СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Бытовая химическая грамотность"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-интервью по теме "Бытовая химическая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Бытовая химическая грамотность"»

Урок-интервью «Бытовая химическая грамотность»

Дата: 25.02.22

Класс: 11а

Учитель: Куницына Е.С.

Цели урока:

  • повысить интерес обучающихся к изучению химической науки;

  • познакомить обучающихся с безопасной химией, используемой в быту;

  • формирование финансовой грамотности на уроке химии.

Междисциплинарные связи: биология, основы безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • Образовательные

  • – обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;

  • Развивающие

  • – развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;

  • - развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире;

  • Воспитательные

  • – формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;

  • –формирование навыков здорового образа жизни.

Материальное обеспечение: наглядный демонстрационный материал по теме, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Подведение к новой теме, постановка цели урока

  3. Формирование и совершенствование знаний о химических веществах, которые нас окружают

  4. Подведение итогов урока

  5. Рефлексия

Ход урока


Учитель: Здравствуйте, уважаемые старшеклассники и присутствующие гости!

Работая в школе, я неоднократно сталкивалась с вопросом «Для чего нам нужно изучать химию?»

М.В. Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». В любой отрасли человеческой деятельности мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, умножает плодородие почвы, создает невиданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит время, создает ему уют и комфорт, одевает, сохраняет его здоровье, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует общей культуры, большой ответственности и знаний.

Все люди делятся на 2 категории: химически грамотные в быту (такие люди почти никогда не сталкиваются с проблемами, которые они не смогли бы решить) и химически неграмотные (это те, с которыми часто что-то происходит, но они не знают как выйти из этой ситуации. Например, получив ожог крапивой, они не знают, что достаточно просто промыть поврежденное место раствором соды).

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наш урок?

Тема нашего урока: «Бытовая химическая грамотность»

Как вы считаете, какую цель мы сегодня перед собой можем поставить?

Предлагаю провести наш урок в виде телевизионного интервью.



Итак, давайте начнем наш урок – интервью.

У нас в студии присутствуют:

- Специалист клининговой компании

- Терапевт

- Ну и, конечно же, вы, зрители.


Пока наши специалисты изучают материал по данному вопросу, предлагаю вам, наши уважаемые зрители, немного поговорить о проблемах, которые встречаются в повседневной жизни. (раздаю материалы специалистам для изучения-приложение1)

Вопросы для обсуждения со зрителями:


  1. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается и почему?

  2. Представьте себе, что во время длительного автопробега по лесным дорогам вам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно смягчить воду для радиатора в походных условиях, не имея под рукой никаких реактивов?

  3. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?

  4. В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им белье без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, старый эмалированный таз с поврежденной эмалью, пластмассовый таз?

  5. Если кухонное полотенце испачкано сажей? Как можно вывести эти пятна? Помогут ли современные стиральные порошки с отбеливателями?

  6. Многие из вас знают, что в состав жидкостей, предотвращающих замерзание воды в радиаторе – антифризов – входят многоатомные спирты, чаще всего этиленгликоль. Какие из жидкостей, нередко имеющихся в доме, можно залить в радиатор в безвыходной ситуации?

А сейчас на нашем канале рекламная пауза во время которой вы можете немного размяться! (физкультминутка)

Сейчас я буду называть явления. Если явление физическое, вы поднимаете руки вверх, если химическое – руки в сторону.

  • Горение дров в камине →

  • Растворение глауберовой соли в воде ↑

  • Разложение пищи под действием желудочного сока →

  • Испарение воды из луж ↑

  • Коррозия водопроводных труб →

  • Нагревание сковородки на электрической плите ↑


А теперь давайте продолжим и дадим слово нашим специалистам, которые ответят теперь уже на ваши вопросы.

Здравствуйте. Спасибо, что вы согласились сегодня ответить на вопросы наших зрителей.

Вопросы зрителей:

  1. У нас дома находится куча всевозможных моющих средств. Но, к сожалению, этикетки от них были потеряны и мне трудно вспомнить какие средства лучше всего использовать в ванной комнате, а какие на кухне. На флаконах остались лишь этикетки с составом. Посоветуйте, как понять, где и какое средство необходимо использовать. (передает этикетки с составом специалисту клининговой компании)

  2. Недавно у меня произошел неприятный случай. На кухне разлилась жидкость с моющим средством. Подскажите пожалуйста, какие домашние средства можно использовать, чтобы нейтрализовать эту жидкость?(Специалисту клининговой компании)

  3. Почему врачи-косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу? (терапевту)

  4. Иногда мы сталкиваемся с пищевым отравлением, съев некачественные продукты. Посоветуйте, пожалуйста, что необходимо делать в случае пищевого отравления? (терапевту)

  5. Какими средствами, из тех, которые есть у каждого дома, можно заменить аптечные лекарственные средства для борьбы с отравлением?(терапевту)

  6. Подскажите, что обойдется дороже: купить средства в аптеке или использовать домашние средства?(финансовому аналитику)

Спасибо нашим специалистам за ответы.

