СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
  • систематизация знаний по разделам “Питание”.

Развивающие:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
  • развитие логического и системного мышления;
  • развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
  • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;
  • совершенствование эстетического восприятия.

Оборудование: листы с заданиями для самостоятельной работы; мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”

Просмотр содержимого документа
«Группы»

1




Иванина Солобоев

Ходжанозаров Б Гришечко

Ярославцева Жаринов

Гугучкин Богданович

Семенов Корявцева

Власов Кирьянов

Соляных Шубин

Граб Рослякова

Ходжанозаров Ш Петрова

Ароян Ганихина

Фуртуна Иброгимов

Шайхутдинова Соколовская



Просмотр содержимого документа
«ДЗ»

Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Дизентерия — инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, преимущественно отдела толстой кишки.

Дизентерию вызывают бактерии шигеллы. Шигеллы хорошо растут в обычных питательных средах; при разрушении микробных клеток выделяется токсин, который вызывает симптомы отравления. Кроме того, шигеллы создают несколько видов вредных веществ: цитотоксин, повреждающий мембраны эпителиальных клеток

Возбудитель дизентерии проникает в организм человека через рот с сырой водой, пищей, с грязных рук. Под действием кислого содержимого желудка часть дизентерийных бактерий погибает, остальные же переходят в кишечник, вызывая различные воспалительные и некротические процессы (чаще глубокие язвы, плёнчатые отложения фибрина).

Шигеллы живут в загрязненной почве, воде, в канализации, размножаются при не правильном хранении и обработке продуктов.

Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?














Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Сальмонеллёз — острые кишечные инфекции животных и человека, вызываемые сальмонеллами. Острое инфекционное заболевание, вызываемое сальмонеллами и характеризующееся, в общем случае, развитием отравления и поражением желудочно-кишечного тракта.

Сальмонеллёзы у человека рассматривают как определённое заболевание, отличая его от брюшного тифа и паратифов. Основной источник инфекции — пищевые продукты, реже - больное животное, в отдельных случаях источником заражения может быть человек (больной или бактерионоситель). Заражение происходит через зараженные пищевые продукты, как правило, животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца, особенно утиные и гусиные), при вынужденном, неправильном убое животных, нарушении правил хранения и приготовления продуктов (соприкосновение готовой и сырой продукции, недостаточная термическая обработка продуктов перед употреблением и т. д.). Сальмонеллёзы развиваются в тех случаях, когда в организм попадают накопившиеся в продуктах живые сальмонеллы.

При желудочно-кишечной форме заболевание обычно начинается остро, обильной рвотой и поносом (стул водянистый, часто с зеленью, зловонный). Наблюдаются боли, урчание и вздутие живота, слабость, головная боль, головокружение, озноб, повышение температуры до 38—41°С, боли в мышцах и суставах, судороги мышц конечностей.


Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?















Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Аскаридо́з — глистная инвазия из группы нематодозов, возбудителями которой являются аскариды. Аскариды паразитируют в тонком кишечнике. Длина взрослого гельминта составляет 25 — 30 см.

Личинки и яйца аскарид попадают в организм с немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, после личинки — в печени, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие. Оттуда в бронхи, трахею, глотку, полость рта. После повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится около трёх месяцев.

Источником возбудителя инвазии является больной человек. Заражение аскаридами происходит в результате заноса зрелых яиц из почвы в рот грязными руками или при употреблении в пищу овощей, ягод и фруктов, загрязненных яйцами гельминта. Большое значение и распространении аскаридоза имеет удобрение садов и огородов необезвреженными фекалиями. Яйца аскарид могут попадать на предметы обихода и продукты питания с пылью, поселяться на овощах и фруктах, а также заноситься в жилые помещения на подошвах обуви. Заражение аскаридозом чаще происходит в летне-осенний период. Аскаридоз наблюдается главным образом у детей, у взрослых встречается реже, что объясняется как более тщательным соблюдением ими гигиенических навыков, так и, возможно, состоянием иммунной системы.


Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?

Просмотр содержимого документа
«Конспект - копия»

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Девиз урока:

«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

  • систематизация знаний по разделам “Питание”.

