СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести Железникова "Все начинается с детства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по повести Железникова "Чучело". Раскрываем тему подростковой толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Железникова "Все начинается с детства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»











Все начинается с детства.

По повести В.К. Железникова «Чучело».



Автор:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 1»

Васильева Ольга Владимировна





г.Семикаракорск, 2015 г.





Разработка урока для учащихся 7 класса

«Все начинается с детства».

Цель: систематизация знаний по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование понятия «дружный коллектив».

Задачи: 1. Умение обобщать изученное в собственном высказывании;

2. Развивать мышление учащихся, навыки монологической речи;

3. Развитие монологической речи.

4.Умение сопереживать и чувствовать боль других людей; воспитывать в себе чувство собственного достоинства.



Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: беседа

Подготовка к мероприятию:

  • разбить учащихся на 5 групп;

  • обсуждение тем для творческого задания:

эпиграф к уроку и его роль в беседе (буклет);

Милосердие (определение лексического значения слова и подбор синонимов);

Фрагменты кинофильма (презентация);

Класс и Лена Бессольцева (сравнительная характеристика);



Оборудование:

  • Книга В. Железникова «Чучело»;

  • фильм Л.Быкова «Чучело»;

  • толковый словарем и крылатых выражений для работы с ключевыми словами: чучело, нравственный, драма, выбор, белая ворона.





Вопрос, на который должны ответить учащиеся в конце урока:

«Нравственный выбор человека. Что это?»

Литература и использованные ресурсы:

  • Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: Терра, 1996.

  • Современный словарь- справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С.И. Кормилов.- М.: Олимп: ООО»Фирма»Издательство АСТ»,1999.

  • Железников В. «Чучело»

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (мультимедийная энциклопедия)

  • Фильм «Чучело» реж. Р.Быков.

  • Бетховен «Лунная соната».





















Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:



А как у вас с величием души?

Все остальное, кажется, в порядке,

Но, не играя в поддавки и прятки,

Скажите, как с величием души?



Я знаю, это нелегко, непросто.

Ответить легче, чем осуществить.

Железные канаты проще вить.

Но как там в отношеньи благородства?



А как там с доблестью, с геройством,

Славой?

А как там внутренний лучится свет?

Умен ли сильный, угнетен ли слабый?

Прошу ответ!

слайд №2

2. Чтение цитаты на доске и постановка проблемы детьми.

Прочитайте высказывание Бернарда Мандевиля, английского писателя 18 века и обратите внимание на выделенное слово. «Тот, кто не имеет сострадания, жесток».

Слайд №3

3.Сообщение биографических фактов писателя.

- Объясните лексическое значение выделенного слова.

- Обращение к доске. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

- Подберите синоним к слову милосердие.

- Понравилась ли вам повесть “Чучело”?

- Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения?



Впечатления.

1. Читается с большим интересом.

2. Хочется узнать, чем все кончится.

Ощущения.

1. Грусть.

2. Сочувствие героине.

3. Страх. Восхищение.

- Какой эпизод вам запомнился больше всего?

слайд №4

-Посмотрите на рисунок. Кого мы видим? (Действующих лиц повести)

-Их окружает разная цветовая гамма. С точки зрения художника серый цвет- спокойный, мягкий, добрый. Розовый - цвет тревоги.

слайд №5

- Давайте посмотрим, кто из героев повести излучает дружелюбие, спокойствие, а кто вызывает чувство тревоги?

-Каждый из нас невидимыми ниточками связан с окружающим миром. Наша героиня (вспомните, как ее зовут) живет в небольшом, живописном, старинном городке, который богат своей историей, традициями, интересными людьми. В нем есть дом, который олицетворяет собой историю этого города.

Звучит сообщение о доме ( читает ученик).

- Прослушав это сообщение, на что вы обратили внимание?

Вывод. Дом описан как человек. Он в повести не только жилище, но и живое существо, которое радуется заботе хозяина о нем, его теплу. Дом- это свет и покой, место, где можно раскрыть свою душу и проанализировать свои поступки.

- Назовите самую главную ценность, которую хранил дом на протяжении многих лет? (Картины. Значит, это не просто дом, а дом-музей)



слайд №6

- Какую роль играли картины в жизни Николая Николаевича? (Глядя на них, он чувствовал себя хранителем традиций своего рода)

- Кем было скрашено одиночество Николая Николаевича? (Внучкой)

слайд №7

Обращение к портрету.

