Урок-интервью «Бытовая химическая грамотность»
Дата: 25.02.22
Класс: 11а
Учитель: Куницына Е.С.
Цели урока:
повысить интерес обучающихся к изучению химической науки;
познакомить обучающихся с безопасной химией, используемой в быту;
формирование финансовой грамотности на уроке химии.
Междисциплинарные связи: биология, основы безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные
– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;
Развивающие
– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;
- развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире;
Воспитательные
– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;
–формирование навыков здорового образа жизни.
Материальное обеспечение: наглядный демонстрационный материал по теме, презентация.
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний. Подведение к новой теме, постановка цели урока
Формирование и совершенствование знаний о химических веществах, которые нас окружают
Подведение итогов урока
Рефлексия
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, уважаемые старшеклассники и присутствующие гости!
Работая в школе, я неоднократно сталкивалась с вопросом «Для чего нам нужно изучать химию?»
М.В. Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». В любой отрасли человеческой деятельности мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, умножает плодородие почвы, создает невиданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит время, создает ему уют и комфорт, одевает, сохраняет его здоровье, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует общей культуры, большой ответственности и знаний.
Все люди делятся на 2 категории: химически грамотные в быту (такие люди почти никогда не сталкиваются с проблемами, которые они не смогли бы решить) и химически неграмотные (это те, с которыми часто что-то происходит, но они не знают как выйти из этой ситуации. Например, получив ожог крапивой, они не знают, что достаточно просто промыть поврежденное место раствором соды).
Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наш урок?
Тема нашего урока: «Бытовая химическая грамотность»
Как вы считаете, какую цель мы сегодня перед собой можем поставить?
Предлагаю провести наш урок в виде телевизионного интервью.
Итак, давайте начнем наш урок – интервью.
У нас в студии присутствуют:
- Специалист клининговой компании
- Терапевт
- Ну и, конечно же, вы, зрители.
Пока наши специалисты изучают материал по данному вопросу, предлагаю вам, наши уважаемые зрители, немного поговорить о проблемах, которые встречаются в повседневной жизни. (раздаю материалы специалистам для изучения-приложение1)
Вопросы для обсуждения со зрителями:
Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается и почему?
Представьте себе, что во время длительного автопробега по лесным дорогам вам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно смягчить воду для радиатора в походных условиях, не имея под рукой никаких реактивов?
В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?
В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им белье без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, старый эмалированный таз с поврежденной эмалью, пластмассовый таз?
Если кухонное полотенце испачкано сажей? Как можно вывести эти пятна? Помогут ли современные стиральные порошки с отбеливателями?
Многие из вас знают, что в состав жидкостей, предотвращающих замерзание воды в радиаторе – антифризов – входят многоатомные спирты, чаще всего этиленгликоль. Какие из жидкостей, нередко имеющихся в доме, можно залить в радиатор в безвыходной ситуации?
А сейчас на нашем канале рекламная пауза во время которой вы можете немного размяться! (физкультминутка)
Сейчас я буду называть явления. Если явление физическое, вы поднимаете руки вверх, если химическое – руки в сторону.
Горение дров в камине →
Растворение глауберовой соли в воде ↑
Разложение пищи под действием желудочного сока →
Испарение воды из луж ↑
Коррозия водопроводных труб →
Нагревание сковородки на электрической плите ↑
А теперь давайте продолжим и дадим слово нашим специалистам, которые ответят теперь уже на ваши вопросы.
Здравствуйте. Спасибо, что вы согласились сегодня ответить на вопросы наших зрителей.
Вопросы зрителей:
У нас дома находится куча всевозможных моющих средств. Но, к сожалению, этикетки от них были потеряны и мне трудно вспомнить какие средства лучше всего использовать в ванной комнате, а какие на кухне. На флаконах остались лишь этикетки с составом. Посоветуйте, как понять, где и какое средство необходимо использовать. (передает этикетки с составом специалисту клининговой компании)
Недавно у меня произошел неприятный случай. На кухне разлилась жидкость с моющим средством. Подскажите пожалуйста, какие домашние средства можно использовать, чтобы нейтрализовать эту жидкость?(Специалисту клининговой компании)
Почему врачи-косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу? (терапевту)
Иногда мы сталкиваемся с пищевым отравлением, съев некачественные продукты. Посоветуйте, пожалуйста, что необходимо делать в случае пищевого отравления? (терапевту)
Какими средствами, из тех, которые есть у каждого дома, можно заменить аптечные лекарственные средства для борьбы с отравлением?(терапевту)
Подскажите, что обойдется дороже: купить средства в аптеке или использовать домашние средства?(финансовому аналитику)
Спасибо нашим специалистам за ответы.
Итак, человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и внутри нас самих. Надеюсь, что сведения, полученные на этом уроке, окажутся вам полезными. Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений.
Ребята, скажите, был ли урок полезен для вас? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в вашей повседневной жизни?
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Специалист клининговой компании
Стандартный состав моющих средств
Наполнители бытовой химии
В жидких моющих средствах чаще всего это вода. В порошкообразных это различные инертные соли, такие, как сульфат натрия, иногда встречается сульфат магния и т.д. Наполнитель, на первый взгляд, может показаться абсолютно бесполезным.
Самый часто встречающийся наполнитель-растворитель в бытовой химии - вода.
Но это не так. В случае с водой, многие ПАВ и другие добавки просто не будут эффективно работать, т.к. на их эффективность очень влияет их концетрация. Также моющие средства с наполнителем куда более просты и удобны в использовании, в частности их проще дозировать. В порошкообразных я не рассматриваю такие наполнители, как карбонат натрия, бикарбонат натрия и т.п. Они не совсем инертны и вносят существенный вклад в процесс мойки.
Поверхностно-активные вещества в химии
Самая страшная часть для хемофобов. От того и самая питательная дли этих троллей. Но ладно. Компонент, механизм которого является фундаментом в химии моющих средств. Именно он обеспечивает максимальный вклад в эффективность.
Иллюстрация молекулы ПАВ и то, как она агрегируется (слипается) в мицеллу (слева).
Бывают: анионные, катионные и неионогенные. Упрощая - первые отлично работают в щелочной и нейтральной среде, вторые отлично работают в кислотной и нейтральной среде, последние работаю в обоих средах. Но бывает множество исключений!
Комплексообразователи, они же хелаты или хелатирующие агенты
Различные соли и полимеры трилоны, фосфаты, цитрат натрия, акриловые полимеры и т.д., с разными механизмами действия. Служат для смягчения воды, т.к. ПАВ не очень любят жесткую воду. Опять же, упрощая - такие соли, встречаясь с "ионами жесткости Ca, Mg и т.д.", образуют с ними растворимые в воде большие комплексные соединения.
EDTA, он же этилендиаминтетрауксусная кислота или по простому ТРИЛОН Б. Один из самых дешевых и популярных комплексообразователей на сегодняшний день.
Которые уже никак не мешают ПАВ и другими ингредиентам работать. Далее эти комплексы уносятся в канализацию. Полимерные комплексообразователи в большинстве случаев служат не для связывния солей жесткости, для предотвращения их осаждения на поверхностях (как в чайнике, например) и эти полимеры работают совместно с обычными хелатами.
Дезинфицирующие добавки в моющей химии
Здесь уже богатый выбор. Самое распространенное, это всякие доместосы и белизна. Их главный дезинфицирующий ингредиент - гипохлорит натрия, реже гипохлорит кальция. Зачастую сильно щелочные средства.
Доместос уже стал синонимом ко многим подобным моющим средствам. Главный ингредиент - гипохлорит натрия.
Бывают встречается такой дезинфектор, как триклозан (его еще иногда используют как консервант). Чаще можно встретить в мыле для рук. Ну и совсем редко на полках можно найти средства с так называемым АБДАХом, или же катионным ПАВом, готовьтесь... алкилдиметилбензиламмоний хлоридом. Спирты, конечно, тоже дезинфектанты. Но в бытовой химии для этих целей они очень редко используются.
Растворители в бытовой химии
Неполярные растворители, необходимые, прежде всего, для помощи в удалении жировых загрязнений, или же если требуется, чтобы моющее быстро испарилось с поверхности. Часто используют такие спирты, как изопропиловый, нашатырный.
Растворитель Д-лимонен - самый часто встречающийся растворитель в анти-граффити и удалителях скотча.
