СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка на тему:

«Бессоюзное сложное предложение»









Составитель:

Субботина Светлана Львовна,

учитель (русский язык и литература),

высшая квалификационная категория
















Первоуральск

2022

  1. Общая информация


  1. Направление: филологическое

  2. Форма: урок

  3. Класс: 9 класс

  4. Название: «Бессоюзное сложное предложение»

  5. Цель урока: создание условий для заинтересованности обучающихся в повторении, обобщении и углублении материала по бессоюзному сложному предложению для использования его при выполнении ОГЭ по русскому языку и в последующей жизни

  6. Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

  7. Задачи и планируемый результат:


Задачи

Планируемый результат

1.

Предметные

Умеют выявлять особенности БСП, расставлять в них знаки препинания.

2.

Метапредметные

Умеют проявлять коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в группах), навык решения проектной задачи, работают с использованием материала из разных предметных областей

3.

Личностные

Осуществляют поиск вариантов на основе имеющихся знаний; наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы. умеют выражать и отстаивать собственную точку зрения


  1. Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют ставить знаки в БСП, понимают значимость БСП в письменной речи и для дальнейшей жизни.


  1. Оборудование: справочные материалы в распечатках на 3 группы; мультимедийный проектор; интерактивная доска; бумага для оформления проектной задачи в группах – 3 листа формата А3 с заголовками: 1 группа: «Запятая и точка с запятой в БСП», 2 группа: «Двоеточие в БСП», 3 группа: «Тире в БСП», свой лист «Запятая с тире в БСП»; карточки с тестовыми заданиями – 12 штук; черновики, скотч, ножницы, магниты, фломастеры, цветные жетоны (3 группы по 4 штуки).




Ход занятия:


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Методы, технологии

I. Организационно-мотивационный (1 минута)

При входе учащиеся вытягивают цветные жетоны.


-Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок связан со сложными предложениями


Откройте тетради; отступив 2 строки от предыдущей работы, запишите сегодняшнюю дату.

Приветствие.









Третье марта (на обычной доске)

Классная работа

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества в коллективной работе


Метод: словесный

II.

Актуализация знаний

(3 минуты/4)

На доске вы видите предложения. Скажите, чем отличаются предложения 1й колонки и 2й. Своё мнение аргументируйте.

















Как называются предложения второй колонки?















Запишите тему урока:


Вы уже изучили такие предложения. Как вы думаете, зачем нам сегодня необходимо вновь к ним обратиться?


(Слайд 2)





  1. Непрерывно трещали кузнечики, а где-то вдалеке посвистывали какие-то незнакомые птицы.

  2. Сырая земля была упруга под ногами, потому что мы постепенно подходили к болоту.

  1. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы грибы стоят отдельно под своими шляпками.



В обеих колонках предложения сложные, в 1й колонке простые в них соединяются союзами (сочинительным, ниже подчинительным), а во 2й – между простыми нет союзов.


Бессоюзные сложные предложения (Слайд 3).


Союзные

(ССП, СПП)

Бессоюзные

    1. Непрерывно трещали кузнечики, а где-то вдалеке посвистывали какие-то незнакомые птицы.

  1. Сырая земля была упруга под ногами, потому что мы постепенно подходили к болоту.


1.Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы грибы стоят отдельно под своими шляпками.



Бессоюзное сложное предложение.






1.… чтобы всё вспомнить о БСП.

2.… чтобы повторить сведения о них для дальнейшей работы.

3.… чтобы подготовиться к экзаменам.

4.… чтобы выявить о БСП что-то новое.


Регулятивные:  учащиеся самостоятельно определяют цель урока, знают алгоритм/модель учебных действий

Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают

Коммуникативные: умение комментировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения,

умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них

Личностные: 

учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Методы:

диалог, беседа

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

III.

Обобщение и систематизация знаний (14 минут/18)

Давайте вспомним, что вы уже знаете о БСП.

Вам предстоит решить проектную задачу.


Пересядьте по 4 человека в 3 группы (согласно одному цвету жетонов), чтобы вам видна была доска.




















(Проверка проектных работ учителем идёт в процессе изготовления)


ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ: перзентация.


В ваших работах всё верно (есть ошибки:…..)


3 группы по 4 человека.

1 группа: «Запятая и точка с запятой в БСП»

2 группа: «Двоеточие в БСП»

3 группа: «Тире в БСП»


План работы (Слайд 4):

  1. найти в справочных материалах сведения по теме;

  2. оформить теоретические сведения на данном листе в виде схемы;

  3. сочинить и записать предложения-примеры (давайте расширим диапазон действия темы – создайте предложения, связанные с другими школьными предметами);

  4. должно быть понятно, к какой части правила ваш пример (можно записать предложения внизу и в скобках объяснение, а можно внести предложения в схему;

  5. подписать фамилии участников группы в нижнем правом углу;

  6. вывесить полученную информацию на доске.

