Русский язык
Класс: 3
Тема урока: имя прилагательное как часть речи
Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать имя прилагательное как часть речи и уметь находить его в тексте, ставить вопросы от имени существительного.
Задачи:
Образовательные: познакомимся с именем прилагательным как с частью речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает, с какой частью речи связано в предложении; формировать умение находить имена прилагательные в предложениях, текстах.
Развивающие: развивать речь, умение слушать других.
Воспитательные: содействовать воспитанию патриотизмa, любви к природе.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс 2 часть, маршрутный лист, наглядность, презентация.
План урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Сообщение темы и постановка цели
-
Изучение нового материала
-
Чистописание
-
Закрепление изученного
-
Физкультминутка
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
-
Рефлексия
Ход урока
-
Организационный момент
(проверка готовности к уроку)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь.
- Вы любите встречать гостей?
-Почему? (С гостями весело и интересно.)
- Правильно. Ребята, а еще по правилам хорошего тона принято гостям дарить подарки. Давайте им подарим положительные эмоции.
- Сегодня мы с вами отправиться в путешествие для изучения новой темы. В этом нам помогут маршрутные листы, которые лежат у вас на столах. Наше исследование будет состоять из 3 этапов: узнай, закрепи, проверь.
-
Актуализация знаний
- Какой первый этап нашей экспедиции? (узнай)
- Что нам необходимо найти на этапе «Узнай»? (тему, цели, определение)
- В определении темы нам помогут слова на доске.
- Распределим карточки по группам. Какие слова будем относить в первую группу? (имена существительные)
- А во вторую? (оставшиеся)
- Но перед этим вспомним, что такое имя существительное?
(выходят и распределяю слова по группам)
- Назовите их (утром, парке, каштаны, клумбе, тюльпаны)
- Определите род и число имен существительных (ответы детей)
-
Сообщение темы и постановка цели
- Почему остальные слова вы отнесли в группу «?» (это не имена существительные)
- Что объединяет эти слова? (Они обозначают признак предмета)
- Эти слова, обозначающие признак предмета и есть наша новая тема. (вывешивается карточка вместо «?» – имя прилагательное)
- Запишите тему в маршрутные листы.
- А поставить цели урока нам помогут опорные слова.
- С какой новой частью речи мы сегодня познакомимся? (с именем прилагательным)
-Узнаем что обозначают имена прилагательные? (вывешиваем карточку)
- Как можно назвать это все один словом, на какие вопросы отвечают.
- Чему научимся? (находить эти слова в предложении, определять с какими словами они связаны в предложении)
(Вывешивается на доске)
- Соедините стрелочками опорные слова и цели в маршрутных листах.
-
Изучение нового материала
- Что еще осталось сделать на этапе «Узнай!»? (дополнить определение)
-Заполнить пропуски в определении «имя прилагательное» нам помогут слова, которые не попали в группу имя существительное.
(составление кластера)
- Прочитаем их. Что они обозначают? (цвет, размер, форма, вкус)
- Каким одним словом можно объединить все эти слова? (признак предмета)
- Если они обозначают признак предмета, тогда с какой частью речи они связаны? (с именами существительными)
- Давайте соединим имена существительные и имена прилагательные.
- Прочитайте, что получилось.
- Поставим вопросы от имен существительных к новой части речи.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? какое? какие?)
- Запишите.
- Прочитайте, какое определение вы записали.
- Сравним его с определением, которое даётся в учебнике. На странице 83 – 84 учебника прочитайте определение имени прилагательного. (чтение правила из учебника)
- Что такое имя прилагательное? (ответы детей)
-
Чистописание
- Как вы думаете, зачем нам нужны имена прилагательные? (ответы детей)
- Проверим ваше предположение.
- Послушайте внимательно 2 текста. В конце скажете, чем они отличаются.
Белорусская земля славится своими богатыми лесами, широкими лугами, цветочными полями. Стройные берёзки с пушистыми ветвями украшают нашу землю. Любите и берегите природу Беларуси!
- Ребята, так чем же славится белорусская природа? Как мы можем ее сберечь?
(учитель читает сначала без прилагательных, потом с ними)
- Чем отличаются эти тексты? (в одном есть прилагательные, а во втором нет)
-Какой текст вам понравился больше? Почему?