Развивающие:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

  • развитие логического и системного мышления;

  • развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

  • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;

  • совершенствование эстетического восприятия.

Оборудование: листы с заданиями для самостоятельной работы; мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему





Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Возбудители


Как попадает в организм


Как предотвратить


Каждая группа заполняет по строчке в правилах гигиены

Мытье рук с мылом после уборной, контактов с животными или с землей.

Обработка с мылом овощей и фруктов перед употреблением.

Кулинарная обработка пищи.

Правильное хранение продуктов питания.

Употребление качественных не порченых продуктов.

Уничтожение разносчиков заболеваний (мухи, крысы).

Содержание в чистоте мест приготовления пищи.

III. Мотивация

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорки:

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

Что поступает в наш организм?

Что мы получаем от этого?

Для чего еще необходима пища?

Что происходит с пищей после поступления в наш организм?

О чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока: Обмен веществ и энергии

Что вы понимаете под словом обмен?

Обмен веществ – это основное свойство живых организмов, совокупность химических превращений, обеспечивающих рост, развитие, процессы жизнедеятельности.

Для того что бы лучше понять почему это основное свойство живых организмов обратим внимание на схему и попробуем ее проанализировать, в этом нам поможет текст учебника на стр. 184, 2,3,4 абзацы.

Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-3?

2

1 3







Какие вещества поступают в наш организм?

Проблемный вопрос?

Белки, жиры и углеводы, поступающие с пищей – строительный материал и источник энергии, однако они очень сложны для, нашего тела, и из-за тканевой несовместимости они могут быть уничтожены иммунной системой. Только этого не происходит. Почему?

Проблемный вопрос: Что позволяет белкам, жирам и углеводам освоится в нашем организме, и какова их основная роль?

IV. Изучение нового материала

Работа в группах

Группа 1

Прочитать в учебнике на стр. 185 пункт Обмен белков.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы: расщепление белков, разрушение излишков, всасывание белков, строительная функция. Опорная функция, энергетическая функция, транспортная функция.

Сделать вывод

Расщепление белков происходит в ______________ и ____________, всасывание в _______________, излишки поступившего белка не запасаются, а разрушаются и превращаются в _____________ и _____________. Аминокислоты используются для __________________________. Белки способны к биологическому окислению с ________________________________________.



Группа 2

Прочитать пункт Обмен жиров на стр. 185 учебника.

  1. Заполните схему

Вывод: Расщепление жиров происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего жира ___________________. Жиры используются для построения______________________________________________________. Расщепляясь жиры выделяют большое количество_________________ .

Группа 3

Прочитайте пункт обмен углеводов на стр. 186, расположите в правильном порядке

В печени излишки Сахаров задерживаются и превращаются в гликоген и другие соединения, а оставшаяся часть глюкозы в необходимом количестве направляется в кровь и распределяется между клетками тела.

Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости

В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации

В двенадцатиперстной кишке под действием ферментов, они расщепляются до глюкозы и других простых углеводов.

Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию, которая используется на многие нужды.

Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.

В тонкой кишке продукты распада всасываются кишечными ворсинками в кровь и направляются в печень.

В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии.



Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости

В двенадцатиперстной кишке под действием ферментов, они расщепляются до глюкозы и других простых углеводов.

В тонкой кишке продукты распада всасываются кишечными ворсинками в кровь и направляются в печень.

В печени излишки Сахаров задерживаются и превращаются в гликоген и другие соединения, а оставшаяся часть глюкозы в необходимом количестве направляется в кровь и распределяется между клетками тела.

В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации.

Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.

В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии.

Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию, которая используется на многие нужды.

Ответ на проблемный вопрос

Проблемный вопрос: Что позволяет белкам, жирам и углеводам освоится в нашем организме, и какова их основная роль?

Группа 4

Действие слюны на крахмал

Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.

Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого берут сырой картофель, натирают им бинт, дают немного подсохнуть.

Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.

Под воздействием слюны крахмал _______________, окрашивается часть бинта ______________________________. Следовательно расщепление углеводов начинается в _______________________________.

