СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Понятие об односоставных предложениях". 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях"»



Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Понятие об односоставных предложениях"

Цели:

  • Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

  • Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.

  • Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  • Изучить новую терминологию.

  • Формировать культуру речи учащихся.

Основные задачи:

  • Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.

  • Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.

  • Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Обеспечение урока:

  • Презентация в PowerPoint

  • Школьная доска.

  • Письменные принадлежности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент



II. Введение в тему. Слово учителя: На доске написан эпиграф к нашему уроку: «Без русского языка не сколотишь и сапога».

Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Подчеркните грамматическую основу. Какое это предложение? (односоставное)
– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
– Запишите тему урока.(Понятие об односоставных предложениях)



III Целеполагание

Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать его цель. Для этого используйте опорную запись.

Цели:

  • познакомиться с …;

  • учиться находить ... и различать ...;

  • изучить виды….

– Да, действительно, цель нашего урока –

  • познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;

  • учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;

  • изучить новую терминологию;

  • формировать культуру речи учащихся.

IV. Работа над темой

– Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.

Вывод: односоставные предложения делятся на две основные группы:

1) с главным членом подлежащим;
2) с главным членом сказуемым.

V. Изучение нового материала

1.Заполнение ментальной карты «Предложение».

– Расскажите об односоставных предложениях по плану.

План

1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?
2. Как называются предложения с главным членом сказуемым?
3. Назовите виды глагольных предложений.
4. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?

5. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем ...


Учащиеся демонстрируют ментальные карты.

V.Тренировочные упражнения

1). Работа с текстом упр.192 (Выписать простые предложения или части сложных предложений как простые предложения. В глагольных указать буквой мыслится ли деятель как определенное лицо, как неопределенное лицо, или вообще не мыслится). Самопроверка по слайду.

2)Выразительное чтение стихотворения

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Есть ли в этом стихотворении односоставные части сложного предложения? Какова их роль? (Поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические

конструкции. Они оказываются более выразительными, чем

их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее

передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической

речи.) Учимся демонстрируется фотография «Набережная Невы».



3) Закрепление.

Практическая работа с языковым материалом

Подберите синонимичное односоставное предложение, чтобы получилась пара.

1.Я люблю музыку. -….

2.Ко мне кто-то пришел. -…

3.Приятно пахнет черемуха. -…

4.Что-то воет в трубе.-…



VI.Контроль. Работа по Обведите номер односоставного предложения.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Беседа

Продолжи ответ.

1. Односоставные предложения – это ...
2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
3. В предложениях с глагольными сказуемыми выражено ...
4. В безличных предложениях ...
5. В назывных предложениях ...
6. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем ...

VII. Домашнее задание.

1.Выучить теоретический материал по теме урока.

2.Выполнить (письменно) упражнение.193

3.Творческое задание (по желанию учащихся). Описание фотографии (включить односоставные предложения)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!