- Зачем нужны прилагательные в речи? (обогащают речь, делают её выразительной, красивой)
- Запишите дату, классная работа. Запишем текст с прилагательными под диктовку.
(учитель диктует текст)
- Найдите и назовите все прилагательные. Подчеркнем их волнистой линией.
-
Закрепление изученного материала
- А мы переходим к следующему этапу нашего путешествия. Как он называется? (Закрепи!)
- А чтобы проследить за своими успехами, на каждом задании этого этапа мы будем считать количество допущенных ошибок и помечать их в таблице.
- Какое первое задание? (викторина). Вместо кол-ва ошибок просто +либо –
-Получилось ли определить имена прил.?
- Закрепим умение определять имена прилагательные и ставить к ним вопросы.
(презентация)
- Запишите в маршрутном листе количество ваших ошибок.
- Поднимите руку, у кого 0 ошибок. У кого 1? У кого 2? У кого 3?
- Следующее задание нам поможет не только закрепить умение определять имена прилагательные, но и вспомнить, что такое фразеологизмы.
- Какое второе задание? (упражнение 152)
- Прочитайте задание.
- Что необходимо выполнить в этом упражнении?
- Что такое фразеологизм? (устойчивое словосочетание)
- Прочитаем текст.
- Найдите фразеологизмы. (задаст стречка, только его и видели)
- Как вы понимаете фразеологизм: задаст стречка? (быстро убежит)
- Что обозначает фразеологизм: только его и видели? (исчез из виду)
- Найдите предложения, где встречаются имена прилагательные.
- Спишем их.
(ученик выходит к доске)
- В маршрутных листах отметим количество ошибок.
- Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого 1? У кого 2? У кого 3?
-
Физкультминутка
- А теперь немного отдохнём и закрепим умение определять на слух имена прилагательные.
-Встаньте, если услышите имя прилагательное (делаем наклоны вправо, влево). Если слово другой части речи – присядьте на корточки.
Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.
- У Вас на столах лежат карточки со словами. Вам надо определить к какой части речи они относятся.
Ребята, у кого карточка с именем существительным, подойдите к доске, те у кого имя прилагательное к двери.
- Проверим верно ли определили части речи. Читаем все имена прилагательные.
- Все согласны?
- Прочитаем все имена существительные.
- Все верно?
- Присаживайтесь.
-
Подведение итогов
- Молодцы! Вы отлично поработали. Какой 3 этап нашего путешествия? (проверь себя)
- Для подведения итогов решим самостоятельно последнее задание в маршрутном листе, за которые вы получите отметки.
Верно ли утверждение?
-
Имя прилагательное – это часть слова слова. ДА/НЕТ
-
Имя прилагательное обозначает признак предмета. ДА/НЕТ
-
Имя прилагательное связано с именем существительным. ДА/НЕТ
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? ДА/НЕТ
-
Солнце, стол, кружка – имена прилагательные. ДА/НЕТ
-
Белый, красивый, низкий – имена существительные. ДА/НЕТ
-
Бегать, смотреть, идти – имена существительные. ДА/НЕТ
-
Густой, тяжелый, молодой – имена прилагательные. ДА/НЕТ
-
Имя прилагательное быстрая сочетается со словом походка? ДА/НЕТ
-
Ряд слов сосна, они, добрый, березняк состоит только из имён прилагательных? ДА/НЕТ
- Проверим в парах. Поменяйтесь с соседом маршрутными листами. В таблице отмечайте знаками +, если верно; - - если нет.
(вывешиваются ответы)
- Поднимите руку, у кого не было ошибок? У кого была 1? К кого 2? У кого 3?
(выставление отметок)
-
Рефлексия
- Вы сегодня много работали на уроке.
-Как вы думаете, мы достигли цели урока? (ответы детей)
- Давайте вспомним цели урока.
(сопоставление целей урока)
- Мы познакомились с новой частью речи?
- Узнали что обозначает и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Так что обозначает наша новая часть речи?
- На какие вопросы отвечает?
- Вы сможете найти имя прилагательное?
-
Домашнее задание
- На доске записано домашнее задание, запишите его в дневники.
- Прочитайте задание к упражнению 158. Какие знания нам понадобятся для его выполнения? (что такое имена прилагательные и антонимы)