СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Главные и второстепенные члены предложений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Главные и второстепенные члены предложений»»

Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Главные и второстепенные члены предложений»

Класс: 3 класс

Дата проведения урока: 17.09.2019 г.

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложений»

Тип урока: Урок изучения новой темы

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, игровые технологии; индивидуальная форма обучения.

Форма организации урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.

Применяемые технологии: личностно-ориентированного подхода, здоровье-сберегающая

Цель: формировать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Задачи урока:

Образовательные:

- научить определять главные члены в предложениях с прямым дополнением;

- научить определять главные члены в предложениях в предложениях без подлежащего;

- научится пользоваться алгоритмом поиска грамматической основы;

- определять значение второстепенных членов предложений;

- развивать орфографическую зоркость.


Развивающие:

- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

- развить и закрепить умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность

Воспитательные:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные УУД:

- учащиеся умеют использовать в речи названия членов предложения.

- учащиеся умеют находить грамматическую основу предложения

- учащиеся умеют использовать алгоритм для нахождения основы предложения и второстепенных членов предложения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- сформировано умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- сформировано умение оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учащиеся умеют оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- сформировано умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- сформировано умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Для этого мы разберём предложения, в которых трудно определить или различить главные члены от второстепенных. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, к какому результату вы придёте к концу урока? (я считаю, мы научимся определять грамматическую основу в различных предложениях; я думаю, мы научимся различать главные и второстепенные члены предложений.)

2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика (4 мин)

Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущей работы, запишите число, классная работа. На доске вы видите предложения. Попробуйте определить грамматическую основу в них. Что вам ля этого нужно знать?

1. Сотню лесных красавиц школьники спасли от гибели.

2. Город украшает сад.

(я считаю, что для того что бы, в этих предложениях определить грамматическую основу нам нужно воспользоваться алгоритмом: я думаю, что для того что бы, в этих предложениях определить грамматическую основу нужно знать, что она состоит из подлежащего и сказуемого, что подлежащее отвечает на вопрос кто или что, а сказуемое на вопросы глаголов)

Алгоритм определения грамматической основы: (на доске)

1. Прочитай предложение. 
2. О ком или о чём говорится в предложении?
3. Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее. 
4. Подчеркни одной чертой. 
5. Какой частью речи выражено?
6. Задай вопросы от подлежащего (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое. 
7. Какой частью речи выражено?
8. Подчеркни двумя чертами. 

9 Прочитай грамматическую основу.  

1 предложение: в нём говорится о детях. Кто? школьники – это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено существительным. Школьники (что сделали) спасли – это сказуемое, выражено глаголом, подчёркиваем двумя чертами.

2 предложение: в нём говорится о городе и о саде. Что? город, что? сад (дети затрудняются определить подлежащее). Что делает? Украшает – это сказуемое, выражено глаголом, подчёркиваем двумя чертами.

В каком случае вам было трудно определить грамматическую основу? (Мне не удалось определить грамматическую основу во втором случае). В каком случае вам было трудно или не получилось определить подлежащее? (в третьем предложении мне не удалось (или мне было трудно) определить грамматическую основу). Мы вернёмся с вами к этим предложениям в конце урока. А сейчас в работе мы будем определять грамматические основы в предложениях и корректировать наш алгоритм.

3. Сообщение нового материала. Решение учебной задачи (8 мин)

На доске текст.

Наш лес

Ос..нь зад..ржалась. Долго (не)замерзали зыбкие б..лота и реки. Но вот осен..ие д..жди миновали. М..ро.. ск..вал землю и воду. Ноч..ю пов..лил хлоп..ями сне... Ветви д..ревье.. украсили пуш..стые звёздоч..ки. Синичка ост..вила свой крохотный сле.. на сне..ной скат..рти. Было чисто и бело кругом. Природа (не)любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от турис..ских костров (не)заживают много лет. Л..са загр..зняют банки, осколки от бутылок. Бер..ги лес!

Прочитайте текст. Определите тип, тему и основную мысль. Может в этом тексте тема деревья в лесу или человек в лесу или отдых в лесу? (я считаю, что тип этого текста повествование, так как рассказывается о лесе и его бедах; я думаю, что тема этого текста загрязнение окружающей среды, так как здесь говорится об ущербе, который наносит природе человек; я уверен, что основная мысль текста выражена в последнем предложении, так как если человек не начнёт заботиться о природе жизнь на планете со временем станет невозможной). Спишите первое предложение, вставляя пропущенные буквы и подбирая где это необходимо проверочные слова. Определите грамматическую основу.

Осень (осенний) задержалась (задержка).

Предложение повествовательное (рассказывается об осени), не восклицательное. Что? осень – это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено существительным. Осень (что сделала) задержалась – это сказуемое, выражено глаголом, подчёркиваем двумя чертами. Спишите следующее предложение, вставляя пропущенные буквы и подбирая где это необходимо проверочные слова.

Долго не_замерзали (не с глаг.) зыбкие болота (сл. сл.) и реки.