- На что вы бы обратили внимание, глядя на ее портрет?( На улыбку).

- Когда человек улыбается людям? (Когда он их любит, по-доброму относится к ним).

- Какая черта характера проявляется здесь у Лены? (Человеколюбие)

-Обратите внимание на глаза. Какие они? (Добрые, теплые)

Вывод. А глаза - это зеркало души. Отражение внутреннего мира. Глядя ей в глаза, мы можем сделать вывод, что и душа у нее тоже добрая. ( Презентация «Литературный портрет может звучать на следующих уроках как подтверждение)

- Какую черту характера мы выделим? (Доброту)

слайд №8

- А совпадает ли наша оценка с мнением автора? Как он описывает Лену? Звучит текст. “Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика”.

- Какую черту характера выделяет автор? (Доброжелательность - добра желает)

-Совпадает наша оценка с мнением автора? (Да)

слайд №9

-Что такое красота внешняя и внутренняя?

- Как, по-вашему, должна была произойти первая встреча доброй, открытой девочки с одноклассниками? (Она должна была почувствовать дружелюбие ребят, интерес к себе).

Прослушайте эпизод “Знакомство с классом”. (Читает сам учитель)

- Какое впечатление остается у нас после знакомства с этим отрывком? (Очень грустное, так как со стороны детей проявились грубость и невнимание.

- Каким словом автор подчеркнул внутреннее состояние своей героини? (Одеревенела)

- Что вы можете сказать о культуре поведения одноклассников? (Грубость, неуважение к деду, к старшим, свои прозвища они воспринимают как норму поведения. Текст “А чего плохого…)

-Как автор, при помощи каких глаголов выражает свою обеспокоенность этим явлением. (Давился от хохота, заорал, загоготал). Сейчас вы карандашом выделите эти глаголы. Произносить мы их не будем, мне не хочется, чтобы в вашей речи звучали эти слова, потому что наша речь - это показатель уровня культуры. Учитель выборочно проверяет это задание.

- Какую ошибку, по вашему мнению, допускает Лена? Доказать текстом.

1. “Я подумала, что они веселые и любят пошутить”

2. Она не защитила честь своего деда” Это внучка Заплаточника…”

3. Пошла на поводу этих ребят, не задумываясь, куда все это может завести.

- В чем суть конфликтной ситуации? Сообщение учащегося.

- Можно ли было этот конфликт разрешить по-другому, не так, как это произошло в повести?

-Кто мог и даже пытался направить ребят по правильному пути? (Димка Сомов)

-Что взяло верх: сила, страх или совесть?

Назовите положительные поступки Димки Сомова и выделите черты характера

Поступок Черта характера

1. У Вальки отбивал собак 1. Жалость

2. Вытащил из горящего сарая кошку 2. Умеет сопереживать.

только потому, что плакала

маленькая девочка.

3. Именно он предложил заработать 3. Самостоятельность, умеет принимать

на поездку собственными силами решения

- Почему здесь, в этой конфликтной ситуации, он не смог противостоять лжи?

Вывод. Автор поднимает в повести тему силы, испытание властью. Не все люди, имея в руках власть, могут сохранить в себе справедливость, требовательность и принципиальность. Димка оказался в их числе. Автор показывает нравственную деградацию (постепенно ухудшаясь, приходит в упадок) этого человека. Страх быть разоблаченным затмевает в нем все хорошие человеческие качества. И он не только предает дружбу, но и отдает Лену на расправу одноклассникам.

-А было ли в силах Маргариты Ивановны не допустить конфликта? (Конечно, подскажите ей свое решение)

1. Самой привести новенькую в класс.

2. Самой объявить об изменении расписания.

Вывод. Равнодушие помешало классному руководителю предотвратить страшную ситуацию, которая назревала в классе.

- Какое наказание понес класс за срыв урока? Вы согласны с ним?

Вывод. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

- Зачем Лена взяла чужую вину на себя?

Вывод. О, на это сделала из добрых чувств, чтобы защитить Димку от гнева ребят. На что она надеялась? Что в Димке заговорит совесть, и он во всем признается.