Группа 5

Влияние спирта на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. В одну из них добавили спирт.

Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки.

Добавляем в каждую пробирку по 4 мл раствора NaOH и по каплям CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет ионами меди (II)

Вывод: Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру.

Где содержится спирт? Что нельзя делать, чтобы защитить наш организм?

В каком виде спирт попадает в организм человека?

Какой вред он может наносить организму?

Группа 6

Влияние температуры на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием температуры.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спиртовка, держатели для пробирок, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. Добавили воды, взболтали. Одну из них нагрели.

Видно как температура осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, охладим белок вылив его в холодную воду.

Температура ____________________ белок, отнимает у него воду. Температура оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.

При каких условиях белки человеческого организма подвергаются подобному разрушению?

Домашнее задание

  • § 36, знать ответы на вопросы

  • упр. в печатной тетради 144 – 146

  • Опережающее Д/З: составить меню вашего завтрака.



Рефлексия

«Свободный микрофон»

- На уроке мне больше всего запомнилось... 

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

Итог урока

Мы едим для того, чтобы жить,

А не живем для того, чтобы есть.

Аристотель.



Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Девиз урока:

«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

  • систематизация знаний по разделам “Питание”.

Развивающие:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

  • развитие логического и системного мышления;

  • развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

  • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;

  • совершенствование эстетического восприятия.

Оборудование: листы с заданиями для самостоятельной работы; мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему



Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Возбудители


Как попадает в организм


Как предотвратить


Каждая группа заполняет по строчке в правилах гигиены

Мытье рук с мылом после уборной, контактов с животными или с землей.

Обработка с мылом овощей и фруктов перед употреблением.

Кулинарная обработка пищи.

Правильное хранение продуктов питания.

Употребление качественных не порченых продуктов.

Уничтожение разносчиков заболеваний (мухи, крысы).

Содержание в чистоте мест приготовления пищи.

III. Мотивация

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорки:

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

Проблемный вопрос?

Пища – строительный материал и источник энергии. Ее поступление необходимо для поддержания жизнедеятельности организма. Однако пищевые белки, жиры и углеводы не могут стать частью нашего тела, поскольку из-за тканевой несовместимости они будут уничтожены иммунной системой.

Проблемный вопрос: Каким образом организм человека справляется с тканевой несовместимостью белков, жиров и углеводов, поступающих в наш организм с веществами из которых он построен?

IV. Изучение нового материала

Работа в группах

Группа 1

Прочитать в учебнике на стр. 185 пункт Обмен белков.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы: расщепление белков, разрушение излишков, всасывание белков, строительная функция. Опорная функция, энергетическая функция, транспортная функция.

Сделать вывод

Группа 2

Влияние спирта на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. В одну из них добавили спирт.

Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки.

Добавляем в каждую пробирку по 4 мл раствора NaOH и по каплям CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет ионами меди (II)

Вывод: Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру.

Где содержится спирт? Что нельзя делать чтобы защитить наш организм?

Группа 3

Влияние температуры на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием температуры.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спиртовка, держатели для пробирок, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. Добавили воды, взболтали. Одну из них нагрели.

Видно как температура осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, охладим белок вылив его в холодную воду.

Температура ____________________ белок, отнимает у него воду. Температура оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.

При каких условиях белки человеческого организма подвергаются подобному разрушению?

Группа 4

Прочитать пункт Обмен жиров на стр. 185 учебника.

  1. Заполните схему

Вывод: Расщепление жиров происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего жира ___________________. Жиры используются для построения______________________________________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.

Группа 5

Прочитать пункт Обмен углеводов на стр. 186 учебника.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы: расщепление углеводов, запасание углеводов, всасывание углеводов, защитная функция, энергетическая функция, структурно-пластическая функция.

Описать, что происходит с углеводами, используя, слова «так как», «потому что», «следовательно»

Группа 6

Действие слюны на крахмал

Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.

Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого берут сырой картофель, натирают им бинт, дают немного подсохнуть.

Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.

Под воздействием слюны крахмал _______________, окрашивается часть бинта ______________________________. Следовательно расщепление углеводов начинается в _______________________________.