Итак, человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и внутри нас самих. Надеюсь, что сведения, полученные на этом уроке, окажутся вам полезными. Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений.

Ребята, скажите, был ли урок полезен для вас? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в вашей повседневной жизни?

Спасибо за внимание!

























Приложение 1

Специалист клининговой компании

Стандартный состав моющих средств

Наполнители бытовой химии

В жидких моющих средствах чаще всего это вода. В порошкообразных это различные инертные соли, такие, как сульфат натрия, иногда встречается сульфат магния и т.д. Наполнитель, на первый взгляд, может показаться абсолютно бесполезным.

Самый часто встречающийся наполнитель-растворитель в бытовой химии - вода.

Но это не так. В случае с водой, многие ПАВ и другие добавки просто не будут эффективно работать, т.к. на их эффективность очень влияет их концетрация. Также моющие средства с наполнителем куда более просты и удобны в использовании, в частности их проще дозировать. В порошкообразных я не рассматриваю такие наполнители, как карбонат натрия, бикарбонат натрия и т.п. Они не совсем инертны и вносят существенный вклад в процесс мойки.

Поверхностно-активные вещества в химии

Самая страшная часть для хемофобов. От того и самая питательная дли этих троллей. Но ладно. Компонент, механизм которого является фундаментом в химии моющих средств. Именно он обеспечивает максимальный вклад в эффективность.

Иллюстрация молекулы ПАВ и то, как она агрегируется (слипается) в мицеллу (слева).

Бывают: анионные, катионные и неионогенные. Упрощая - первые отлично работают в щелочной и нейтральной среде, вторые отлично работают в кислотной и нейтральной среде, последние работаю в обоих средах. Но бывает множество исключений!

Комплексообразователи, они же хелаты или хелатирующие агенты

Различные соли и полимеры трилоны, фосфаты, цитрат натрия, акриловые полимеры и т.д., с разными механизмами действия. Служат для смягчения воды, т.к. ПАВ не очень любят жесткую воду. Опять же, упрощая - такие соли, встречаясь с "ионами жесткости Ca, Mg и т.д.", образуют с ними растворимые в воде большие комплексные соединения.

EDTA, он же этилендиаминтетрауксусная кислота или по простому ТРИЛОН Б. Один из самых дешевых и популярных комплексообразователей на сегодняшний день.

Которые уже никак не мешают ПАВ и другими ингредиентам работать. Далее эти комплексы уносятся в канализацию. Полимерные комплексообразователи в большинстве случаев служат не для связывния солей жесткости, для предотвращения их осаждения на поверхностях (как в чайнике, например) и эти полимеры работают совместно с обычными хелатами.

Дезинфицирующие добавки в моющей химии

Здесь уже богатый выбор. Самое распространенное, это всякие доместосы и белизна. Их главный дезинфицирующий ингредиент - гипохлорит натрия, реже гипохлорит кальция. Зачастую сильно щелочные средства.

Доместос уже стал синонимом ко многим подобным моющим средствам. Главный ингредиент - гипохлорит натрия.

Бывают встречается такой дезинфектор, как триклозан (его еще иногда используют как консервант). Чаще можно встретить в мыле для рук. Ну и совсем редко на полках можно найти средства с так называемым АБДАХом, или же катионным ПАВом, готовьтесь... алкилдиметилбензиламмоний хлоридом. Спирты, конечно, тоже дезинфектанты. Но в бытовой химии для этих целей они очень редко используются.

Растворители в бытовой химии

Неполярные растворители, необходимые, прежде всего, для помощи в удалении жировых загрязнений, или же если требуется, чтобы моющее быстро испарилось с поверхности. Часто используют такие спирты, как изопропиловый, нашатырный.

Растворитель Д-лимонен - самый часто встречающийся растворитель в анти-граффити и удалителях скотча.