- Какая черта характера проявляется в этом поступке? (Самопожертвование)

Вывод. Она действует в интересах другого человека, жертвуя своей репутацией, своим именем.

- Прочитайте высказывания и определите, кому они принадлежат.( текст о Железной Кнопке)

- Что же превратило эту девочку в Железную кнопку? (Категоричность, отсутствие тени сомнения в собственной неправоте),( зачитать ее высказывания).

слайд №10

- Что послужило объявлением бойкота в классе?

Вывод. На первый взгляд слова все правильные, но какие поступки за ними скрываются? (Бойкот, Лену начали пугать, началось преследование). Принцип правды Железной кнопки заключается в том, чтобы разоблачать и делать человеку больно. Это гуманно? Этот тип человека очень страшен: прикрываясь правильными словами, расчетливо, жестоко наносит удары.

слайд №11

Прочитайте высказывания Лены. Чего она хочет? (Зачитать высказывания).

1. Справедливости.

2. Взаимопонимания.

3. Сострадания.

Вывод. Перед нами 2 правды. (А их может быть 2?)

-Где же истинная правда? Одна жертвует собой во имя сострадания. Вторая стремится к разоблачению, чтобы показать свою правоту через некрасивые поступки. Вся череда событий зачастую очень жестоких, свидетельствующих о злобности, нетерпимости друг к другу приводит к черте, переступив которую, человек перестает быть человеком.

слайд №12

- Назовите кульминацию повести. (“Пожар”)

Вывод. В этом эпизоде автор поднимает 2 темы: тему взаимоотношений школьников вне школы и жестокости. Эта сцена - прозрение героини. Что же она поняла? Димка - трус и предатель, а она наивна и доверчива. Нельзя подстраиваться под людей, надо быть личностью, иметь свою точку зрения и отстаивать ее в любых жизненных ситуациях. Лена начинает анализировать свои поступки. Она с ужасом поняла, что совершила предательство к самому близкому ей человеку, ее деду. Она стыдилась его внешнего вида, не разглядела, какой благороднейшей души человек перед нею.

слайд №13

- Как называется эта нравственная черта, когда человек может вслух сказать о том, что он неправ? (Самокритичность. Она присуща людям только с сильной волей)

- Какай урок жизни для себя вынесла Лена?

Назовите развязку повести (Одноклассники узнают имя истинного предателя)

Вывод. Развязка повести является моментом духовного прозрения одноклассников.

Заплакала Железная кнопка, поняв, что ее правда потерпела крах, что Лена с ее ошибками гораздо выше и чище ее. Оказывается, в жизни есть другие ценности”. На каких людей мы руку подняли?!”. Лена перевернула мировоззрение ребят. Они убедились, что главное в нашей жизни не сила, а доброта. Зачитать эпизод “Подарок классу”

слайд №14

- Какой фразой мы можем подтвердить эти мысли? (“Чучело, прости нас”)

- А хотелось ли вам узнать правду о себе? Какие вы? (Конечно)

3. Итог урока. Сейчас мы останемся наедине с самим собой и ответим про себя на мои вопросы. 1. Добрый ли я человек? 2. Умею ли я помочь другу, посочувствовать ему? 3. Были ли у меня жизненные ситуации, когда я совершила сделку с совестью? 4. Могу ли я упрекнуть себя в равнодушии к окружающим меня людям? 5. Были ли в моей жизни поступки, за которые мне было стыдно?

Вывод. Ваш ответ останется только с вами. Я уверена, что вы все отзывчивые, добры е и внимательные друг к другу и к окружающим вас людям.

-А сейчас мы с вами откроем грустную, но самую светлую страницу повести.

Учитель читает эпизод “Прощание с классом”.

Вывод. В этом эпизоде звучит вера в пробуждение лучших человеческих качеств. Она наполнена глубоким философским смыслом: жить надо так, чтобы своим разумом, своими руками творить добро. Эта повесть- предупреждение людям. Миром должна править доброта, сострадание, терпимость, а не жестокость. Надо уметь принимать человека с его физическими недостатками, понимать его душу, ощущать его боль, т.е. нужно быть добрым, по настоящему милосердным человеком. И мне, как учителю, хочется верить, что вы на всю жизнь запомните слова Бернарда Мандевиля “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

слайд № 15

4.Домашнее задание:

мини-сочинение “В наш класс пришла новенькая…”.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!