  1. Прочитайте пункт «Пластический и энергетический обмен»

Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-3?

2

1 3







Сделайте вывод о том как эта схема взаимосвязана с белками, жирами и углеводами.

Итог урока – ответ на проблемный вопрос



Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист 2»

Маршрутный лист ФИ___________________________________________________________класс___________ Задание 1. Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-3? Какие вещества поступают в наш организм?

2

1 3





Задание 2. Заполните таблицу (поставьте знак + или -)


Расщепление

Всасывание

Запасание

Выведение излишков

функции

Опорная

Защитная

Энергетическая

Теплоизоляционная

Структурно - пластическая

Транспортная

Белки











Жиры











Углеводы

































Что происходит с веществами, поступающими в наш организм?

Как называется этот процесс в целом?

Составить

Просмотр содержимого документа
«ОЦЕНКИ»

Оцени работу одноклассников в твоей группе

Ароян П.

Соляных Н.



Ганихина Р.

Шубин Ю.






Оцени работу одноклассников в твоей группе

Иванина А

Солобоев Д




Гугучкин А

Богданович А






Оцени работу одноклассников в твоей группе

Иброгимов Д

Рослякова Е




Фуртуна П

Граб Д






Оцени работу одноклассников в твоей группе

Ходжанозаров Б

Гришечко В




Семенов П

Корявцева Н










Оцени работу одноклассников в твоей группе

Ходжанозаров Ш

Петрова А




Соколовская Д

Шайхутдинова А








Оцени работу одноклассников в твоей группе

Ярославцева И

Жаринов А




Власов Н

Кирьянов Н






Просмотр содержимого документа
«Приложение ДЗ»

Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции




Ботули́зм (от лат. botulus — колбаса) — тяжёлое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы, преимущественно продолговатого и спинного мозга.

Развивается в результате попадания в организм пищевых продуктов, воды или аэрозолей, содержащих ботулотоксин, продуцируемый спорообразующей палочкой. Ботулотоксин поражает спинной мозг, вследствие чего нарушается иннервация мышц, развивается прогрессирующая острая дыхательная недостаточность.

Входными воротами являются слизистые оболочки дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, повреждённая кожа и лёгкие. От человека к человеку инфекция не передаётся.

Механизм передачи ботулизма — фекально-оральный или контактный. Пути передачи заболевания могут быть пищевые, воздушно-пылевые или контактно-бытовые. Естественным источником и резервуаром возбудителя является почва, тепло- и холоднокровные животные, поглощающие споры с водой и кормом.

Отравление токсином возможно только при употреблении продуктов, в которых в произошли размножение возбудителя и накопление токсина. В основном, заражение происходит вследствие употребления грибов, овощей, рыбы и мяса домашнего консервирования.

Продукты домашнего консервирования в герметически закрытой таре являются наиболее опасными для человека, так как в домашних условиях добиться полного уничтожения бактерий невозможно. Больше всего это касается грибов, потому что отмыть их от частичек грунта, в котором содержатся споры ботулины, очень сложно. Перед употреблением консервов необходимо прогреть вскрытые банки при 100 С° в течение 30 мин (в кипящей воде) для разрушения токсина.



Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?







Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции




Холе́ра (от др.-греч. χολή «желчь» и ῥέω «теку») — острая кишечная антропонозная инфекция, вызываемая бактериями. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до болевого шока и смерти.

«Классическая» холера вызывается холерным вибрионом серогруппы.

Входными воротами инфекции является пищеварительный тракт. Часть вибрионов гибнет в кислой среде желудка под воздействием соляной кислоты. Преодолев желудочный барьер, микроорганизмы проникают в тонкий отдел кишечника, где, найдя благоприятную щелочную среду, начинают размножаться.

Заражение происходит главным образом при питье необеззараженной воды, заглатывании воды при купании в загрязнённых водоёмах, во время умывания, а также при мытье посуды заражённой водой. Заражение может происходить при употреблении пищи, инфицированной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи Возможен контактно-бытовой (через загрязнённые руки) путь передачи. Кроме того, холерные вибрионы могут переноситься мухами.


Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?









Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Дизентерия — инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, преимущественно отдела толстой кишки.

Дизентерию вызывают бактерии шигеллы. Шигеллы хорошо растут в обычных питательных средах; при разрушении микробных клеток выделяется токсин, который вызывает симптомы отравления. Кроме того, шигеллы создают несколько видов вредных веществ: цитотоксин, повреждающий мембраны эпителиальных клеток

Возбудитель дизентерии проникает в организм человека через рот с сырой водой, пищей, с грязных рук. Под действием кислого содержимого желудка часть дизентерийных бактерий погибает, остальные же переходят в кишечник, вызывая различные воспалительные и некротические процессы (чаще глубокие язвы, плёнчатые отложения фибрина).

Шигеллы живут в загрязненной почве, воде, в канализации, размножаются при не правильном хранении и обработке продуктов.

Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?









Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Аскаридо́з — глистная инвазия из группы нематодозов, возбудителями которой являются аскариды. Аскариды паразитируют в тонком кишечнике. Длина взрослого гельминта составляет 25 — 30 см.

Личинки и яйца аскарид попадают в организм с немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, после личинки — в печени, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие. Оттуда в бронхи, трахею, глотку, полость рта. После повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится около трёх месяцев.

Источником возбудителя инвазии является больной человек. Заражение аскаридами происходит в результате заноса зрелых яиц из почвы в рот грязными руками или при употреблении в пищу овощей, ягод и фруктов, загрязненных яйцами гельминта. Большое значение и распространении аскаридоза имеет удобрение садов и огородов необезвреженными фекалиями. Яйца аскарид могут попадать на предметы обихода и продукты питания с пылью, поселяться на овощах и фруктах, а также заноситься в жилые помещения на подошвах обуви. Заражение аскаридозом чаще происходит в летне-осенний период. Аскаридоз наблюдается главным образом у детей, у взрослых встречается реже, что объясняется как более тщательным соблюдением ими гигиенических навыков, так и, возможно, состоянием иммунной системы.


Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?










Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Возбудители


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Сальмонеллёз — острые кишечные инфекции животных и человека, вызываемые сальмонеллами. Острое инфекционное заболевание, вызываемое сальмонеллами и характеризующееся, в общем случае, развитием отравления и поражением желудочно-кишечного тракта.

Сальмонеллёзы у человека рассматривают как определённое заболевание, отличая его от брюшного тифа и паратифов. Основной источник инфекции — пищевые продукты, реже - больное животное, в отдельных случаях источником заражения может быть человек (больной или бактерионоситель). Заражение происходит через зараженные пищевые продукты, как правило, животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца, особенно утиные и гусиные), при вынужденном, неправильном убое животных, нарушении правил хранения и приготовления продуктов (соприкосновение готовой и сырой продукции, недостаточная термическая обработка продуктов перед употреблением и т. д.). Сальмонеллёзы развиваются в тех случаях, когда в организм попадают накопившиеся в продуктах живые сальмонеллы.

При желудочно-кишечной форме заболевание обычно начинается остро, обильной рвотой и поносом (стул водянистый, часто с зеленью, зловонный). Наблюдаются боли, урчание и вздутие живота, слабость, головная боль, головокружение, озноб, повышение температуры до 38—41°С, боли в мышцах и суставах, судороги мышц конечностей.


Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от инфекции?









Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему

Правила гигиены пищеварительной системы

Заболевание


Система, на которую оказывается вредное воздействие


Причины


Как попадает в организм


Как защитить организм от попадания инфекции



Конец формы

Пищевые отравления немикробного происхождения

Отравления этой группы составляет около 10 % общего количе­ства отравлений. Вредное воздействие оказывается на пищеварительную, кровеносную, нервную системы. Согласно классификации отравления немикробного происхождения делят на:

1. отравление продуктами, ядовитыми по своей природе, — гри­бами, ягодами

2. некоторыми видами рыб;

3. отравление ядовитыми примесями - цинком, свинцом, медью мышьяком.