Редко - этиловый. Можно еще встретить бутилгликоль - он уже необходим для того, чтобы помочь всем компонентам (в основном ПАВам, когда их много или они не растворимы в воде) вместе раствориться. Ах, да. Совсем забыл - универсальный растворитель/отдушка - д-лимонен. Используется как агрессивный растворитель в, например, средствах для удаления скотча. Также отлично пахнет цитрусами)

Регуляторы Ph. Они же "буферы"

Служат для регулирования pH бытовой и парфюмерной химии. Самое дешевое и часто встречающееся - лимонная кислота.

2-гидроксипропан-1,2,3-трикарбоновая кислота, в простонародье "Лимонка". Самый дешевый и сердитый регулятор pH в моющих средствах.

Вам нужно, чтобы pH жидкого мыла был нейтральным? Насыпьте чуть-чуть "лимонки" до нужного pH.

Ферменты, или как их еще называют - энзимы

Ранее я уже писал про них. Но если не вдаваться в подробности, то это соединения аналогичные тем, что содержатся в нашем с вами организме.

Энзимы - невероятно огромные молекулы, крайне капризные и, к сожалению, не стабильные.

У каждого фермента своя задача, протеазные ферменты удаляют белковые загрязнения, амилаза расщепляет углеводоные пятны и т.д. В принципе безвредные, но есть небольшие исключения.

Кислоты в моющих

Средства с кислотами прежде всего направлены на уничтожения минеральных отложений и ржавчины. В быту их можно встретить у каждой хозяйки преимущественно в ванной и сан. узле.

Раньше еще можно было встретить бытовую химия на соляной и ортофосфорной кислотах, ввиду их дешевизны. Но из-за крайней опасности производители практически полностью отказались от таких компонентов. Наиболее встречаемыми кислотами в бытовой химии на данный момент являются лимонная кислота и щавелевая. В более дорогой химии иногда наблюдается метансульфоновая кислота (не бойтесь названия, она обладает ровно той же опасностью, что и лимонка, а ее эффективность в разы выше).

Щелочи

Направлены на борьбу с органикой и прежде всего с жировыми отложениями. Встречается в средствах для прочистки канализации, очистки варочных поверхностей и во всем, что связано с удалением жира.

Щелочные средства - то, что помогает справиться хозяйкам с самыми сильным загрязнениями.

Наиболее встречаемая щелочь - гидроксид натрия. Иногда можно встретить либо в смеси с гидроксидом натрия, либо отдельно - гидроксид калия. Помимо этих популярных щелочных агентов в более дорогой бытовой химии можно встретить щелочные соли натрия. Думаю не стоит объяснять, что все это достаточно едкое и опасное.







Приложение 2

Терапевт

  1. В состав кератина входит значительное количество серы, поэтому нередко дефицит этого элемента и становится причиной плохого роста волос и их выпадения.

  2. Что нужно предпринять при пищевом отравлении


Пищевое отравление – это патологическое состояние, возникающее в результате употребления некачественных, испорченных продуктов, обсемененных патогенными микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности. Заболевание не заразно, а значит не передается от одного человека к другому. 

Причины 

Чаще всего причинами появления пищевого отравления являются:

  • Грязные продукты или пища, обработанная зараженной водой. 

  • Несоблюдение личной гигиены.

  • Неправильное хранение продуктов или недостаточная термическая обработка. 

  • Употребление ядовитых растений (белена, волчьи ягоды) или грибов (поганки, мухоморы).

Основные симптомы отравления

При поступлении в организм отравленной пищи, токсины попадают в кишечник, а оттуда через слизистую оболочку проникают в системный кровоток, вызывая клинические проявления. При пищевом отравлении отмечаются следующие симптомы:

  • Диспепсический синдром (тошнота, рвота, диарея).

  • Слабость, недомогание, снижение работоспособности.

  • Бледность кожных покровов.

  • Учащение пульса и дыхательных движений.

  • Снижение артериального давления.

  • Болевые ощущения в области живота.

  • Повышенная температура тела. 

В тяжелых случаях возможно развитие зрительных нарушений, появление галлюцинаций и нарушения сознания (ступор, сопор, коматозное состояние). Если в такой ситуации не оказать больному экстренную помощь, возможен летальный исход. 

Первая помощь при отравлении

Оказание экстренной помощи при пищевом отравлении – крайне важное мероприятие. Таким образом вы быстрее справитесь с заболеванием и избежите осложнений.

Алгоритм:

  1. Очищение желудка. Для этого необходимо выпить теплый, слабый раствор соды или марганцовки в объеме 500 мл, а после этого вызвать рвоту. Процедуру следует повторять до чистых промывных вод. 

  2. Прием сорбентов и обволакивающих препаратов

  3. Обильное питье (чистая вода, теплый чай, фруктовые отвары). 

  4. Покой. Больному необходимо придать удобное положение в постели и обеспечить максимальный комфорт.

В течение первых суток болезни следует воздержаться от приема пищи. Разрешено только питье. Начиная со второго дня можно начинать кормление пациента овощными супами и некрепкими бульонами. При стихании симптомов рацион следует расширять, исключая из меню жирные, копченые и соленые блюда. Также противопоказаны газированные напитки и кофе. 

Нужно ли обращаться к доктору

При возникновении любого заболевания, в том числе и любого отравления, рекомендуется вызвать врача, а не заниматься самолечением. Обращение к специалисту строго обязательно в следующих случаях:

  • Лихорадка более 3 дней.

  • Стул с примесью крови.

  • Диарея более 10 суток.

  • Период беременности и лактации.

  • Детский возраст. 

Лечение

Лечение пищевого отравления должно быть комплексным. Для этого необходимо соблюдать строгую диету и принимать необходимые лекарственные средства. Также можно обратиться к народным методам. 

Медикаментозные препараты:

  • Полисорб (снимает симптомы интоксикации, избавляет от тошноты).

  • Регидрон (препарат для приготовления водно-солевого раствора, необходимого для борьбы с обезвоживанием).

В тяжелых случаях возможен прием антибактериальных препаратов, однако они должны быть назначены специалистом. 

Народные средства также с успехом используются для лечения пищевых отравлений.

В каждой аптечке присутствует активированный уголь, а регидрон дома можно приготовить самостоятельно.

Согласно рекомендациям ВОЗ, регидрон можно приготовить в домашних условиях, для этого потребуется:

  • 1 столовая ложка поваренной соли

  • 2 столовые ложки сахара

  • 1 чайная ложка пищевой соды

Все тщательно размешать в одном литре теплой воды.











































Приложение 3

Финансовый аналитик

Полисорб

Масса: 12г

Цена

125 ₽

Способ применения и дозы

Полисорб® МП принимают внутрь только в виде водной суспензии. Для получения суспензии необходимое количество препарата тщательно размешивают в 1/4-1/2 стакана воды. Рекомендуется готовить свежую суспензию перед каждым приемом препарата и выпивать ее за 1 ч до еды или приема других препаратов.

Суточная доза = разовая доза ×3 раза в сут.

При пищевой аллергии препарат следует принимать непосредственно перед приемом пищи. Суточную дозу делят на 3 приема в течение дня.

Взрослым препарат Полисорб® МП назначают в средней суточной дозе 0.1-0.2 г/кг массы тела (6-12 г). Кратность приема - 3-4 раза/сут. Максимальная суточная доза у взрослых составляет 0.33 г/кг массы тела (20 г).

Длительность лечения зависит от диагноза и тяжести заболевания. Курс лечения при острых интоксикациях составляет 3-5 дней; при аллергических заболеваниях и хронических интоксикациях - до 10-14 дней. Через 2-3 недели возможно повторение курса лечения.



Уголь активированный

Количество таблеток: 20 шт.

Цена: 25 р.

Способ применения и дозы

Внутрь, в таблетках или в виде водной взвеси измельченных таблеток, за 1-2 часа до или после еды и приема других лекарственных средств. Необходимое количество таблеток размешивают в 100 мл (½ стакана) охлажденной воды.

Взрослым назначают в среднем по 1,0-2,0 г (4-8 таблеток) 3-4 раза в сутки. Максимальная разовая доза для взрослых до 8,0 г (16 таблеток). Детям препарат назначают в среднем из расчета 0,05 г/кг массы тела 3 раза в сутки в зависимости от массы тела. Максимальная разовая доза - до 0,2 г/кг массы тела.



Регидрон

20 пакетиков

Цена: 450 р

1 пакетик на 1 литр воды



Регидрон в домашних условиях:

  • 1 столовая ложка поваренной соли (30г)

  • 2 столовые ложки сахара (50г)

  • 1 чайная ложка пищевой соды (10г)

Все тщательно размешать в одном литре теплой воды.

Цены в «Магните»

Сахар -60р за 1кг

Соль – 12р за 1 кг

Пищевая сода – 158р за 1 пачку (500г)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!