ОТКРЫТЫЙ УРОК
АВТОР: РОМАНОВСКАЯ В.А.
Учитель начальных классов
МКОУ «Русановская ООШ»
ТЕМА: РАСПОЗНАВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ ПО ЛИСТЬЯМ
УРОК РАЗРАБОТАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОБЛЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ», автор Н.Б.Шумакова.
ОБОБЩЕНИЕ УРОКА: Листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Листья с разных деревьев данной местности, атлас-определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети научатся:
Различать деревья своей местности по листьям.
УМЕНИЯ, характеризующие достижения этого результата:
(Курсивом выделен повышенный уровень усвоения знаний)
ХОД УРОКА:
МОТИВАЦИЯ
Для создания проблемной ситуации можно разместить на доске листья с разных деревьев (липа, береза, осина, тополь), но похожие друг на друга размером, цветом, формой и т.д.
Учитель: На экскурсии мы собрали листья под деревьями, и теперь я не пойму: одному дереву принадлежат все эти листья или нет? Как вы, ребята, думаете?
Дети высказывают свои предположения. Учитель подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.
Учитель: Мнения разделились. Как нам быть?
Выслушать ребят и сформулировать проблему: НАМ НЕ УДАЛОСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ, К КАКОМУ ДЕРЕВУ (ДЕРЕВЬЯМ) ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ЛИСТЬЯ.
Учитель: Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему?
Дети: Надо сравнить все листья?
Учитель: Как мы будем сравнивать эти листья?
Дети: Мы посмотрим, чем похожи и чем отличаются между собой листья.
Учитель: То есть: мы с вами определим внешние признаки, по которым будем сравнивать листья. Какие внешние признаки листа позволят определить, к какому дереву относится лист?
Дети отвечают, высказывают предположения, учитель записывает на доске предполагаемые признаки, например:
ЦВЕТ
ФОРМА
РАЗМЕР
КРАЙ ЛИСТА
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК НА ЛИСТЕ
КОЛИЧЕСТВО ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК
При необходимости учитель в проблемном диалоге с детьми дополняет список необходимых признаков.
Учитель: Итак, у нас возникло предположение, что по выделенным нами признакам можно определить, к какому дереву относятся листья, т.е. наша гипотеза заключается в том, что цвет, форма, край листа и т.д. являются отличительными признаками.
Если это так, если эти признаки действительно помогают определить, к какому дереву относятся листья, то тогда давайте рассмотрим листья и выясним, какому дереву они принадлежат.
Формулируется цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся данные листья.
Учитель: Если нам удастся по этим признакам определить, к каким деревьям относятся эти листья, то, значит, наша гипотеза о признаках подтвердилась, если нет, значит, не подтвердилась.
ИССЛЕДОВАНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Каждой группе предлагается следующий материал:
Набор листьев с 2-3 деревьев;
Инструкционная карта;
Атлас-определитель
Листы белой бумаги, клей, фломастеры.
Ребятам необходимо:
Провести сортировку листьев, используя их внешние особенности;
Используя материал атласа-определителя деревьев, выяснить, к каким деревьям они относятся;
Наклеить листья на листы бумаги и подписать, с какого они дерева.
Учитель обращает внимание на порядок выполнения работы и обсуждает план исследования.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА (ПЛАН)
Разложите листья на столе.
Сравните листья по внешним признакам, которые мы с вами определили.
Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.
Наклейте листья на бумагу и подпишите названия деревьев.
Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы).
Для подготовки отчёта можно предложить детям воспользоваться специальным средством: «ПОМОЩНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТЫ» или «ПОМОЩНИК ОТВЕТА». В этом случае учитель даёт детям конверт, в котором находятся четыре или пять листов бумаги (по количеству учеников в группе) с незавершёнными предложениями. Эти незавершенные предложения являются началом изложения определенной части работы, выполняемой группой.
Например:
«ПОМОЩНИК ОТВЕТА»
1.Мы изучали _________________________________________________ .
Выяснили, что _______________________________________________________________ . (показывают наклеенные листья с надписями)
2.Это лист с _______________________________ дерева. Это подтверждается тем, что (указать признаки) ______________________________________ . А этот лист с ____________________________ дерева. Потому что___________________ .
3. У этого листа мы увидели такие признаки_________________________ .
С помощью атласа-определителя мы установили, что он принадлежит _______________ .
4.Мы сделали вывод, что __________________________ .
(Первый раз учитель предлагает детям воспользоваться этим средством организации отчета группы после того, как дети выполнили основную часть своей работы. В дальнейшем «Помощник представления» выдается детям вместе с рабочими листами и материалами для изучения.)
3. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКТОВ
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.
Учитель в ходе отчета групп уточняет отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, количество лучей, края листьев, простой лист или сложный), а также фиксирует на доске отличительные признаки, которые являются определяющими, и те, которые не являются определяющими.
Деревья | Определяющие признаки | Неопределяющие признаки |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ОБОБЩЕНИЕ
Учитель: посмотрите на доску. Какие признаки помогали нам определять, к какому дереву принадлежат листья? Какой вывод о листьях различных деревьев мы можем сделать?
Выслушать ответы ребят и сформулировать обобщение: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья:
Выяснить, какие предположения подтвердились, а какие нет;
Определить, с какого дерева листья, принесенные учителем (те, которые висят на доске).
Учитель: удалось нам выяснить, с каких деревьев листья, на основе определенных признаков?
Дети: Да.
Учитель: Можно считать теперь гипотезу подтвержденной?
Дети: Да.
ПРИМЕНЕНИЕ
Ребята выходят во двор школы и по внешним особенностям листьев определяют названия деревьев. В качестве домашнего задания учащиеся могут определить, какие деревья растут у каждого во дворе дома.
Если не удалось определить название какого-то дерева, листья с него собираются в конверт для определения вида дерева в классе с использованием атласа-определителя.
Можно собрать листья для выполнения аппликации на уроке труда.
Данная тема проходит по всему курсу предмета «Окружающий мир» начальной школы:
- 2 класс «Деревья леса» (учащиеся составляют «паспорт дерева»)
- 3 класс «Многообразие и значение растений»
27 марта 2012 год.
4