Отравление грибами в основном носит сезонный харак­тер, потому что чаще наблюдается весной и в конце лета при их массовом сборе и употреблении. Ядовиты строчки, бледная поганка, мухоморы, ложные опята и целый ряд других грибов.

Отравление происходит при употреблении в пищу ядовитых грибов.

Отравление проросшим картофелем вызвано присут­ствием в нем гликозида соланина, содержащегося в глазках и кожи­це клубней. Особенно много соланина в недозревшем, проросшем и позеленевшем картофеле. Плохо очищенный и недовареный картофель может вызвать сильные отравления.

Отравление цинком возникает при использовании оцин­кованной посуды для приготовления и хранения пищи. Согласно са­нитарным правилам на предприятиях общественного питания эту посуду применяют только для хранения сыпучих продуктов и воды.

Отравление свинцом возможно при использовании для при­готовления пищи луженой и керамической глазурованной посуды. Согласно санитарным нормам, содержание свинца не должно превы­шать в полуде 1 %, а в глазури гончарных изделий — 12 %.

Отравление мышьяком наблюдается в случае попадания его в пищевые продукты при небрежном хранении мышьяковистых препаратов или при употреблении овощей, плодов, обработаны ядохимикатами, содержащими мышьяк.



Какие меры гигиены пищеварительной системы нужно применять, чтобы защититься от отравлений?


Просмотр содержимого документа
«Приложение ИЗУЧ НОВ - копия»

Группа 1

Прочитать пункт Обмен белков на стр. 185 учебника.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы:





расщепление белков

всасывание белков

разрушение излишков

транспортная функция

энергетическая функция

опорная функция

строительная функция





Сделать вывод:

Расщепление белков происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего белка не запасаются, а разрушаются и превращаются в ____________________ и _________________.

Аминокислоты используются для ______________________________________ _______________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.



Группа 5

Вступительная информация.
Белки – сложные органические соединения, без которых невозможно существование живой клетки. В составе белковых молекул обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические связи. Под влиянием различных физических и химических факторов, в том числе и спирта, структура белка разрушается и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природной структуры белка называется денатурацией. Степень разрушения белка зависит от интенсивности воздействия и может быть обратимой и необратимой.

Многие белки разрушаются от действия ничтожных концентраций химических веществ, а некоторые даже от незначительного химического воздействия.


Влияние спирта на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок, добавить немного воды, взболтать. В одну из пробирок добавить спирт.

Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки.

Добавляем в каждую пробирку по 2 мл раствора гидроксида натрия NaOH и по 1 капле сульфата меди CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет.

Вывод: Спирт ____________________ белок, отнимает у него воду. Белок ________________________, изменяются его свойства. Спирт оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.





Группа 6

Вступительная информация.
Белки – сложные органические соединения, без которых невозможно существование живой клетки. В составе белковых молекул обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические связи. Под влиянием различных физических и химических факторов – температура, радиация, химические вещества, встряхивание и т.д. – связи рвутся, структуры белка четвертичная, третичная и вторичная разрушаются и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природной структуры белка называется денатурацией. Степень разрушения белка зависит от интенсивности воздействия и может быть обратимой и необратимой.

Многие белки разрушаются от действия ничтожных концентраций химических веществ, а некоторые даже от незначительного химического воздействия.


Влияние температуры на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием температуры.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спиртовка, держатели для пробирок, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. Добавили воды, взболтали. Одну из них нагрели.

Видно как температура осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, охладим белок вылив его в холодную воду.

Вывод: Температура ____________________ белок, отнимает у него воду. Белок ________________________, изменяются его свойства. Температура оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.







Группа 2

Прочитать пункт Обмен жиров на стр. 185 учебника.

Сделать вывод:

Расщепление жиров происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего жира ___________________. Жиры используются для построения______________________________________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.







Группа 3

Прочитать пункт Обмен углеводов на стр. 186 учебника, в правильном порядке (рядом с предложениями поставьте номера)

В печени излишки Сахаров задерживаются и превращаются в гликоген и другие соединения, а оставшаяся часть глюкозы в необходимом количестве направляется в кровь и распределяется между клетками тела.

Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости

В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации

В двенадцатиперстной кишке под действием ферментов, они расщепляются до глюкозы и других простых углеводов.

Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию, которая используется на многие нужды.

Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.

В тонкой кишке продукты распада всасываются кишечными ворсинками в кровь и направляются в печень.

В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии.



Сделать вывод:

Расщепление углеводов происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, Углеводы запасаются и используются для ___________________________________ _______________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.













Группа 4

Действие слюны на крахмал

Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.

Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого натирают бинт сырым картофелем, расправляют, немного подсушивают. Затем бинт разрезают на куски длиной по 10 см.

Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта любую букву Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.

Выводы. Под воздействием слюны крахмал _______________, окрашивается часть бинта ______________________________. Следовательно расщепление углеводов начинается в _______________________________.





Просмотр содержимого документа
«Приложение ИЗУЧ НОВ»

Группа 1

Прочитать пункт Обмен белков на стр. 185 учебника.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы:





расщепление белков

всасывание белков

разрушение излишков

транспортная функция

энергетическая функция

опорная функция

строительная функция





Сделать вывод:

Расщепление белков происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего белка разрушаются и превращаются в ____________________ и _________________.

Аминокислоты используются для ______________________________________ _______________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.





Группа 2

Вступительная информация.
Белки – сложные органические соединения, без которых невозможно существование живой клетки. В составе белковых молекул обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические связи. Под влиянием различных физических и химических факторов, в том числе и спирта, структура белка разрушается и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природной структуры белка называется денатурацией. Степень разрушения белка зависит от интенсивности воздействия и может быть обратимой и необратимой.

Многие белки разрушаются от действия ничтожных концентраций химических веществ, а некоторые даже от незначительного химического воздействия.


Влияние спирта на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок, добавить немного воды, взболтать. В одну из пробирок добавить спирт.

Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки.

Добавляем в каждую пробирку по 2 мл раствора гидроксида натрия NaOH и по 1 капле сульфата меди CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет.

Вывод: Спирт ____________________ белок, отнимает у него воду. Белок ________________________, изменяются его свойства. Спирт оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.













Группа 3

Вступительная информация.
Белки – сложные органические соединения, без которых невозможно существование живой клетки. В составе белковых молекул обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические связи. Под влиянием различных физических и химических факторов – температура, радиация, химические вещества, встряхивание и т.д. – связи рвутся, структуры белка четвертичная, третичная и вторичная разрушаются и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природной структуры белка называется денатурацией. Степень разрушения белка зависит от интенсивности воздействия и может быть обратимой и необратимой.

Многие белки разрушаются от действия ничтожных концентраций химических веществ, а некоторые даже от незначительного химического воздействия.


Влияние температуры на белки.

Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием температуры.

Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спиртовка, держатели для пробирок, яичный белок.

Поместили в две пробирки яичный белок. Добавили воды, взболтали. Одну из них нагрели.

Видно как температура осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.

Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, охладим белок вылив его в холодную воду.

Вывод: Температура ____________________ белок, отнимает у него воду. Белок ________________________, изменяются его свойства. Температура оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.

















Группа 4

Прочитать пункт Обмен жиров на стр. 185 учебника.

Сделать вывод:

Расщепление жиров происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего жира ___________________. Жиры используются для построения______________________________________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.



Группа 5

Прочитать пункт Обмен углеводов на стр. 186 учебника.

Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы:





расщепление углеводов

запасание углеводов

всасывание углеводов

защитная функция

энергетическая функция

структурно-пластическая функция.



Сделать вывод:

Расщепление углеводов происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, Углеводы используются для ______________________________________ _______________________________, энергия, выделившаяся при расщеплении обеспечивает __________________________ функцию.









Группа 6

Действие слюны на крахмал

Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.

Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого натирают бинт сырым картофелем, расправляют, немного подсушивают. Затем бинт разрезают на куски длиной по 10 см.

Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта любую букву Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.

Выводы. Под воздействием слюны крахмал _______________, окрашивается часть бинта ______________________________. Следовательно расщепление углеводов начинается в _______________________________.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!