Редко - этиловый. Можно еще встретить бутилгликоль - он уже необходим для того, чтобы помочь всем компонентам (в основном ПАВам, когда их много или они не растворимы в воде) вместе раствориться. Ах, да. Совсем забыл - универсальный растворитель/отдушка - д-лимонен. Используется как агрессивный растворитель в, например, средствах для удаления скотча. Также отлично пахнет цитрусами)
Регуляторы Ph. Они же "буферы"
Служат для регулирования pH бытовой и парфюмерной химии. Самое дешевое и часто встречающееся - лимонная кислота.
2-гидроксипропан-1,2,3-трикарбоновая кислота, в простонародье "Лимонка". Самый дешевый и сердитый регулятор pH в моющих средствах.
Вам нужно, чтобы pH жидкого мыла был нейтральным? Насыпьте чуть-чуть "лимонки" до нужного pH.
Ферменты, или как их еще называют - энзимы
Ранее я уже писал про них. Но если не вдаваться в подробности, то это соединения аналогичные тем, что содержатся в нашем с вами организме.
Энзимы - невероятно огромные молекулы, крайне капризные и, к сожалению, не стабильные.
У каждого фермента своя задача, протеазные ферменты удаляют белковые загрязнения, амилаза расщепляет углеводоные пятны и т.д. В принципе безвредные, но есть небольшие исключения.
Кислоты в моющих
Средства с кислотами прежде всего направлены на уничтожения минеральных отложений и ржавчины. В быту их можно встретить у каждой хозяйки преимущественно в ванной и сан. узле.
Раньше еще можно было встретить бытовую химия на соляной и ортофосфорной кислотах, ввиду их дешевизны. Но из-за крайней опасности производители практически полностью отказались от таких компонентов. Наиболее встречаемыми кислотами в бытовой химии на данный момент являются лимонная кислота и щавелевая. В более дорогой химии иногда наблюдается метансульфоновая кислота (не бойтесь названия, она обладает ровно той же опасностью, что и лимонка, а ее эффективность в разы выше).
Щелочи
Направлены на борьбу с органикой и прежде всего с жировыми отложениями. Встречается в средствах для прочистки канализации, очистки варочных поверхностей и во всем, что связано с удалением жира.
Щелочные средства - то, что помогает справиться хозяйкам с самыми сильным загрязнениями.
Наиболее встречаемая щелочь - гидроксид натрия. Иногда можно встретить либо в смеси с гидроксидом натрия, либо отдельно - гидроксид калия. Помимо этих популярных щелочных агентов в более дорогой бытовой химии можно встретить щелочные соли натрия. Думаю не стоит объяснять, что все это достаточно едкое и опасное.
Приложение 2
Терапевт
В состав кератина входит значительное количество серы, поэтому нередко дефицит этого элемента и становится причиной плохого роста волос и их выпадения.
Что нужно предпринять при пищевом отравлении
Пищевое отравление – это патологическое состояние, возникающее в результате употребления некачественных, испорченных продуктов, обсемененных патогенными микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности. Заболевание не заразно, а значит не передается от одного человека к другому.
Причины
Чаще всего причинами появления пищевого отравления являются:
Грязные продукты или пища, обработанная зараженной водой.
Несоблюдение личной гигиены.
Неправильное хранение продуктов или недостаточная термическая обработка.
Употребление ядовитых растений (белена, волчьи ягоды) или грибов (поганки, мухоморы).
Основные симптомы отравления
При поступлении в организм отравленной пищи, токсины попадают в кишечник, а оттуда через слизистую оболочку проникают в системный кровоток, вызывая клинические проявления. При пищевом отравлении отмечаются следующие симптомы:
Диспепсический синдром (тошнота, рвота, диарея).
Слабость, недомогание, снижение работоспособности.
Бледность кожных покровов.
Учащение пульса и дыхательных движений.
Снижение артериального давления.
Болевые ощущения в области живота.
Повышенная температура тела.
В тяжелых случаях возможно развитие зрительных нарушений, появление галлюцинаций и нарушения сознания (ступор, сопор, коматозное состояние). Если в такой ситуации не оказать больному экстренную помощь, возможен летальный исход.
Первая помощь при отравлении
Оказание экстренной помощи при пищевом отравлении – крайне важное мероприятие. Таким образом вы быстрее справитесь с заболеванием и избежите осложнений.
