СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4-А классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планеты Солнечной системы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4-А классе»

Урок по окружающему миру в 4-А классе

Тема: Планеты Солнечной системы

Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сфор­мировать представление о том, отчего на Земле происходит смена пни и ночи, времен года.

Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нуж­ную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1.Опрос (проверка домашнего задания).

- Что такое вселенная?

- Что изучает астрономия?

- Как называется прибор , используемый астрономами для наблюдения за планетами?

- Что такое Солнечная система?

- Что вы можете рассказать о Солнце?

2.Оценивание.

3. Коллективная работа.


Игра «Верно неверно»(если утверждение верное-хлопай, если нет- топай)

1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.

2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.

4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астро­навтами.

5. Земля движется вокруг Солнца.

6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.


III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!


IV. Открытие нового знания

Слово учителя.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун -

являются газовыми.

Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расска­жут ваши товарищи.


Сообщения учащихся , сопровождающиеся показом презентации.


Сообщения детей, которые получили задание на предыдущем уроке.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной систе­мы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты враща­ются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

V. Первичное закрепление


Чтение текста в учебнике с.10-12.

Ответы на вопросы с.15.

VI. Физкультминутка ( под музыку на одном из слайдов презентации).


(Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто-то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)

Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:

Меркурий всех ближе к светилу идет,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,

А огненный Марс кружит вслед за Землей.

За ними - Юпитер, из всех великан,

А дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Вдали так малы и едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы —

Уран и Нептун в пространстве плывут

И в свой хоровод Плутон не берут.


VII. Продолжение работы по новой теме.

  1. Работа в группах


- Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на кото­рый нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?) Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти во­просы.

(После работы в группах выслушать предположения детей.)

-Проверим ваши предположения по презентации. Рассматривание изображений.


- Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вра­щения Земли вокруг Солнца.)



- Какие выводы о природных явлениях, связанных с движе­нием Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)


VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие новые знания вы получили?


IX. Рефлексия

— Какое задание было интересным?

— Какое задание было трудным?

— С каким настроением вы уходите с урока? (Самооценка. Комментарий учителя.)


Домашнее задание. Прочитать текст на с. 9—15 учебника.





Человек чело века.

В начале нашего урока давайте попробуем отгадать загадку.

Он может стать шахтёром,

Учёным и актёром,

Учителем он может стать —

Детишек в школе обучать.

Как вы думаете, кто это может быть? Правильно – это человек.

Вы уже много размышляли о жизни человека, его нравственных качествах и моральных основах. Давайте в связи с этим подумаем о самом понятии «человек». Что оно означает? Кто такой человек?

А в одном электронном словаре говорится о том, что человек – это, в первую очередь, животное и млекопитающее. Но тут же автор словаря предлагает оставить эти характеристики биологам и начинает повествовать о том, что человек – это разумное общественное существо, человек – это личность, индивид и тому подобное.

Кто-то даже считает, что человек, homo sapiens – хозяин всего живого на планете. А другие люди говорят, что человек – то же самое животное, только высшее, более развитое, чем остальные. Никакой он не царь, а такой же сын природы, как, например, волки или рыбки в аквариуме.

Но можно сказать, что человек – чело, то есть лицо, образ. Отсюда человек – это образ века. Получается, что по тому, каков человек и его проявления, можно судить о веке в целом, о его характеристике.

Каждый человек уникален, и уникальность его в том, что он может развиваться, совершенствоваться. Но самая главная его задача — это борьба, и борьба не с окружающим миром, а с самим собой. Не зря есть такая пословица: кто победит себя, тот победит весь мир.

В наше время не многие люди хотят совершенствоваться и развиваться, многие сеют внутри себя зло, ненависть, обиду, тем самым причиняя боль себе и окружающим.

Некоторые думают так: раз мне больно, то и другим пускай будет больно. Это говорит эгоизм. Человек не понимает, что если вокруг него будут счастливые люди, то он тоже скоро станет счастливым. Ведь каждый из нас собирает то, что сеет вокруг себя и внутри себя.

А каким вам представляется сегодня образ человека?

На что нас ориентирует опыт поколений и над чем стоит задуматься? Ведь суть человека определить совсем не просто. Давайте для примера посмотрим на изречения мыслителей прошлого.

«Человек таков, как он мыслит». Цицерон

«Человек есть мера всех вещей». Протагор

«Человек слуга и истолкователь природы». Фрэнсис Бэкон

«Человек всего лишь тростник, самый слабый, но это мыслящий тростник». Блез Паскаль

«Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир!» Максим Горький

Наверняка вы и самостоятельно сможете найти не один десяток подобных высказываний о сути человека. Но давайте обратим внимание на высказывания Цицерона и Паскаля.

