СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»           11 класс

Цели и задачи:

  1. Рассказать об истории создания романа, его значении и судьбе; показать особенности жанра и композиции.
  2. Развивать умения выразительного чтения, аналитические навыки.
  3. Воспитывать вдумчивого, серьёзного читателя, воспитывать интерес и любовь к творчеству Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита».

Ожидаемый результат:  помочь  учащимся  понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»»

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» 11 класс

Цели и задачи:

  1. Рассказать об истории создания романа, его значении и судьбе; показать особенности жанра и композиции.

  2. Развивать умения выразительного чтения, аналитические навыки.

  3. Воспитывать вдумчивого, серьёзного читателя, воспитывать интерес и любовь к творчеству Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита».

Ожидаемый результат: помочь учащимся понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.

Эпиграфы: 1. Рукописи не горят.

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

2. Дописать раньше, чем умереть.

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

3. ОН ГЕНИЙ!

А.А. Ахматова

I. Организационный момент. – 1 мин.

Знаю

Не знаю

Хочу узнать



II. Объяснение нового материала.

Методические приёмы6 лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ.

  1. Слово учителя об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

К концу 20-х годов в общественно-политической жизни страны произошли значительные и неблагоприятные перемены, отразившиеся и на культурной политике. Резко ухудшилась и ситуация вокруг Булгакова. В 1929 году запрещаются ранее поставленные пьесы. Идеологизированная критика, не стесняясь в выражениях («ново-буржуазное отродье», «литературный уборщик»), развернула кампанию травли писателя. В сентябре 1929 года Булгаков в письме секретарю ЦИК СССР А.С. Енукидзе, констатируя абсолютную «неприемлемость» его произведений для советской общественности», просил отпустить его с женой за границу «на тот срок, который Правительство союза найдёт нужным назначить мне».

В 1928 – 29 г.г., в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, М.А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию 3-х произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом.

Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает её в будущем? Причём в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.

Первые редакции романа были написаны в 1928 – 1929 г.г. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от 28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…», сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав.

Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сын…», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др.. однако чаще всего встречается «Чёрный маг».

В 1930 – 31 г.г. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешают ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 г. Булгаков объяснял своё состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.

Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.

Причина болезни моей мне отчётливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя.

Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе… причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».

  1. Заранее подготовленный ученик об истории создания романа.

Осенью 1932 г. М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ней темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе «Бег» и её авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

В 1933 – 1934 г.г. без всякой надежды увидеть свой роман напечатанным, Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа». Работа над третьей редакцией в основном завершилась к октябрю 1934 года. Видимо, тогда же писатель осознал всю грандиозность своего творения, потому что 30 октября он начинает работу с заклинания: «Дописать раньше, чем умереть».

К 1936 г., после 8 лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.

Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита».

К 22 – 23 мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку.

Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

  1. Слово учителя.

10 марта 1940 года скончался М.А. Булгаков. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940 и в 1963 г.г.

Судьба романа, созданного Мастером, - это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества всё-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят!»

Впервые роман был опубликован в 1966 – 1967 г.г. в журнале «Москва» с большими купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведён на основные европейские языки. На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 г.

Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы, до самой смерти, сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В 40-е годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа в журнале «Москва» (№11 за 1966 г. и в №1 за 1967 г.), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 80-е годы 20 века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные привычные схемы.


  1. Беседа с учащимися. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, в чём уникальность и тайна романа? Почему он до сих пор завораживает умы читателей и вызывает споры?

- Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе)

Троемирие – основная концепция булгаковского романа.

Три мира в романе – три времени в романе.

Библейский мир – «Ершалаимские главы» (2, 16, 19, 25, 26, 27)

Действие евангельских глав происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад.

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Глава 2

«Понтий Пилат». Рассказана «атеистом» Берлиозу и Бездомному Воландом.

Глава 16

«Казнь». Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме.

Глава 19

«Маргарита». Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором город…»

Глава 25

«Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа». Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает читать в 26 главе «Погребение» и заканчивает уже в начале 27 главы.

Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

Современный мир – «Московские главы».


  1. Инд/зад. Москва 30-ых годов в романе «Мастер и Маргарита».

Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того. Как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за 4 дня. За это короткое время случается много событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои раскрываются с неожиданной стороны.

