СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"»

Русский язык

Класс: 3

Тема урока: имя прилагательное как часть речи

Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать имя прилагательное как часть речи и уметь находить его в тексте, ставить вопросы от имени существительного.

Задачи:

Образовательные: познакомимся с именем прилагательным как с частью речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает, с какой частью речи связано в предложении; формировать умение находить имена прилагательные в предложениях, текстах.

Развивающие: развивать речь, умение слушать других.

Воспитательные: содействовать воспитанию патриотизмa, любви к природе.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс 2 часть, маршрутный лист, наглядность, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Сообщение темы и постановка цели

  4. Изучение нового материала

  5. Чистописание

  6. Закрепление изученного

  7. Физкультминутка

  8. Подведение итогов

  9. Домашнее задание

  10. Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент

(проверка готовности к уроку)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь.

- Вы любите встречать гостей?

-Почему? (С гостями весело и интересно.)

- Правильно. Ребята, а еще по правилам хорошего тона принято гостям дарить подарки. Давайте им подарим положительные эмоции.

- Сегодня мы с вами отправиться в путешествие для изучения новой темы. В этом нам помогут маршрутные листы, которые лежат у вас на столах. Наше исследование будет состоять из 3 этапов: узнай, закрепи, проверь.

  1. Актуализация знаний

- Какой первый этап нашей экспедиции? (узнай)

- Что нам необходимо найти на этапе «Узнай»? (тему, цели, определение)

- В определении темы нам помогут слова на доске.

- Распределим карточки по группам. Какие слова будем относить в первую группу? (имена существительные)

- А во вторую? (оставшиеся)

- Но перед этим вспомним, что такое имя существительное?

(выходят и распределяю слова по группам)

- Назовите их (утром, парке, каштаны, клумбе, тюльпаны)

- Определите род и число имен существительных (ответы детей)

  1. Сообщение темы и постановка цели

- Почему остальные слова вы отнесли в группу «?» (это не имена существительные)

- Что объединяет эти слова? (Они обозначают признак предмета)

- Эти слова, обозначающие признак предмета и есть наша новая тема. (вывешивается карточка вместо «?» – имя прилагательное)

- Запишите тему в маршрутные листы.

- А поставить цели урока нам помогут опорные слова.

- С какой новой частью речи мы сегодня познакомимся? (с именем прилагательным)

-Узнаем что обозначают имена прилагательные? (вывешиваем карточку)

- Как можно назвать это все один словом, на какие вопросы отвечают.

- Чему научимся? (находить эти слова в предложении, определять с какими словами они связаны в предложении)

(Вывешивается на доске)

- Соедините стрелочками опорные слова и цели в маршрутных листах.

  1. Изучение нового материала

- Что еще осталось сделать на этапе «Узнай!»? (дополнить определение)

-Заполнить пропуски в определении «имя прилагательное» нам помогут слова, которые не попали в группу имя существительное.

(составление кластера)

- Прочитаем их. Что они обозначают? (цвет, размер, форма, вкус)

- Каким одним словом можно объединить все эти слова? (признак предмета)

- Если они обозначают признак предмета, тогда с какой частью речи они связаны? (с именами существительными)

- Давайте соединим имена существительные и имена прилагательные.

- Прочитайте, что получилось.

- Поставим вопросы от имен существительных к новой части речи.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? какое? какие?)

- Запишите.

- Прочитайте, какое определение вы записали.

- Сравним его с определением, которое даётся в учебнике. На странице 83 – 84 учебника прочитайте определение имени прилагательного. (чтение правила из учебника)

- Что такое имя прилагательное? (ответы детей)

  1. Чистописание

- Как вы думаете, зачем нам нужны имена прилагательные? (ответы детей)

- Проверим ваше предположение.

- Послушайте внимательно 2 текста. В конце скажете, чем они отличаются.

Белорусская земля славится своими богатыми лесами, широкими лугами, цветочными полями. Стройные берёзки с пушистыми ветвями украшают нашу землю. Любите и берегите природу Беларуси!

- Ребята, так чем же славится белорусская природа? Как мы можем ее сберечь?

(учитель читает сначала без прилагательных, потом с ними)

- Чем отличаются эти тексты? (в одном есть прилагательные, а во втором нет)

-Какой текст вам понравился больше? Почему?

