СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 класс "Имя прилагательное" ( УМК"Начальная школа XXI век")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование имени прлагательного

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 класс "Имя прилагательное" ( УМК"Начальная школа XXI век")»

Тема урока "Имя прилагательное" ( УМК"Начальная школа XXI век")

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Фёдоровка

Аввакумова Л.А.

Цель: учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.

Задачи:
1.Дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи; учить решать проблемные задачи.

2.Формировать умение распознавать прилагательные в речи;
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробуждать интерес к урокам русского языка.

4.Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Оборудование.

Таблички для схемы-опоры “Имя прилагательное”.

Таблица с проблемной задачей.

Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, (Начальная школа XXI века).

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, весёлые глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи мне! Я пришла сегодня не одна, а с одной прекрасной гостьей. А кто она вы поймете, прослушав загадку.


Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит, к нам пришла …(весна)


Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка . Готовы?

А что мы будем исследовать, какие тайны для вас откроются, вы узнаете позже.

2 Введение в тему урока.

Внимательно прочитайте записанные на карточках слова и разделите их на две группы:

НОРКА, ЦВЕТУЩАЯ, КРАСНЫЙ, ВЕСНА, ЛИСИЧКИ, РЫЖЕЕ, БАНТИК, ПУШИСТЫЕ.

– По какому признаку вы определили слова в 1-ый столбик? ( Это имена существительные)

Докажите.

(Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы).

– Какой еще признак объединяет эти слова?

(Многозначность).

(Дети приводят по два значения каждого слова).

– Какие признаки имен существительных вы знаете

– По какому признаку вы определили слова в 2-ый столбик?

-Давайте подберём прилагательные к слову весна.

)-Что вы о них знаете?

3. Игра «Доскажи словечко» ( слайд 1)

предмет

признак предмета

действие предмета

- Имя прилагательное обозначает …



- Имя прилагательное отвечает на вопросы …

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

что делает?

что сделает?





-

родам

числам

падежам

Имя прилагательное изменяется по …



- Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.) ( слайд 2)

4. Словарная работа. Открываем тетради

- Ой, ребята, кто это? (грач).

а) Я грач, перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива.

Образуйте прилагательные от данных существительных, запишите прилагательные, выделите окончания прилагательных. Комментируют по одному слову .

класс, молоко, осина

Даю признак предмета, а вы по признаку отгадайте, какое словарное слово я загадала, и запишите его.

а) высокая, стройная, белоствольная (береза);

б) белое, кучевое, пушистое (облако);

в) прекрасная, солнечная, весенняя (погода).

Составим предложение о весне и запишем. ( слайд 3)

На лесной опушке тает снег.

С какой частью речи связано?

5. "Исследование " имени прилагательного.

Приступаем к исследованию имени прилагательного.

Работа с книгой

Упр. 4. Стр. 75 Прочитайте задание.

Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.

Дети выполняют задание в тетради

- С какой частью речи связано?

- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)

Учитель дополняет схему - опору. ( слайд 4)

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)

Физминутка: Психодинамическая медитация. Погружение в стихию «Воздух». Воздух бывает разным. Сейчас он теплый. А вдруг подул холодный ветер и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. А теперь мы превращаемся в ветер. Он кружится лесу. Но вдруг стихает, и мы превращаемся в легкий нежный ветерок.

- Проверим ваше внимание: какие имена прилагательные встретились вам?

6. Классификация имен прилагательных. Раздать карточки пустые ( слайд 6)

Взаимопроверка

Эталон для самопроверки

Цвет

 

Размер

 

Материал

 

Время

 

Принадлежность

кому-либо

белый

большой

хрустальный

весенний

бабушкин

желтый

длинный

каменный

майский

мамин

 

узкий

кожаный

утренний

заячий

Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.75.

7. Весна принесла нам дерево с заданиями.

К доске выходят, срывают листочек и выполняют задание.

Определить род, число, падеж.


8. Рефлексия.

Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.

  • Какую часть речи исследовали?

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

  • Что обозначает имя прилагательное ?

  • На какие группы можно разделить ?

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

цвет размер материал время принадлежность

Домашняя работа.

Выпишите 8 словарных слов существительных и подберите к ним прилагательные, определите род.

Дополнительные задания

Подбор прилагательных.

Хотя уже и весна, но кое-где еще под деревьями может лежать снег. Давайте попробуем описать наиболее точно зимний и весенний снег.

Весенний (девочки): последний, мокрый, грязный, рыхлый, серый.

Зимний (мальчики): искристый, колючий, белый, пушистый, мягкий, свежий.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имени прилагательного, то можно узнать его и представить себе, даже не видя.



Температура: тёплая, жаркая, овальная, прохладная, горячая.

Вкус: горький, солёный, кривой, вкусный, кислый.

Качества характера: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий.

Признак предмета, который вызывает какие-то чувства: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!