Никульцева Светлана Александровна, учитель начальных классов.
Учить детей самостоятельно формулировать тему урока, используя побуждающий к проблеме диалог.
Учить детей самостоятельно находить решения на поставленную проблему.
1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.
2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.
3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.
4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Анализ | Учитель | Ученики | Доска |
Орг. момент. | Проверка рабочих мест. - Ребята, сейчас я вам буду называть слова с безударной гласной в корне слова. - Тот, кто правильно подберет проверочное слово, может сесть на свое место. - Итак начнем. Зарядить Богиня Скалистый Повязать Плечистый Потерять Удивить - Напомните мне правило, которое вы применяли. - Садитесь поудобнее. Открываем тетради и записываем число. | Дети стоят. Называют ответ и садятся. Заряд Бог Скалы Повязка Плечи Потеря Диво Проговаривают правило. | Двадцать седьмое января. Классная работа. |
Чистописание | - Посмотрите на доску. - На какие две группы можно поделить эти буквы? - Сейчас мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше. - Назовите эти буквы. - Дайте устную характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. - Красиво и аккуратно запишите эти буквы, продолжив закономерность. - Молодцы, а с этими четырьмя буквами мы еще встретимся позднее. | - Гласные и согласные. Л, Д, Т, В | Л, И, Д, Т, Е, У, В, Э, А Лдтв, Дтвл, Твлд, Влдт |
Изучение новой темы Создание П.С. (предъявление двух противоречивых фактов – в одних словах «т» произносится, в других нет). Применение приёма 1. Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы | - Дети, прочитайте слова, которые написаны на доске. - Что можете сказать об этих словах? Какие они? Что интересного заметили? - Какой возникает вопрос? - И тема урока сегодня? | Читают + Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия) + Почему в некоторых словах «т» не произносится? + Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема) | Прикреплены карточки Весть, известие, вестник, известный, известно. Открываются только эти слова «Непроизносимые согласные» Непроизносимые согласные в корне слова |
Побуждение к гипотезе. Побуждение к проверке. | - Ребята, выпишите эти слова в два столбика: в один - «т» произносится, другой - не произносится и выделите корень. - Итак, какие есть гипотезы? (догадки? предположения?) - Так, вы с этим согласны? - Все слова второго столбика имеют приставку? - Значит, дело не в приставке. Какие еще есть идеи? - Где стоит непроизносимый согласный «т»? - Так. Как это проверить? - Как можно поработать со словами каждого столбика? - Делайте. - Что же вы наблюдаете? - Так, когда же согласный не произносится? Сделайте вывод. - В какой части слова стоит согласный, который не произносится? - Всё верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится. | Выписывают в тетрадь. + «Т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно. (ошибочная гипотеза) + (молчат) + Вестник без приставки, но «т» не произносится. (контраргумент) + (молчат) + Вроде, между двумя согласными. (решающая гипотеза) + (молчат) + Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике. + (подчеркивают) + Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет. (аргумент) + Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными. + В корне слова. | Учитель расставляет карточки в нужном порядке. весть вестник известие известный известно весть вестник известие известный известно |
Задание на формулирование темы Задание на опору | - Так значит, какую же новую тему мы изучили? - А как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? - Сверьте вашу формулировку темы и правила с учебником. с.124-125 - Назовите согласные звуки, которые в некоторых корнях не произносятся. - Когда на уроке мы встречались с этими буквами? - Давайте попробуем оформить это правило графически. - Между какими буквами стоит непроизносимый согласный? - Перечислите те звуки, которые не произносятся. | + Непроизносимые согласные в корне слова. + Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится. + Все правильно. [в],[д],[л],[т] + Мы на чистописании встречались с буквами, которые обозначаю эти звуки. + Между двумя согласными? + [в],[д],[л],[т] | Открываются остальные карточки «в корне слова» Выставляются эти звуки. Далее добавляются остальные части опоры и рисуются стрелочки [в],[д],[л],[т] с с с - не произносится, но пишутся |
Физмин | - Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и сделаем физкультминутку «Прыжки» № 132 | + Выполняют упражнение | |
Закрепление Работа на карточках в парах. Проверка шилом. | - На какой вопрос отвечают слова, написанные на доске? - Подберите однокоренные прилагательные. Запишите эти пары слов к себе в тетрадь. - Слова, какого столбика являются проверочными? - Почему? - Вывод: - Ребята, возьмите карточки и прочитайте задание. - Задание понятно? Выполняйте. - Сейчас проверит ваши работы шило. (Учитель собирает работы все вместе и протыкает шилом слова с непроизносимой согласной). - Те слова, которые я проткнула, вы и должны были подчеркнуть. - Проверьте свои работы. - Как вы их отличили от других слов? | + На вопрос ЧТО? Это существительные. + Делают + Слова первого столбика являются проверочными. + Непроизносимый согласный четко слышится. + Чтобы проверить непроизносимый согласный, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался четко. + Из данных слов выберите слова с непроизносимой согласной и подчеркните их. Хороший Счастливый Ошибка Грустный Коллектив Голова Русский Поздно Дежурный Сказки Устный Завистник | Грусть - … радость - … Власть - … звезда - … Грустный, властный, радостный, звездный |
Самостоятель- ная работа на карточках | - Вставьте непроизносимую согласную и подберите проверочное слово. (коллективная поверка) - Если кто-то не согласен – поднимает руку. | +выполняют работу Сердце – сердечко Солнце – солнышко Вестник – вести Местность – место Свистнул - свистеть | |
Словарная работа | - Ребята, догадайтесь, о чем идет речь: «день торжества, установленный в честь или в память кого-либо». - Какие праздники вы знаете? - Давайте сделаем устно звуко-буквенный разбор слова праздник, а звуки запишем в квадратных скобочках. - Сколько в слове букв и сколько звуков? Почему? - В каком случае еще может быть звуков в слове меньше, чем букв? - Запишите это слово в словарик - Составьте предложение со словом праздник. | + Это праздник. + В слове непроизносимый согласный. + Если в слове есть «ь» - показатель мягкости. + Мы дружно готовимся к празднику. | Праздник [празник] – 7 зв.;8 б. |
V. Итог урока | - Ребята, какую проблему (трудность) вы решали на уроке? - Какое правило помогло нам решить эту проблему? - С каким словарным словом на новое правило мы познакомились? | + Почему в однокоренных словах «т» произносится, а в других нет. + Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. + Праздник | |
Домашнее задание. | - упр.297 с.126, правило на с.125 - Попробуйте с данными словами (СОГЛАСНЫЕ, ПРЯТКИ, НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, В ТЕТРАДКЕ) составить буриме - стишок на новое правило. | Например: Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! | |
Быстро гласную искать.
- Распределите все слова в три группы.