Получается, что главное – это мысль человека, именно она в итоге и руководит его поступками, намерениями и действиями. Именно мыслительный процесс связан с оцениванием окружающей жизни человека и определением содержания его жизнедеятельности.

Жизнедеятельность — это процессы, протекающие в живом организме, служащие поддержанию в нём жизни и являющиеся проявлениями жизни.
Кстати, а как вы думаете, на что же направлена мысль человека? Наверное, на постижение смысла жизни, стремление разобраться в себе и других, сравнивать поступки и действия других, давать им оценку, сопоставлять всё это с собой.

Почему такое важное значение придаётся мысли? Она определяет направление и содержание жизни человека.

А какую роль играют чувства? Они дают эмоциональное наполнение жизни и действиям человека.

Мысль и чувства помогают человеку сознавать и корректировать свои оценки и поступки с позиции отношения к окружающему миру, людям, природе и самому себе. Также судят о человеке и другие люди.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-нибудь боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности.

Здесь и проявляются значимые для жизни человека главные ценности и качества людей: доброта, гуманизм, уважение, внимательность, забота, любовь, милосердие, сострадание, достоинство, честность, совесть и т. д.

Соответственно, если человек лишён моральных принципов, если он не задумывается над своими поступками, то он как бы и не человек… Нет у него совести, нет желания душевной близости с другими, нет осознания, что другим тоже нужно позволять жить. Умственные способности такого человека тоже используются ограниченно – он один раз заучит, как выгодно поступать, и больше думать над этим не будет. Как будто у животного развился условный рефлекс.

Чем тогда такая личность будет отличаться от животных? А ничем. Тем, что она одета, ездит на машине, зарабатывает деньги. Можно при желании и пуделя нарядить в комбинезончик и снять в рекламном ролике. Вот и суть человека – в осознании своего поведения, в моральной основе поступков.

Есть великолепное высказывание: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек». Мы согласны с ним полностью, в нём высказана сама суть. Ведь не зря даже само слово «человечность» обозначает именно осознанные моральные и духовные качества, любовь ко всему живому и сострадание.

Именно это и помогает нам всем понять науку, которая называется этикой.

А что вы уже знаете об этой науке? Мы справедливо рассматриваем этику как науку о нравственной жизни человека, которая помогает нам увидеть и понять значимость гуманистических ценностей, выработанных человечеством и обращённых к человеку.

Мы с вами уделяли основное внимание ценностям, которые составляют чело, лик, образ человека. Без них не может существовать человек, общество, жизнь. И каждый век являет миру свой лик и оценивает его. Так рождается человеческий опыт коллективной мысли, определяющий законы нравственной жизни человека и пути её сохранения.

Так у человека складывается своё мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

А это основа жизнедеятельности человека, определяющая смысл его существования, собственных действий, поступков. От видения мира человеком и себя в нём формируется его внутренний мир, определяющий его образ жизни и эстетическую культуру.

Попробуйте на досуге самостоятельно определить, каков ваш внутренний мир и какие ценности его составляют.

Писатель Максим Горький однажды сказал: «Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить». В этом и есть человек, он состоит целиком и полностью из противоречий, которые раздирают изнутри душу, сердце и разум. И, пожалуй, в этом и есть его уникальность, потому что ни одно другое существо в этой Вселенной не может жить именно так: в постоянном конфликте с самим собой и с окружающим миром.

Человек – творец и разрушитель. «Нельзя приготовить омлет, не разбив яйца» – пожалуй, да, это так, но человек разрушает так много, создавая при этом так мало. И, к сожалению, понимание масштаба разрушений приходит слишком поздно, обычно это происходит тогда, когда ничего уже нельзя изменить… И это бывает не только по отношению к природе, но и во взаимоотношениях с себе подобными. Ведь сколько раз всего одно неосторожное слово, брошенное в пылу ссоры, всё разрушало? А ведь после, когда уходила боль, обида и злоба, зачастую время было упущено и восстановить что-либо было уже невозможно...

Человек столь же бескорыстен, сколь и эгоистичен, ведь человек может и брать, и отдавать, хотя, пожалуй, это касается далеко не всех, ведь есть те, которые могут лишь отдавать, не прося ничего взамен, ведь им не нужно даже благодарности, но есть и те, которые лишь берут, не отдавая взамен ничего и требуя большего...

Человек — существо столь уникальное, столь неизученное, непонятное и непознанное, что описать его можно только одним словом — ЧЕЛОВЕК!
В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Почему человек – чело века?

2. В чём вы видите назначение и призвание человека?

3. Почему мысль имеет определяющее значение для человека?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!