I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок:
Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир. (слайд 1)
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.
(слайд 2)
А как нам добрые слова нужны
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова? Дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(слайд 3) (ролик «Мы просто другие»)
- Ребята, вы посмотрели ролик. Ответьте пожалуйста на вопрос: Как мы можем сделать нашу жизнь радостнее и добрее? (Слайд 4) (слушаю ответы детей) (по щелчку появляются главные фразы : помогать другим людям;
не оставлять в беде друга; жить без ссор
(слайд 5)
- Мы живём в обществе. Требует ли жизнь в обществе от человека соблюдение каких-то правил или можно прожить без этого? Каким должен быть человек, чтобы окружающим было приятно с ним общаться? (Работа в парах)
- В чём проявляется вежливое, доброжелательное, внимательное отношение к людям?
- Можно ли назвать это поведение нравственным?
- Мало быть добрым - надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
Слайд 6. «Пословицы»
- А какие пословицы вы знаете о доброте, о добре?
Добра желаешь - добро и делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе дело и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрый сын - отцу радость, а худой – печаль.
-. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
- Какие добрые поступки совершали вы?
-Послушайте пожалуйста стихотворение
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец, посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это, сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”
- Как вы считаете, кто проявил милосердие?
Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность?
(слайд 8)
- Что же такое «ДОБРОТА»? Доброта - стремление человека дать счастье всем людям. Определение НРАВСТВЕННОСТИ дал немецкий поэт Генрих Гейне: нравственность – это разум сердца.
(слайд 9)
- Какие нравственные нормы необходимо соблюдать?
(Слайд 10-14 ) работа по слайдам
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Дети встают вкруг, слегка вытягивают руки вперёд ладонями вверх и закрывают глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется его послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Откройте глаза, посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока.
(запас слайд 15-16 фильм «Калека»)
6