- Зачем нужны прилагательные в речи? (обогащают речь, делают её выразительной, красивой)

- Запишите дату, классная работа. Запишем текст с прилагательными под диктовку.

(учитель диктует текст)

- Найдите и назовите все прилагательные. Подчеркнем их волнистой линией.

  1. Закрепление изученного материала

- А мы переходим к следующему этапу нашего путешествия. Как он называется? (Закрепи!)

- А чтобы проследить за своими успехами, на каждом задании этого этапа мы будем считать количество допущенных ошибок и помечать их в таблице.

- Какое первое задание? (викторина). Вместо кол-ва ошибок просто +либо –

-Получилось ли определить имена прил.?

- Закрепим умение определять имена прилагательные и ставить к ним вопросы.

(презентация)

- Запишите в маршрутном листе количество ваших ошибок.

- Поднимите руку, у кого 0 ошибок. У кого 1? У кого 2? У кого 3?

- Следующее задание нам поможет не только закрепить умение определять имена прилагательные, но и вспомнить, что такое фразеологизмы.

- Какое второе задание? (упражнение 152)

- Прочитайте задание.

- Что необходимо выполнить в этом упражнении?

- Что такое фразеологизм? (устойчивое словосочетание)

- Прочитаем текст.

- Найдите фразеологизмы. (задаст стречка, только его и видели)

- Как вы понимаете фразеологизм: задаст стречка? (быстро убежит)

- Что обозначает фразеологизм: только его и видели? (исчез из виду)

- Найдите предложения, где встречаются имена прилагательные.

- Спишем их.

(ученик выходит к доске)

- В маршрутных листах отметим количество ошибок.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого 1? У кого 2? У кого 3?

  1. Физкультминутка

- А теперь немного отдохнём и закрепим умение определять на слух имена прилагательные.

-Встаньте, если услышите имя прилагательное (делаем наклоны вправо, влево). Если слово другой части речи – присядьте на корточки.

 Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

- У Вас на столах лежат карточки со словами. Вам надо определить к какой части речи они относятся.

Ребята, у кого карточка с именем существительным, подойдите к доске, те у кого имя прилагательное к двери.

- Проверим верно ли определили части речи. Читаем все имена прилагательные.

- Все согласны?

- Прочитаем все имена существительные.

- Все верно?

- Присаживайтесь.

  1. Подведение итогов

- Молодцы! Вы отлично поработали. Какой 3 этап нашего путешествия? (проверь себя)

- Для подведения итогов решим самостоятельно последнее задание в маршрутном листе, за которые вы получите отметки.

Верно ли утверждение?

  1. Имя прилагательное – это часть слова слова. ДА/НЕТ

  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета. ДА/НЕТ

  3. Имя прилагательное связано с именем существительным. ДА/НЕТ

  4. Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? ДА/НЕТ

  5. Солнце, стол, кружка – имена прилагательные. ДА/НЕТ

  6. Белый, красивый, низкий – имена существительные. ДА/НЕТ

  7. Бегать, смотреть, идти – имена существительные. ДА/НЕТ

  8. Густой, тяжелый, молодой – имена прилагательные. ДА/НЕТ

  9. Имя прилагательное быстрая сочетается со словом походка? ДА/НЕТ

  10. Ряд слов сосна, они, добрый, березняк состоит только из имён прилагательных? ДА/НЕТ

- Проверим в парах. Поменяйтесь с соседом маршрутными листами. В таблице отмечайте знаками +, если верно; - - если нет.

(вывешиваются ответы)

- Поднимите руку, у кого не было ошибок? У кого была 1? К кого 2? У кого 3?

(выставление отметок)

  1. Рефлексия

- Вы сегодня много работали на уроке.

-Как вы думаете, мы достигли цели урока? (ответы детей)

- Давайте вспомним цели урока.

(сопоставление целей урока)

- Мы познакомились с новой частью речи?

- Узнали что обозначает и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Так что обозначает наша новая часть речи?

- На какие вопросы отвечает?

- Вы сможете найти имя прилагательное?

  1. Домашнее задание

- На доске записано домашнее задание, запишите его в дневники.

- Прочитайте задание к упражнению 158. Какие знания нам понадобятся для его выполнения? (что такое имена прилагательные и антонимы)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс