СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать ос­новные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникнове­нию чрезвычайной ситуации природного характера.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера"»

Разработка урока ОБЖ в 5-м классе по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера"

Дидактическая цель: познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать ос­новные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникнове­нию чрезвычайной ситуации природного характера.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты:

    • знать основные опасные и чрезвычайные ситуации  природного характера;

    • знать и уметь применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

    • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.

  • Метапредметные результаты: (представлены в формате маршрутного листа – Приложение 1)

    • Регулятивные УУД:

      • формулировать учебные  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

      • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся ;

      • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

      • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха;

      • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия;

      • умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя.

    • Познавательные УУД:

      • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

      • выделять явление из общего ряда других явлений;

      • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

      • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

      • понимать целостный смысл дополнительной информации к контексте темы урока;

      • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

      • резюмировать главную идею текста;

      • работать с дополнительными текстами и заданиями

    • Коммуникативные УУД:

      • умение воспринимать информацию на слух

      • умение точно и грамотно излагать свои мысли,

      • строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию;

      • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

      • контролировать свои действия в коллективной работе.

    • Личностные УУД:

      • умение соблюдать дисциплину

      • понимать смысл поставленной задачи

      • давать позитивную самооценку результата учебной деятельности.

Оборудование: учебник, маршрутные листы, презентация, таблица, карточки заданий.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальная проверка д.работы.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Формулирование темы и цели урока.

  5. Изучение нового материала.

  6. Применение полученных знаний I.

  7. Применение полученных знаний II.

  8. Получение новых знаний (работа с учебником) III.

  9. Применение полученных знаний   IV.

  10. Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.

  11. Работа с учебником (Приложение 3  стр. 181-184 учебника).

  12. Домашнее задание.

  13. Подведение итогов. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (учащиеся слушают и выполняют требования учителя)

Приветствую учащихся. Сообщаю, что сегодня  для достижения цели урока они будут действовать  в соответствии с маршрутным листом, в котором отражены все этапы  урока, их планируемые действия и критерии оценки, достигнутых ими  результатов. Раздаю маршрутные листы  учащимся (Приложение 2), которые они должны подписать. Напоминаю, что после 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 этапов урока они должны выставить себе заслуженное число баллов в соответствии с критериями этапов. А на 13 этапе они должны подсчитать суммарное количество набранных  баллов и выставить себе оценку за урок.

2. Фронтальная проверка домашней работы

Учащиеся открывают учебник, зачитывают вопросы 1-4 на странице 75 и активно отвечают на вопросы, формулируя  полный ответ в соответствии с вопросами.

3. Актуализация опорных знаний (учащиеся слушают выступление учителя, сопровождающееся соответствующим конспектом на доске)

Наша планета Земля имеет четыре оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Во всех оболочках Земли происходят  различные процессы – явления, которые мы называем природными. Если явление происходит в твердой оболочке Земли – литосфере, то говорят, что оно носит геологический характер, если в водной оболочке (гидросфере) – гидрологический, если в воздушной оболочке(атмосфере) – метеорологический, если в биосфере (в оболочке, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях) – биологический. Прошу детей привести примеры известных вам природных явлений.
Приведенные детьми примеры явлений записываю на доске в два столбика (условно разделяя на благоприятные и неблагоприятные). Задаю детям вопрос: «Почему я записала приведенные вами примеры в два различных столбика? По какому признаку я их разделила?» (Дети отвечают, что одни из них благоприятные для человека, а другие нет).

4. Формулирование темы и цели урока (мотивирую детей на самостоятельное формулирование темы и цели урока)

Сообщаю учащимся, что опасные природные явления, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью человека, называют стихийными бедствиями, и ситуацию, которая складывается на  территории,  где происходит это явление – чрезвычайной ситуацией. 
Задаю вопросы: Как вы думаете, какие явления мы будем рассматривать в курсе ОБЖ? (Дети отвечают – неблагоприятные.)
А почему? (Дети отвечают, что они несут угрозу жизни и здоровью человека.)  Если дети дают не полный ответ, то прошу их произнести название  предмета и дать полный ответ.
Исходя из всего вышесказанного нами, прошу детей сформулировать тему урока и  цели урока, используя слова: познакомиться, научиться, распознавать, действовать.

5. Изучение нового материала (учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице –Приложение 3)

6. Применение полученных знаний I. Самостоятельная работа 

Раздаю учащимся бланки  для внесения  названий опасных природных явлений. Показываю презентацию с картинами пронумерованных опасных природных явлений : извержение вулкана, смерч, наводнение, сель, ураган, оползень, землетрясение, обвал. Учащиеся должны внести в бланк ответов соответствующие названия явлений. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки.

7. Применение полученных знаний II. Самостоятельная работа

Раздаю учащимся карточки (Приложение 4) с заданиями для установления соответствия между явлениями и их характеристиками и бланки для ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для взаимопроверки ответов учащимися.

8. Получение новых знаний (работа с учебником) III 

Учащиеся объединяются в две группы по желанию. На страницах 77,79, 80,82 находят информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые природные  явления. Раздаю учащимся карточки для установления соответствия между названиями опасных природных явлений и территориями, где они чаще всего происходят (Приложение 5). Выдаю бланки  для внесения ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки в группе.

9. Применение полученных знаний   IV. Самостоятельная работа

Раздаю учащимся карточки (Приложение 6).  Учащиеся вставляют пропущенные в предложениях слова. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки.

10. Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера

Говорю учащимся, что целью урока было: познакомить вас с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать ос­новные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникнове­нию чрезвычайной ситуации природного характера. Но еще одной неотъемлемой задачей курса является необходимость  знать и уметь применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, которые нам дают специалисты. Прошу перейти к следующему этапу урока.

11. Работа с учебником (Приложение 3  стр. 181-184 учебника).Учащиеся рассматривают формат приложения и самостоятельно распределяют подпункты приложения между собой для домашнего задания.

12. Домашнее задание (учащиеся самостоятельно записывают домашнее задание в дневники).

13. Подведение итогов. Рефлексия. Учащиеся считают количество набранных  баллов за  урок. Выставляют себе оценку за урокДумают: достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось. Прошу сначала встать тем, кто поставил себе за урок «5», затем «4» и «3».







Приложения


Приложение 1



Этап урока

УУД, формируемые у учащихся на этапе урока

1

Организационный момент

Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

2

Фронтальная проверка д.работы

Регулятивные УУД:

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
Коммуникативные УУД

- умение точно и грамотно излагать свои мысли

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

3

Актуализация опорных знаний

Регулятивные УУД:

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Познавательные УУД :

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, классифицировать

Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

4

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные УУД:

- формулирование  учебной  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Коммуникативные УУД

- умение точно и грамотно излагать свои мысли

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

5

Изучение нового материала

Регулятивные УУД:

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
Познавательные УУД :

-работать с дополнительными текстами и заданиями

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Личностные УУД:

-понимать смысл поставленной задачи

6

Применение полученных знаний


I

Регулятивные УУД:

- волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
-принимать решение в учебной ситуации

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия

Познавательные УУД :

- сравнивать, обобщать факты и явления

-выделять явление из общего ряда других явлений

Личностные УУД:

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

7

Применение полученных знаний

I I

Регулятивные УУД:

-волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся

Познавательные УУД :

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

- сравнивать, сопоставлять характеристики и явления

-выделять явление из общего ряда других явлений

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Личностные УУД:

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

8

Получение новых знаний (работа с учебником)

I I I

Регулятивные УУД:

- волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные УУД :

- сравнивать, и обобщать факты

-ориентироваться в содержании текст

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте явлений и территорий

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Коммуникативные УУД

-контролировать свои действия в коллективной работе

--умение договариваться

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

9

Применение полученных знаний IV

Познавательные УУД :

-работать с дополнительными текстами и заданиями
Регулятивные УУД:

- волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
-принимать решение в учебной ситуации

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия

Личностные УУД:

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

10

Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера

Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

11

Работа с учебником Приложение 3

стр 181-184

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

Коммуникативные УУД

-умение договариваться.

Познавательные УУД :

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

12

Домашнее задание

Личностные УУД:

-понимать смысл поставленной задачи

13

Подведение итогов, рефлексия

Личностные УУД:

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- анализировать свою учебную и познавательную деятельность

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха









Характеристика опасных природных явлений


Приложение 3

Опасные природные явления

Класс чрезвычайной ситуации (характер происхождения явления)

Характеристика

землетрясение


Геологического



Подземные толчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре.

наводнение


Гидрологического




Временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в водоемах, реках, озерах.

оползень


Геологического



Смещение массы земли под действием собственного веса по берегам водоемов, рек и по горным склонам.

обвал


Геологического



Быстрое отделение и падение массы горных пород на крутом склоне.

сель


Гидрологического



Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка

ураган


Метеорологического


Шквалистый ветер со скоростью 120 км в час ( в любое время года)

буря


Метеорологического


Сильный ветер, скорость достигает 60 - 100км в час.

смерч


Метеорологического


Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли.

Маршрутный лист Приложение 2


Этап урока

Что делаем

Критерии оценки

баллы

1

Организационный момент

Выполняем требования учителя.


нет

2

Фронтальная проверка д.работы

Отвечаем на вопросы 1-3 стр 75

1б за каждый верный ответ


3

Актуализация опорных знаний

Внимательно слушаем учителя

Формулируем понятия, приводим примеры

1б –за каждый верный ответ


4

Формулирование темы и цели урока

Формулируем тему и цели урока

1б- за каждый верный ответ


5

Изучение нового материала

Изучаем таблицу природных явлений

нет

нет

6

Применение полученных знаний


I

Угадать ,какие явления изображены на фотографиях презентации

1)записываем на листочках напротив каждой буквы явление, показанные на картинках.

2) самопроверка

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если более двух ошибок


7

Применение полученных знаний

I I

Самостоятельно устанавливаем соответствие между характеристиками и явлениями на карточке

1)заполняем таблицу

2) взаимопроверка (по кругу передаем листки)

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если более двух ошибок


8

Получение новых знаний (стр 77,79, 80,82 учебника)

I I I

1)Объединяемся в две группы по желанию

- на страницах 77,79, 80,82 находим информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые явления

2) на карточке устанавливаем соответствие между явлениями и территориями.3) самопроверка

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если более двух ошибок


9

Применение полученных знаний IV

Допиши предложения (вставь пропущенные слова)

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если более двух ошибок


10

Сообщение учителя

Слушаем учителя

нет

нет

11

Работа с учебником (Приложение 3

страницы 181-184)

Рассматриваем формат приложения 3 на страницах 181-184, распределяем материал между собой для домашнего задания.

нет


нет

12

Домашнее задание

Записываем в дневник п.4.1, сообщения стр 181-184

нет

нет

13

Подведение итогов ,рефлексия

Считаем количество баллов .Выставляем себе оценку за урок .Подумать, достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось.

За 17-13 баллов «5»

За 12-7 баллов «4»

За менее 7 баллов «3»


Приложение 4

II Установи соответствия


1

Подземные толчки и колебания земной поверхности

а

смерчь

2

Скользящее смещение масс грунта под действием собственного веса

б

землетрясение

3

Шквалистый ветер, скоростью 120 км в час

в

наводнение

4

Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке

г

ураган

5

Падение масс горных пород на крутом склоне

д

сель

6

Временный поток, возникающий в горах

е

обвал

7

Временный подъем уровня воды в водоеме

ж

оползень


Приложение 5

III Установите соответствие


1

Бури, ураганы, смерчи

А

Сахалин

2

Наводнения

Б

Сочи

3

Оползни

В

Сибирь

4

Землетрясения

Г

Ярославская область


Приложение 6


IV Вставьте пропущенные слова

1ВАРИАНТ

  1. Явления, происходящие в твердой оболочке Земли, являются природными явлениями характера.

  2. Причиной чрезвычайной ситуации природного происхождения являются бедствия и опасные природные явления.

  3. Из всех природных бедствий стоят на первом месте по числу человеческих жертв.

  4. В результате действия предметы, автомобили, дома могут отрываться от земли и переноситься на дальние расстояния.

  5. Сель- стихийно формирующийся в руслах рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка. .

IV Допиши предложения

  1. ВАРИАНТ

1)Интенсивность измеряется в баллах(от 1 до 12).

2)По количеству человеческих жертв занимают второе место после землетрясений.

3)Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в облаке и часто распространяющийся до поверхности земли.

4)Селевой поток состоит из , обломков горных пород и песка.

5)Бури и ураганы- это опасные явления метеорологическо




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!