Будьте внимательны друг к другу – оптимально распределите обязанности участников группы, чтобы всё выполнить быстро и качественно.


(группе 3: меньше примеров предложений, т.к. большой объём, группам 1 и 2 можно больше примеров)


Вот ваши проектные работы об особенностях бессоюзных предложений перед нами.

Регулятивные: посткоммуникативная рефлексия, применение алгоритма/модели учебных действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков коллективной и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания

Методы:

диалог, беседа, творческий

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

IV.

Изучение нового (4 минут/22)

Итак, мы обобщили все сведения о БСП.

Но все ли?

Посмотрите на предложения на доске.







Какие знаки на стыке простых предложений в БСП вы видите?


Оказывается, не все знаки мы охватили при изучении. Давайте проанализируем условия для постановки такого особенного знака препинания.


(в конце вывешиваю свой проект).



(Слайд 5)

1.Чёрная кошка перебежала дорогу, – по-моему, плохая примета.

2. Получить высшее образование, занять престижную должность, –  вот мои цели на ближайшие семь лет.

3. Налейте в кружку молока чайную ложку кефира и поставьте в тёплое место, – к вечеру стакан кефира будет готов.



Запятая и тире.




  1. В БСП с тире второе простое предложение начинается с вводной конструкции: ПО-МОЕМУ.

2. Перед словами «ВОТ», а ещё «ЭТО» в начале присоединительного предложения.

3. В предложении вторая часть БСП имеет присоединительное значение условия-следствия.


(Учащиеся объясняют)



Регулятивные:  применение алгоритма/модели учебных действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков коллективной работы, обогащение речи

Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания

Методы:

диалог, беседа

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

V. Применение полученных знаний (2 минуты/24)

Задание: сочините и запишите в тетрадь своё предложение на одно из данных правил.



Работа в тетради. Зачитываем (на выбор).

Регулятивные:  применение алгоритма/модели учебных действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы, обогащение речи

Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания

Методы:

самостоятельная работа, творческий

Технологии:здоровьесберегающие

VI.

Контроль знаний (4 минуты/28)

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ

Итак, мы обобщили все сведения о БСП. Где же они пригодятся? Вам предлагаются задания по образцу тестового задания №3 ОГЭ, где используются БСП; необходимо поставить все знаки препинания. НО: зафиксировать в тетради ответы только по знакам в БСП!!! Предложения взяты из учебников разных предметов, с которыми вы работаете в 9 классе – обратите внимание на использование таких предложений в письменной речи, а именно – в научной.



(Раздать карточки)

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания при БСП.

  1. Результаты (1) полученные в ходе наблюдений (2) и экспериментов (3) должны быть проверены и перепроверены новыми наблюдениями (4) и экспериментами (5) только после этого их можно считать научными фактами.

  2. Наблюдения за семенами (1) показали (2) что они далеко не всегда прорастают (3) очевидно (4) для их прорастания (5) необходимы специальные условия.

  3. В 19 веке (1) Россия традиционно проводила политику учёта своеобразия отдельных регионов (2) и этносов (3) а затем (4) изменила её направленность (5) в начале 20 века возобладали тенденции к единообразию в империи.

Регулятивные:  применение алгоритма/модели учебных действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы, обогащение речи

Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания

Методы:

самостоятельная работа

Технологии:здоровьесберегающие

VII. Самопроверка (1 минута/29)


Перед вами на слайде для самопроверки предложения со знаками препинания, акцент на знаках в БСП – внизу проверьте.












У кого так же? Поднимите руки.


Объясните постановку этих знаков (ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ)

(Слайд 6)


  1. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и перепроверены новыми наблюдениями и экспериментами; (5) только после этого их можно считать научными фактами.

  2. Наблюдения за семенами показали, что они далеко не всегда прорастают, – (3) очевидно, для их прорастания необходимы специальные условия.

  3. В 19 веке Россия традиционно проводила политику учёта своеобразия отдельных регионов и этносов, а затем изменила её направленность: (5) в начале 20 века возобладали тенденции к единообразию в империи.


1 – 5, 2 – 3, 3 – 5.


      1. Перечисление;

      2. вводное слово;

      3. а именно…

Регулятивные: осмысление действий

Познавательные: применение полученных знаний

Коммуникативные: развитие навыка самостоятельнойработы Личностные: стремление к гармоничному развитию личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

Метод: самопроверка

VIII.

Рефлексия (1 минута/30)

Оценка собственной деятельности





Оценки за выполнение проектной задачи:

1.____________________

2.____________________

3.____________________


Дома повторите материал о БСП, это позволит вам исключить дальнейшие ошибки.

  1. Что-то новое вы сегодня узнали?

  2. Для чего нам нужен был этот урок?

  3. Каково ваше впечатление от нашего общения?


(Слайд 7)

Регулятивные: оценивание результата своей работы

Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений

Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной форме, обогащение речи, оценка собственной деятельности

Личностные: 

способность оценивать свои поступки

Методы:

диалог, беседа





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!