Урок по теме "Электролитическая диссоциация"

Категория: Химия

Для урока использованы загадки, тесты, игра "Крестики - нолики".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Электролитическая диссоциация"»

Тема «Электролитическая диссоциация»

Цели:

*образовательные: ознакомить уч-ся с электрической проводимостью химических соединений, сформировать понятия: электролиты, неэлектролиты; ЭДС; гидратация, ассоциация; рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;

* развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления;

* коммуникативные: развитие коммуникативных способностей в ходе работы в группе

Оборудование: прибор для определения электрической проводимости веществ, кристаллический хлорид натрия, сахар, этиловый спирт, серная кислота, раствор гидроксида натрия, дистиллированная вода, тренажерные карточки на каждый стол, портреты авторов ЭДС

Ход урока

I Организационный момент.

II/ Актуализация знаний

Учитель: отгадайте загадку. Он бежит по проводам, зажигает лампы тут и там

Тема сегодняшнего урока связана с электричеством – «ЭДС». Сначала вспомним из курса физики, что такое электрический ток. (Движение электрических зарядов или заряженных частиц)

  • На какие группы делятся вещества по электропроводимости? (проводники, полупроводники и диэлектрики)

  • Какие вы знаете вещества, способные проводить электрический ток? (металлы)

  • Какие заряженные частицы двигаются в металлах?

Сегодня мы с вами проверим электропроводность ряда сложных веществ.

  • Какие виды химической связи существуют в сложных веществах?

  • Приведите примеры веществ с разными типами связи. (Например: KNO3 KOH HCl HNO3 H2 ) (Формулы записывают на доске)

III. Изучение нового материала

  1. Электролиты и неэлектролиты

Учитель демонстрирует опыты, уч-ся записывают его результаты в таблицу:

Название вещества

Вид связи

Проводит ли ток


Демонстрационные опыты электрической проводимости:

а) кристаллического хлорида натрия;

б) кристаллического сахара;

в) дистиллированной воды;

г) раствора сахара;

д) раствора хлорида натрия;

е) раствора гидроксида натрия


Выявление проблемной ситуации

Учитель:

  • Чем можно объяснить электропроводность раствора хлорида натрия и непроводимость раствора сахара?

  • Движение каких заряженных частиц здесь может возникнуть? (движение ионов)

Значит электропроводностью обладают вещества состоящие из ионов.

Теперь проверим электропроводность вещества с полярной ковалентной связью – соляной и серной кислот.

Демонстрационный опыт:

А) электропроводность раствора соляной кислоты;

Б) электропроводность соляной кислоты.

Учитель: Движение каких заряженных частиц обеспечило электропроводность этих веществ? Значит, что-то подействовало на связь так, что полярная ковалентная связь превратилась в ионную.

Рассказ учителя

Введение понятий «электролиты» и «неэлектролиты». При рассказе учитель вычерчивает схему на доске, а уч-ся - в тетради.

Электролиты

Неэлектролиты

Вещества с ионной и ковалентной полярной связью

Вещества с ковалентной неполярной, слабо полярной связью

Растворимые соли, кислоты, основания

Нерастворимые соли, кислоты, основания, оксиды; простые вещества (O2, N2 ,H2) органические вещества (сахар, спирт, бензин)

  1. Электролитическая диссоциация

а) проблемные вопросы

* о чем говорит тот факт, что электролиты проводят ток только в растворенном виде? (ионы становятся в растворе свободными)

* почему? Что действует на электролит? (вода)

* проводит ли ток дистиллированная вода?

* как же она может действовать на электролит?

* в чем же особенности молекул воды?

б) Рассказ учителя о молекулах воды

В молекулах воды сильнополярная связь и угол между связями – 1040. Поэтому противоположные концы молекулы имеют противоположно заряженные концы –являются диполями. Если бы молекулы воды были более симметричны, они не были бы полярны, и тогда весь облик земной природы изменился бы: океаны испарились, и вокруг земного шара образовались атмосфера из водяного пара с незначительной примесью других газов. Молекулы воды – как магниты. Если опрокинуть мешок с ненамагниченными стальными стрелками, они просто рассыпятся по полу. Если же стрелки намагничены, тто они, очевидно, вывалятся сплошным комом, так как при падении соседние стрелки притянутся друг к другу разноименными полюсами. Так и в жидкостях, состоящих из полярных молекул, соседние молекулы притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а это препятствует их отрыву друг от друга, т.е. испарению жидкости

в) Рассказ о механизме ЭДС с использованием рисунка учебника.

Введение понятия ЭДС

г) Этапы диссоциации

Уч-ся выполняют задание: выписать этапы в тетрадь, используя учебник (с. ….)

  • Что же действует на ковалентную связь в растворе?

  • Какой этап добавляется при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью? (Превращение ковалентной связи в ионную – ионизация молекул)

  1. Авторы теории

В 1877 г. Шведский ученый Сванте Аррениус выяснил, что причиной проведения тока является наличие ионов в растворах электролитов. Он считал, что ионы в растворе «голые» (физическая теория растворов). Д.И. Менделеев считал, что растворитель взаимодействует с электролитами- образует гидраты (химическая теория растворов). Русские ученые И.А.Каблуков и В.А. Кистяковский доказали, что ионы одеты в «шубку» из молекул воды.

  1. Гидратированные ионы и кристаллогидраты

Ш ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

  1. Работа в группах

Моделирование процесса ЭДС. Группа получает конверты с карточками с нарисованными ионами, диполями воды. Нужно смоделировать все этапы диссоциации.

  1. Работа с тренажерными карточками

Тренажерная карточка по теме «ЭДС»

Выполните задания

  1. Поиграйте в крестики-нолики. Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые: а) проводят электрический ток

Хлорид натрия (раствор)

сахар

Сульфат натрия

Вода, насыщенная кислородом

Серная кислота (р-р)

Спирт

Дистиллированная вода

Азотная кислота (р-р)

Гидроксид натрия (р-р)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей