СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Образ Герасима.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВНа данном уроке мне удалось соединить литературу не только с русским языком, живописью, но и матемаматикой

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Образ Герасима.»

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Образ Герасима.


Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя

Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.

Формируемые УУД

Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах

Я не мог дышать одним воздухом,  

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел…  Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

Ход урока

1. Стадия вызова.

- Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?

Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)

2. Стадия осмысления.                                                                                                           Аналитическое чтение начала рассказа

– Нарисуйте словесный портрет барыни.                                                                                       – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?

Портрет Герасима.
         На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

Сообщение ученика:    Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Всё вынес…         

- История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.  Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.

- Прочтите описание Герасима.

(Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)


- Ребята, а какого роста был Герасим? ( 12 вершков) Давайте определим рост дворника. А поможет нам учитель математики.

Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».  

Составим пропорцию:

- 1 вершок – 4,4 см

12 вершков – х


1: 12=4,4:х. Вспомним, что произведение крайних членов равно произведению средних и решим данную пропорцию:

1*х=12*4,4

Отсюда выразим неизвестное х: 12*4,4:1

х = 52,8см


- Ребята, а рост взрослого человека может быть 52 см?

- Раньше на Руси указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.

- Не забываем теперь про наши аршины. Ведь 52,8 см прибавляются к двум аршинам, как было сказано выше.

Продолжите вычисление.

- 1 аршин – 71см

2 аршина - ?

71*2=142 см

52,8+ 142 =194,8 см

- Вот теперь мы видим, что Герасим был высоким человеком.

Работа Герасима

- Характеризуя героя, нельзя не обратить внимание на то, как он работал

(Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щенок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его.)

- Что мы можем сказать о нем, как о работнике?

- На самом ли деле человек может косой смахнуть березы, плечом сдвинуть телегу? ( нет, автор преувеличивает)

- В литературе преувеличение называют гиперболой. (записать в тетрадь определение)

Интерьер комнаты Герасима

- Как автор описывает комнату героя?

(Ему отвели  над  кухней  каморку; он устроил ее  себе сам,  по своему вкусу: соорудил  в  ней  кровать  из дубовых  досок  на  четырех чурбанах,  истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий  сундук;  в уголку стоял столик такого  же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,,  да такой прочный и приземистый,  что  сам Герасим,  бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок,  напоминавший своим видом калач, только черный; ключ  от этого замка Герасим  всегда носил с собой на пояске.  Он  не любил, чтобы к нему ходили.)

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? (Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)

- Давайте выясним, какой вес смогла бы выдержать кровать? Снова нам поможет нам учитель математики. Давайте опять составим пропорцию и найдем неизвестную величину х.

1 пуд – 16,3 кг

100 пудов – х

Мы знаем, что произведение крайних членов равно произведению средних:

1:100=16,3:х

Х=16,3*100 = 163 кг

- Кого нам напоминает Герасим? (русского богатыря)

- К нам на помощь пришел учитель изобразительного искусства.


- Рассмотрим элементы картины. Кто изображен? Как называется картина? Чем славились на Руси богатыри? Почему их помнит и уважает народ?

(Это русские богатыри. Картина называется «Три богатыря». Богатыри славились силой, умом, добротой. защищали Родину.)


- Перед вами файл с набором мебели и вещей, пустая коморка. Слово «интерьер» часто встречается при изображении комнат. Вспомним, что оно обозначает? Какая мебель была у хозяина коморки? (Картина, рисунок, изображающие внутреннее пространство помещения. В интерьере есть мебель, ковры, шторы и т.д. В каморке Герасима была добротная, грубая мебель под стать хозяину.)

- Выбрав нужные изображения, расставьте мебель в каморке Герасима,






  — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
      (сила Герасима, его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.)

- Герасим - сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Работа в парах.

- Восстановите последовательность эпизодов рассказа.


Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.


2. Жизнь Герасима в доме барыни.


3. Герасим находит щенка.


4. Любовь Герасима к Татьяне.


5. Расставание с Татьяной.


6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.


8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.


9. Встреча Муму и барыни.



3. Стадия рефлексии

«Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»


4. Домашнее задание       

1.Составить задачу по тексту

2. Нарисовать портрет Герасима



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!