Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе
Девиз урока:
«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
систематизация знаний по разделам “Питание”.
Развивающие:
совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
развитие логического и системного мышления;
развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
Воспитательная:
воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;
совершенствование эстетического восприятия.
Оборудование: листы с заданиями для самостоятельной работы; мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
Основываясь на дополнительном материале и знаниях полученных на предыдущих уроках заполнить схему
Правила гигиены пищеварительной системы
Заболевание | |
Возбудители | |
Как попадает в организм | |
Как предотвратить | |
Каждая группа заполняет по строчке в правилах гигиены
Мытье рук с мылом после уборной, контактов с животными или с землей. |
Обработка с мылом овощей и фруктов перед употреблением. |
Кулинарная обработка пищи. |
Правильное хранение продуктов питания. |
Употребление качественных не порченых продуктов. |
Уничтожение разносчиков заболеваний (мухи, крысы). |
Содержание в чистоте мест приготовления пищи. |
III. Мотивация
Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объяснить смысл поговорки:
– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)
Что поступает в наш организм?
Что мы получаем от этого?
Для чего еще необходима пища?
Что происходит с пищей после поступления в наш организм?
О чем мы сегодня будем говорить?
Тема урока: Обмен веществ и энергии
Что вы понимаете под словом обмен?
Обмен веществ – это основное свойство живых организмов, совокупность химических превращений, обеспечивающих рост, развитие, процессы жизнедеятельности.
Для того что бы лучше понять почему это основное свойство живых организмов обратим внимание на схему и попробуем ее проанализировать, в этом нам поможет текст учебника на стр. 184, 2,3,4 абзацы.
Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-3?
2
1 3
Какие вещества поступают в наш организм?
Проблемный вопрос?
Белки, жиры и углеводы, поступающие с пищей – строительный материал и источник энергии, однако они очень сложны для, нашего тела, и из-за тканевой несовместимости они могут быть уничтожены иммунной системой. Только этого не происходит. Почему?
Проблемный вопрос: Что позволяет белкам, жирам и углеводам освоится в нашем организме, и какова их основная роль?
IV. Изучение нового материала
Работа в группах
Группа 1
Прочитать в учебнике на стр. 185 пункт Обмен белков.
Соотнести в каких органах или системах органов осуществляются предложенные процессы: расщепление белков, разрушение излишков, всасывание белков, строительная функция. Опорная функция, энергетическая функция, транспортная функция.
Сделать вывод
Расщепление белков происходит в ______________ и ____________, всасывание в _______________, излишки поступившего белка не запасаются, а разрушаются и превращаются в _____________ и _____________. Аминокислоты используются для __________________________. Белки способны к биологическому окислению с ________________________________________.
Группа 2
Прочитать пункт Обмен жиров на стр. 185 учебника.
Заполните схему
Вывод: Расщепление жиров происходит в ___________________ и ________________, всасывание в ___________________, излишки поступившего жира ___________________. Жиры используются для построения______________________________________________________. Расщепляясь жиры выделяют большое количество_________________ .
Группа 3
Прочитайте пункт обмен углеводов на стр. 186, расположите в правильном порядке
В печени излишки Сахаров задерживаются и превращаются в гликоген и другие соединения, а оставшаяся часть глюкозы в необходимом количестве направляется в кровь и распределяется между клетками тела.
Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости
В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации
В двенадцатиперстной кишке под действием ферментов, они расщепляются до глюкозы и других простых углеводов.
Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию, которая используется на многие нужды.
Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.
В тонкой кишке продукты распада всасываются кишечными ворсинками в кровь и направляются в печень.
В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии.
Сложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости
В двенадцатиперстной кишке под действием ферментов, они расщепляются до глюкозы и других простых углеводов.
В тонкой кишке продукты распада всасываются кишечными ворсинками в кровь и направляются в печень.
В печени излишки Сахаров задерживаются и превращаются в гликоген и другие соединения, а оставшаяся часть глюкозы в необходимом количестве направляется в кровь и распределяется между клетками тела.
В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации.
Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.
В организме глюкоза, прежде всего, является источником энергии.
Распадаясь на углекислый газ и воду, она освобождает энергию, которая используется на многие нужды.
Ответ на проблемный вопрос
Проблемный вопрос: Что позволяет белкам, жирам и углеводам освоится в нашем организме, и какова их основная роль?
Группа 4
Действие слюны на крахмал
Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.
Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.
Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого берут сырой картофель, натирают им бинт, дают немного подсохнуть.
Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.
Под воздействием слюны крахмал _______________, окрашивается часть бинта ______________________________. Следовательно расщепление углеводов начинается в _______________________________.
Группа 5
Влияние спирта на белки.
Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием спирта.
Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спирт 80%, NaCl 10%, CuSO4 1%, яичный белок.
Поместили в две пробирки яичный белок. В одну из них добавили спирт.
Видно как спирт осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.
Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, проводим биуретовую реакцию на белки.
Добавляем в каждую пробирку по 4 мл раствора NaOH и по каплям CuSO4. Эта реакция высокочувствительная. В пробирке, где был добавлен спирт, раствор окрасился в темно синий цвет ионами меди (II)
Вывод: Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру.
Где содержится спирт? Что нельзя делать, чтобы защитить наш организм?
В каком виде спирт попадает в организм человека?
Какой вред он может наносить организму?
Группа 6
Влияние температуры на белки.
Цель опыта: продемонстрировать учащимся необратимые изменения белков под воздействием температуры.
Оборудование: пробирки, пипетки, кипяченая вода, спиртовка, держатели для пробирок, яичный белок.
Поместили в две пробирки яичный белок. Добавили воды, взболтали. Одну из них нагрели.
Видно как температура осаждает белки из раствора. Белок уплотняется и на глазах становятся заметны изменения физических и химических свойств.
Чтобы доказать, что эти изменения необратимы, охладим белок вылив его в холодную воду.
Температура ____________________ белок, отнимает у него воду. Температура оказывает __________________________ воздействие на белки человеческого организма.
При каких условиях белки человеческого организма подвергаются подобному разрушению?
Домашнее задание
§ 36, знать ответы на вопросы
упр. в печатной тетради 144 – 146
Опережающее Д/З: составить меню вашего завтрака.
Рефлексия
«Свободный микрофон»
- На уроке мне больше всего запомнилось...
- Меня удивило то, что...
- После урока я расскажу своим друзьям о...
- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
Итог урока
Мы едим для того, чтобы жить,
А не живем для того, чтобы есть.
Аристотель.