Определите грамматическую основу, найдите известные вам второстепенные члены предложения. Предложение повествовательное (рассказывается об осени), не восклицательное. Что? болота – это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено существительным. Болота (что делали) не замерзали – это сказуемое, выражено глаголом, подчёркиваем двумя чертами. Какую вы заметили особенность в этом предложении? (в этом предложении два подлежащих) Какое второе? Реки. Выражено существительным, подчёркиваем одной чертой. Что нужно поменять в нашем алгоритме, что б лучше разбирать предложения? Надо изменить 4 пункт. Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее или несколько подлежащих. Аналогично разбираются следующие три предложения.

Но вот осенние (сл. сл.) дожди (дождь) миновали. Мороз (сл. сл., морозы) сковал (сковывает, оковы) землю и воду. Ночью (разд. ь) повалил (валится) хлопьями (разд. ь) снег (снега).

Спишите следующее предложение, вставляя пропущенные буквы и подбирая где это необходимо проверочные слова.

Ветви деревьев (дерево) украсили пушистые (жи-ши) звёздочки.

Назовите грамматическую основу. (я считаю, что грамматическая основа здесь ветви украсили; а я считаю, что грамматическая основа здесь звёздочки украсили; я думаю, что грамматическая снова здесь ветви и звёздочки украсили). Как определить кто прав? Надо внимательно прочитать предложение и определить о чём оно? (правильная грамматическая основа звёздочки украсили, так как именно снег украшает деревья, а не деревья снежинки). Что нужно добавить в наш алгоритм, что бы не допускать в будущем подобных ошибок? Надо изменить 4 пункт

4. Задай вопрос (кто? или что?). Если таких слов несколько вдумайтесь в смысл предложения и определите, какие из этих слов будут главным членом предложения, а какие второстепенными. Найди подлежащее или несколько подлежащих.

4. Усвоение новых знаний (6 мин)

Ребята такие предложения вы подробнее научитесь разбирать в старших классах. Но находить их в тексе вы должны уже сейчас. А сейчас пользуясь отредактированным алгоритмом, спишите и разберите остальные предложения.

Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских (турист) костров не_заживают (не с глаг.) много лет. Леса (лес) загрязняют (грязь) банки, осколки от бутылок. Береги (беречь) лес!


5.Закрепление изученного материала (7 мин)

Что бы закрепить полученные знания, мы выполним следующее задание в парах. Вам выданы листы с заданием. Ваша задача, определить основную мысль текста, а дальше используя алгоритм определить в предложениях главные и второстепенные члены предложений.

Горькая вода.

Толя с Васей возвр..щались из л..са в лагерь. По дороге шла ст..рушка с ведром в..ды. Т..жело ей было его н..сти. Мал..чики это заметили. Но Толя быстро заш..гал в лагерь. Витя поб..жал пом..гать старушке.

Однажды Толя шел с прогулки. Он зах..тел пить, постуч..л в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, д..ла в..ды. Мал..чик покр..снел. Он вып..л воды и выб..жал на улицу. Вода ему пок..залась гор..кой. (В. Осеева)

Дети в парах работают с текстом.

Горькая вода.

Толя с Васей возвращались (возврат) из леса (лес) в лагерь. По дороге шла старушка (старый) с ведром воды (воды). Тяжело (тяжесть) ей было его нести (унёс). Мальчики (раздел. ь) это заметили. Но Толя быстро зашагал (шаг) в лагерь. Витя побежал (бег) помогать (поможет) старушке.

Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел (хочет) пить, постучал (ча-ща) в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала (дать) воды (воды). Мальчик (раздел. ь) покраснел (красный). Он выпил (пить) воды и выбежал (бег) на улицу. Вода ему показалась (кажется) горькой (раздел. ь). (В. Осеева)

Что мы ещё можем добавить о сказуемых? (что их тоже может быть несколько) Прочитайте текст, используя только грамматическую основу. Какой вывод мы можем сделать о значении второстепенных членов предложения.

6.Обобщение и систематизация знаний (4 мин)

На доске различные знания. Вам нужно выбрать те, которые понадобятся вам для определения грамматической основы.

Написание безударных гласных.

Подлежащее.

Словарные слова.

Второстепенные члены предложений.

Прилагательное.

Предложение.

Сказуемое

Склонение по падежам.

Род имён существительных.

Однородные члены предложений.


7.Контроль и самопроверка знаний (6 мин)

А сейчас вернёмся к нашим первым предложениям. Сложно ли теперь определить в них грамматическую основу используя алгоритм.

Было тепло и солнечно на улице.

Город украшает сад.

Заполните схему на доске.

Оттолкнёмся от слова глагол. Чем он может быть? (сказуемым) Записали. Что может стоять рядом со сказуемым? (подлежащее). Записали. Что нужно записать под подлежащим? (чем оно может быть выражено; существительное, местоимение). А подлежащее и сказуемое это что? (грамматическая основа, главные члены предложения). А помимо главных членов предложения, какие есть? (второстепенные: прилагательное, числительное, существительное, а так же служебные части речи союзы и предлоги).


8. Подведение итогов (3 мин): диагностика результатов урока.

Вспомните, каких результатов вы хотели добиться в начале урока. Сделайте вывод, добились ли вы успеха или нет. И с помощью чего?


9.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (3 мин)

Домашнее задание вам даётся на выбор:

1 вариант:

Найдите текст с предложениями, в которых трудно определить главные и второстепенные члены и, используя алгоритм, разберите их.

2 вариант:

Самостоятельно составьте текст (небольшой рассказ) с подобными предложениями и разберите их.


10. Рефлексия (2 мин)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!