О Массолите– гл. 5, стр. 57 - «Дело было в Грибоедове»; гл. 12 «Чёрная магия и её разоблачение» - стр. 118.

Вечный потусторонний мир. (Эпизод «Маргарита на балу у Сатаны»).

Три мира «Мастера и Маргариты» имеют не только параллельные

структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и

описаний.


III. Продолжение слова учителя о сюжете, композиции, жанре, роли

эпиграфа.

  1. Жанр.

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая

уникальность этого последнего, «закатного» произведения писателя до

сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-

миф, философский роман, меннипея, роман-мистерия, бытовой роман,

фантастический, автобиографический, любовно-лирический,

сатирический.

Таким образом, роман многожанров и многопланов.

Задание учащимся. – Обосновать правоту литературоведов.

Это происходит потому, что. Как отмечает автор «Булгаковской

энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились

весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и

литературные направления».

Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис

пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и её содержание,

делают её совершенно уникальным шедевром, параллели с которым

трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной

традиции».

МИСТЕРИЯ – средневековая драма на библейские темы.

МЕННИПЕЯ – («Мениппова сатира» Менипп – древнегреческий философ и писатель-сатирик III в. до н. э.) это жанр античной литературы; характеризуется свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной обстановкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полёт на небо, нисхождение в преисподнюю и т. п.), создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.


  1. Композиция.

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция романа. Это роман в

романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

С точки зрения композиции необычно то, что герой, Мастер, появляется

лишь в 13 главе «Явление героя». Это одна из многих загадок Булгакова.

Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и

современное Булгакову, то есть 30-е годы 20 века и первого века новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облечённые в свободную, яркую, порой в причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис.

Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределённость жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре.

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.


IV. «Он гений!..»

Анна Ахматова была знакома с рукописью «Мастера и Маргариты» и дала Булгакову такую оценку: «Он гений!..»

Вот стихотворение 1945 года:

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит – и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы – старухи и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.


Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное Слово.

- Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастер и Маргарита»? попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.


V. Образ автора в романе.

Булгаков сознательно подчёркивает автобиографичность образа Мастера.

Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи – доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – всё это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера – Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.

Таким образом, автор ставит в романе проблему судьбы художника, взаимодействия художника и общества.

Художник отличается от простого смертного тем, что обладает даром пророчества, обгоняет в своём видении целые века. Потому и не понимают его. И начинается «психология толпы», стремление пригнуть его до своего понимания. Только через десятилетия общество прозревает и удивляется, что жил такой человек. Художник вступает с обществом в противоречие, и вызревает проблема.

В разные периоды по-разному решали эту проблему, чаще – трагически.

А.С. Пушкин – ст. «Пророк», «Поэт», «Эхо», «Памятник».

М.Ю. Лермонтов – ст. «Пророк» (гонимый толпой).

А.А. Ахматова – «без палача и плахи

Поэту на земле не быть».

Судьба В.С. Высоцкого, не понятого при жизни и обласканного после смерти.

Судьба М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына и многих других людей творческих.

Так получается с Мастером, написавшим роман о Понтии Пилате. Это провидец. Он бескорыстен, а общество его казнит. Он в психбольнице, он смирился со своим положением. Это великий Мастер, потерявший веру в себя.

Глава 13 – рассказ Мастера о себе, о судьбе своего Труда, о непонимании – стр. 141.

VI. «Мастер и Маргарита» - художественный фильм.

  1. Фильм «Мастер и Маргарита» режиссёра Юрия Кара снят в 1994 году.

На широкие экраны картина так и не вышла. Продюсеры посчитали фильм неудачным.

Понтия Пилата играл Михаил Ульянов, и многие то в его исполнении герой выглядит более выигрышно, чем в исполнении Кирилла Лаврова в фильме 2005 года.

  1. Фильм «Мастер и Маргарита» режиссёра Владимира Бортко вышел в

2005 году.

Просмотр кадров фильма.


VII. Чтение учеником стихотворения «Памяти М.А. Булгакова» Анны Ахматовой (с. 146).


VIII. Фильм «Загадки «Мастера и Маргариты» о том, как писалась сцена пожара.


IX. домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!