Алгоритм:
Очищение желудка. Для этого необходимо выпить теплый, слабый раствор соды или марганцовки в объеме 500 мл, а после этого вызвать рвоту. Процедуру следует повторять до чистых промывных вод.
Прием сорбентов и обволакивающих препаратов
Обильное питье (чистая вода, теплый чай, фруктовые отвары).
Покой. Больному необходимо придать удобное положение в постели и обеспечить максимальный комфорт.
В течение первых суток болезни следует воздержаться от приема пищи. Разрешено только питье. Начиная со второго дня можно начинать кормление пациента овощными супами и некрепкими бульонами. При стихании симптомов рацион следует расширять, исключая из меню жирные, копченые и соленые блюда. Также противопоказаны газированные напитки и кофе.
Нужно ли обращаться к доктору
При возникновении любого заболевания, в том числе и любого отравления, рекомендуется вызвать врача, а не заниматься самолечением. Обращение к специалисту строго обязательно в следующих случаях:
Лечение
Лечение пищевого отравления должно быть комплексным. Для этого необходимо соблюдать строгую диету и принимать необходимые лекарственные средства. Также можно обратиться к народным методам.
Медикаментозные препараты:
Полисорб (снимает симптомы интоксикации, избавляет от тошноты).
Регидрон (препарат для приготовления водно-солевого раствора, необходимого для борьбы с обезвоживанием).
В тяжелых случаях возможен прием антибактериальных препаратов, однако они должны быть назначены специалистом.
Народные средства также с успехом используются для лечения пищевых отравлений.
В каждой аптечке присутствует активированный уголь, а регидрон дома можно приготовить самостоятельно.
Согласно рекомендациям ВОЗ, регидрон можно приготовить в домашних условиях, для этого потребуется:
1 столовая ложка поваренной соли
2 столовые ложки сахара
1 чайная ложка пищевой соды
Все тщательно размешать в одном литре теплой воды.
Приложение 3
Финансовый аналитик
Полисорб
Масса: 12г
Цена
125 ₽
Способ применения и дозы
Полисорб® МП принимают внутрь только в виде водной суспензии. Для получения суспензии необходимое количество препарата тщательно размешивают в 1/4-1/2 стакана воды. Рекомендуется готовить свежую суспензию перед каждым приемом препарата и выпивать ее за 1 ч до еды или приема других препаратов.
Суточная доза = разовая доза ×3 раза в сут.
При пищевой аллергии препарат следует принимать непосредственно перед приемом пищи. Суточную дозу делят на 3 приема в течение дня.
Взрослым препарат Полисорб® МП назначают в средней суточной дозе 0.1-0.2 г/кг массы тела (6-12 г). Кратность приема - 3-4 раза/сут. Максимальная суточная доза у взрослых составляет 0.33 г/кг массы тела (20 г).
Длительность лечения зависит от диагноза и тяжести заболевания. Курс лечения при острых интоксикациях составляет 3-5 дней; при аллергических заболеваниях и хронических интоксикациях - до 10-14 дней. Через 2-3 недели возможно повторение курса лечения.
Уголь активированный
Количество таблеток: 20 шт.
Цена: 25 р.
Способ применения и дозы
Внутрь, в таблетках или в виде водной взвеси измельченных таблеток, за 1-2 часа до или после еды и приема других лекарственных средств. Необходимое количество таблеток размешивают в 100 мл (½ стакана) охлажденной воды.
Взрослым назначают в среднем по 1,0-2,0 г (4-8 таблеток) 3-4 раза в сутки. Максимальная разовая доза для взрослых до 8,0 г (16 таблеток). Детям препарат назначают в среднем из расчета 0,05 г/кг массы тела 3 раза в сутки в зависимости от массы тела. Максимальная разовая доза - до 0,2 г/кг массы тела.
Регидрон
20 пакетиков
Цена: 450 р
1 пакетик на 1 литр воды
Регидрон в домашних условиях:
1 столовая ложка поваренной соли (30г)
2 столовые ложки сахара (50г)
1 чайная ложка пищевой соды (10г)
Все тщательно размешать в одном литре теплой воды.
Цены в «Магните»
Сахар -60р за 1кг
Соль – 12р за 1 кг
Пищевая сода – 158р за 1 пачку (500г)