические УД:

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

-выбирать оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • Регулятивные универсальные УД:

ученик развивает навыки:

- соотносить то, что уже известно, и то что еще не известно;

- оценивать результаты своей работы;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Коммуникативные универсальные УД:

ученик учится:

-взаимодействовать в паре, группе.

-задавать вопросы;

-контролировать , корректировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи.

  • Личностные универсальные УД:

у ученика будут формироваться:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.

Итог, результат:

-составление схемы «Признаки наступления весны».





Ход урока.

  1. Мотивационный. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая). А есть ещё предметы, сделанные руками человека.

- Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой?

(Дышит, питается, растет, размножается, умирает)


Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру: «Природа - не природа»

Цель игры: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.


2.Ориентировочный . Введение в тему урока.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.

Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.

Аудиозапись «Весенний шум»

-Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)

-Мы вспомнили различия живой и неживой природы, послушали звуки весенней природы.

  • Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? О чем вы хотите узнать на уроке с такой темой?

( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе).

-Ребята на уроке мы не только узнаем об изменениях природы весной , соберем полученные знания в «копилку», но и выполним очень интересную творческую работу.


Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

Работа в парах:(Учитель раздает каждой паре по одной распечатке текста)


  • Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.

Н.Сладков

  • На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Н.Сладков

  • Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.

Н.Михайлова

  • 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..

В.Бианки

  • Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.

А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.

Г.Скребицкий


Учитель:

-Прочитайте отрывки о весне. Найдите и назовите признаки весны в неживой природе.

-О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце,

небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)

(На доске вывешивается слово Ледоход)

Учитель:

-Что такое ледоход? (анализ значения слова: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)

Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?


3. Исполнительский. Первичное усвоение материала.

- По каким признакам люди узнают о приходе весны? Какова главная причина наступления весны?

- Работа по заполнению схемы – «копилки» знаний. (в виде кластера):

Признаки весны



Потепление


таяние снега

ледоход

осадки

  • Проблемный диалог:

Слайд №2 (весенние изменения в живой природе)


Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Назовите изменения в жизни зверей весной?

-Какой цветок появляется первым?

- Почему он так называется? Что вы еще знаете об этом растении? (Подснежники занесены в Красную книгу)

-Продолжение заполнения схемы:


Признаки весны



изменение окраски животных

появление детенышей


( Звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?

Много преград встречают птицы на своем пути – усталость, голод, непогода. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.


  • Парная работа: Слайд №3



- Посоветуйся с другом: в каком порядке птицы возвращаются из теплых краев?

Задание выполняется у доски одним из представителей группы, дети слушают ответы детей, контролируют, исправляют ошибки .


  • Осознание и осмысление учебной информации.

Групповая работа: Класс делится на команды (по 3 человека)

Цель: закрепление знаний детей о птицах.

Задание: На карточках изображены птицы,

- Подберите названия к каждой птице.

- Разбейте всех птиц на группы. Докажите свой выбор.

На выполнение задание дается 4 минуты.

(ответы групп.)

Сравните выполненное вами задание с образцом.

Рефлексия:

-Назовите зимующих птиц?

-Перелетных?

-Почему птицы улетают?

-Почему возвращаются?

-Какая птица возвращается первой? (Грач)

-Как в природе называют грача? (Вестник весны)


На доске вывешивается слово Вестник (словарная работа).


Заполнение схемы:

Признаки весны



появление насекомых

прилет птиц


  • Моделирование: Групповая работа:

Звучит запись голоса скворца.

Мотивация выполнения задания:

Учитель: К нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.


Чтение письма

Дорогая Весна!

Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.

С большим уважением,

Скворец.

Задание: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец?

-(на столах раздаточный материал: различные образцы –изображения природных материалов, листы , клей)

В группах посоветуйтесь.

- Решите из каких материалов можно построить скворечник. Постройте модель домика скворца.

- Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик?

-Куда должно выходить окошко? Почему?

-Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?

(на работу отводится 4 минуты)

  • Презентация работ детей.

Рефлексия: Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?

Слайд №4 (собери скворечник. Можно провести работу у доски.)


Песня скворца.


Учитель:

-Зачем птицы вьют гнезда, а животные строят дома? (Появление потомства)

Слайд №6 (Кто какой домик построил?)



Слайд №7 (Выбери животное, у которого рождается больше всех детенышей?)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



Учитель: Ребята посмотрите на нашу схему. Мне кажется, что в ней, чего-то не хватает. О чем мы забыли? (О растениях)

-Что происходит с растениями весной? (Появляются листья и цветения у растений)


Признаки весны



Распускание листьев

и цветений у растений


Учитель:

-Как называются растения, которые появляются ранней весной? (Первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?)

Слайд №8 (экскурсия в весенний лес)


Словарная работа

Кладовые Мать-и-мачеха

4.Контрольный.Подведение итогов.

Признаки весны




- Потепление - Распускание - Изменение окраски - Появление

-Таяние снега листьев у животных насекомых

- Осадки - Цветения - Появление -Прилет птиц

-Ледоход у растений детенышей


Учитель: Давайте вернёмся к цели нашего урока.

-О чем мы хотели узнать на уроке? Чему хотели научиться? Достигли ли мы цели?

-С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?

-Я предлагаю каждому назвать самое главное знание которое получил на уроке.

-Кому было трудно на уроке и почему?

- Что нам не удалось сделать на уроке?

-Вам понравился урок?

Домашнее задание:

Подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.

  • Как вариант домашнего задания можно предложить ребятам найти загадки о весне, или подобрать вопросы для викторины о весенних птицах, растениях, животных –по выбору.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!