Тема урока "Имя прилагательное" ( УМК"Начальная школа XXI век")
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Фёдоровка
Аввакумова Л.А.
Цель: учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.
Задачи:
1.Дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи; учить решать проблемные задачи.
2.Формировать умение распознавать прилагательные в речи;
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробуждать интерес к урокам русского языка.
4.Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Оборудование.
Таблички для схемы-опоры “Имя прилагательное”.
Таблица с проблемной задачей.
Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, (Начальная школа XXI века).
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, весёлые глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи мне! Я пришла сегодня не одна, а с одной прекрасной гостьей. А кто она вы поймете, прослушав загадку.
Если речка голубая
Пробудилась от сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит, к нам пришла …(весна)
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка . Готовы?
А что мы будем исследовать, какие тайны для вас откроются, вы узнаете позже.
2 Введение в тему урока.
Внимательно прочитайте записанные на карточках слова и разделите их на две группы:
НОРКА, ЦВЕТУЩАЯ, КРАСНЫЙ, ВЕСНА, ЛИСИЧКИ, РЫЖЕЕ, БАНТИК, ПУШИСТЫЕ.
– По какому признаку вы определили слова в 1-ый столбик? ( Это имена существительные)
Докажите.
(Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы).
– Какой еще признак объединяет эти слова?
(Многозначность).
(Дети приводят по два значения каждого слова).
– Какие признаки имен существительных вы знаете
– По какому признаку вы определили слова в 2-ый столбик?
-Давайте подберём прилагательные к слову весна.
)-Что вы о них знаете?
3. Игра «Доскажи словечко» ( слайд 1)
предмет
признак предмета
действие предмета
- Имя прилагательное обозначает …
- Имя прилагательное отвечает на вопросы …
кто? что?
какой? какая? какое? какие?
что делает?
что сделает?
-
родам
числам
падежам
Имя прилагательное изменяется по …
- Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.) ( слайд 2)
4. Словарная работа. Открываем тетради
- Ой, ребята, кто это? (грач).
а) Я грач, перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива.
Образуйте прилагательные от данных существительных, запишите прилагательные, выделите окончания прилагательных. Комментируют по одному слову .
класс, молоко, осина
Даю признак предмета, а вы по признаку отгадайте, какое словарное слово я загадала, и запишите его.
а) высокая, стройная, белоствольная (береза);
б) белое, кучевое, пушистое (облако);
в) прекрасная, солнечная, весенняя (погода).
Составим предложение о весне и запишем. ( слайд 3)
На лесной опушке тает снег.
С какой частью речи связано?
5. "Исследование " имени прилагательного.
Приступаем к исследованию имени прилагательного.
Работа с книгой
Упр. 4. Стр. 75 Прочитайте задание.
Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.
Дети выполняют задание в тетради
- С какой частью речи связано?
- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)
Учитель дополняет схему - опору. ( слайд 4)
Имя прилагательное какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? |
- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)
Физминутка: Психодинамическая медитация. Погружение в стихию «Воздух». Воздух бывает разным. Сейчас он теплый. А вдруг подул холодный ветер и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. А теперь мы превращаемся в ветер. Он кружится лесу. Но вдруг стихает, и мы превращаемся в легкий нежный ветерок.
- Проверим ваше внимание: какие имена прилагательные встретились вам?
6. Классификация имен прилагательных. Раздать карточки пустые ( слайд 6)
Взаимопроверка
Эталон для самопроверки |
Цвет | Размер | Материал | Время | Принадлежность кому-либо |
белый | большой | хрустальный | весенний | бабушкин |
желтый | длинный | каменный | майский | мамин |
| узкий | кожаный | утренний | заячий |
Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.75.
7. Весна принесла нам дерево с заданиями.
К доске выходят, срывают листочек и выполняют задание.
Определить род, число, падеж.
8. Рефлексия.
Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.
Какую часть речи исследовали?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Что обозначает имя прилагательное ?
На какие группы можно разделить ?
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
называет признаки предметов
цвет размер материал время принадлежность
Домашняя работа.
Выпишите 8 словарных слов существительных и подберите к ним прилагательные, определите род.
Дополнительные задания
Подбор прилагательных.
Хотя уже и весна, но кое-где еще под деревьями может лежать снег. Давайте попробуем описать наиболее точно зимний и весенний снег.
Весенний (девочки): последний, мокрый, грязный, рыхлый, серый.
Зимний (мальчики): искристый, колючий, белый, пушистый, мягкий, свежий.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имени прилагательного, то можно узнать его и представить себе, даже не видя.
Температура: тёплая, жаркая, овальная, прохладная, горячая.
Вкус: горький, солёный, кривой, вкусный, кислый.
Качества характера: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий.
Признак предмета, который вызывает какие-то чувства: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый.