«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Образ Герасима.
Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя
Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.
Формируемые УУД
Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности
Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах
Я не мог дышать одним воздухом,
оставаться рядом с тем, что я
возненавидел… Враг этот был –
крепостное право.
И.С.Тургенев
Ход урока
1. Стадия вызова.
- Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?
Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)
2. Стадия осмысления. Аналитическое чтение начала рассказа
– Нарисуйте словесный портрет барыни. – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
Портрет Герасима.
На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.
Сообщение ученика: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…
- История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.
- Прочтите описание Герасима.
(Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)
- Ребята, а какого роста был Герасим? ( 12 вершков) Давайте определим рост дворника. А поможет нам учитель математики.
Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».
Составим пропорцию:
- 1 вершок – 4,4 см
12 вершков – х
1: 12=4,4:х. Вспомним, что произведение крайних членов равно произведению средних и решим данную пропорцию:
1*х=12*4,4
Отсюда выразим неизвестное х: 12*4,4:1
х = 52,8см
- Ребята, а рост взрослого человека может быть 52 см?
- Раньше на Руси указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
- Не забываем теперь про наши аршины. Ведь 52,8 см прибавляются к двум аршинам, как было сказано выше.
Продолжите вычисление.
- 1 аршин – 71см
2 аршина - ?
71*2=142 см
52,8+ 142 =194,8 см
- Вот теперь мы видим, что Герасим был высоким человеком.
Работа Герасима
- Характеризуя героя, нельзя не обратить внимание на то, как он работал
(Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.
Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щенок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его.)
- Что мы можем сказать о нем, как о работнике?
- На самом ли деле человек может косой смахнуть березы, плечом сдвинуть телегу? ( нет, автор преувеличивает)
- В литературе преувеличение называют гиперболой. (записать в тетрадь определение)
Интерьер комнаты Герасима
- Как автор описывает комнату героя?
(Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.)
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? (Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)
- Давайте выясним, какой вес смогла бы выдержать кровать? Снова нам поможет нам учитель математики. Давайте опять составим пропорцию и найдем неизвестную величину х.
1 пуд – 16,3 кг
100 пудов – х
Мы знаем, что произведение крайних членов равно произведению средних:
1:100=16,3:х
Х=16,3*100 = 163 кг
- Кого нам напоминает Герасим? (русского богатыря)
- К нам на помощь пришел учитель изобразительного искусства.
- Рассмотрим элементы картины. Кто изображен? Как называется картина? Чем славились на Руси богатыри? Почему их помнит и уважает народ?
(Это русские богатыри. Картина называется «Три богатыря». Богатыри славились силой, умом, добротой. защищали Родину.)
- Перед вами файл с набором мебели и вещей, пустая коморка. Слово «интерьер» часто встречается при изображении комнат. Вспомним, что оно обозначает? Какая мебель была у хозяина коморки? (Картина, рисунок, изображающие внутреннее пространство помещения. В интерьере есть мебель, ковры, шторы и т.д. В каморке Герасима была добротная, грубая мебель под стать хозяину.)
- Выбрав нужные изображения, расставьте мебель в каморке Герасима,
— Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
(сила Герасима, его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.)
- Герасим - сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
Работа в парах.
- Восстановите последовательность эпизодов рассказа.
Карточка |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9 |
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. | |
2. Жизнь Герасима в доме барыни. | |
3. Герасим находит щенка. | |
4. Любовь Герасима к Татьяне. | |
5. Расставание с Татьяной. | |
6. Барыня требует уничтожить собаку. | |
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. | |
8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку. | |
9. Встреча Муму и барыни. | |
3. Стадия рефлексии
«Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»
4. Домашнее задание
1.Составить задачу по тексту
2. Нарисовать портрет Герасима