СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Непроизносимые согласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками и научить способам проверки написания слов с ними

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Непроизносимые согласные"»

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Непроизносимые согласные в корне слова».


Никульцева Светлана Александровна, учитель начальных классов.

__________________________________________________________________


Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.

Задачи урока:

Учить детей самостоятельно формулировать тему урока, используя побуждающий к проблеме диалог.

Учить детей самостоятельно находить решения на поставленную проблему.

1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.

2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.

4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, магнитофон.



Ход урока.

Анализ

Учитель

Ученики

Доска


  1. Орг. момент.


Проверка рабочих мест.

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова с безударной гласной в корне слова.

- Тот, кто правильно подберет проверочное слово, может сесть на свое место.

- Итак начнем.

Зарядить

Богиня

Скалистый

Повязать

Плечистый

Потерять

Удивить

- Напомните мне правило, которое вы применяли.


- Садитесь поудобнее. Открываем тетради и записываем число.




Дети стоят. Называют ответ и садятся.






Заряд

Бог

Скалы

Повязка

Плечи

Потеря

Диво

Проговаривают правило.


Двадцать седьмое января.

Классная работа.


  1. Чистописание

- Посмотрите на доску.

- На какие две группы можно поделить эти буквы?


- Сейчас мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше.


- Назовите эти буквы.


- Дайте устную характеристику звукам, которые обозначены данными буквами.


- Красиво и аккуратно запишите эти буквы, продолжив закономерность.


- Молодцы, а с этими четырьмя буквами мы еще встретимся позднее.


- Гласные и согласные.







Л, Д, Т, В


Л, И, Д, Т, Е, У, В, Э, А














Лдтв, Дтвл, Твлд, Влдт

  1. Изучение новой темы

Создание П.С. (предъявление двух противоречивых фактов – в одних словах «т» произносится, в других нет). Применение приёма 1.




Побуждение к осознанию противоречия





Побуждение к формулированию проблемы



- Дети, прочитайте слова, которые написаны на доске.


- Что можете сказать об этих словах? Какие они?


Что интересного заметили?





- Какой возникает вопрос?




- И тема урока сегодня?




Читают



+ Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)


+ Почему в некоторых словах «т» не произносится?


+ Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Прикреплены карточки


Весть, известие, вестник, известный, известно.












Открываются только эти слова «Непроизносимые согласные»




Непроизносимые согласные в корне слова





Побуждение к

гипотезе.

























Побуждение к проверке.





- Ребята, выпишите эти слова в два столбика: в один - «т» произносится, другой - не произносится и выделите корень.


- Итак, какие есть гипотезы? (догадки? предположения?)



- Так, вы с этим согласны?


- Все слова второго столбика имеют приставку?



- Значит, дело не в приставке. Какие еще есть идеи?


- Где стоит непроизносимый согласный «т»?


- Так. Как это проверить?


- Как можно поработать со словами каждого столбика?



- Делайте.


- Что же вы наблюдаете?






- Так, когда же согласный не произносится? Сделайте вывод.



- В какой части слова стоит согласный, который не произносится?


- Всё верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится.


Выписывают в тетрадь.




+ «Т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно. (ошибочная гипотеза)

+ (молчат)


+ Вестник без приставки, но «т» не произносится. (контраргумент)

+ (молчат)



+ Вроде, между двумя согласными. (решающая гипотеза)

+ (молчат)


+ Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике.

+ (подчеркивают)


+ Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет. (аргумент)

+ Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.

+ В корне слова.

Учитель расставляет карточки в нужном порядке.

весть вестник

известие известный

известно























весть вестник

известие известный

известно

Задание на формулирование темы











Задание на опору


- Так значит, какую же новую тему мы изучили?


- А как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?


- Сверьте вашу формулировку темы и правила с учебником.

с.124-125


- Назовите согласные звуки, которые в некоторых корнях не произносятся.


- Когда на уроке мы встречались с этими буквами?




- Давайте попробуем оформить это правило графически.


- Между какими буквами стоит непроизносимый согласный?


- Перечислите те звуки, которые не произносятся.

+ Непроизносимые согласные в корне слова.

+ Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится.

+ Все правильно.




[в],[д],[л],[т]



+ Мы на чистописании встречались с буквами, которые обозначаю эти звуки.






+ Между двумя согласными?

+ [в],[д],[л],[т]


Открываются остальные карточки «в корне слова»


















Выставляются эти звуки.

Далее добавляются остальные части опоры и рисуются стрелочки



[в],[д],[л],[т]

с с с - не

произносится,

но пишутся

  1. Физмин

- Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и сделаем физкультминутку «Прыжки» № 132


+ Выполняют упражнение


  1. Закрепление




















Работа на карточках в парах.


Проверка шилом.

- На какой вопрос отвечают слова, написанные на доске?


- Подберите однокоренные прилагательные. Запишите эти пары слов к себе в тетрадь.


- Слова, какого столбика являются проверочными?

- Почему?





- Вывод:






- Ребята, возьмите карточки и прочитайте задание.




- Задание понятно? Выполняйте.













- Сейчас проверит ваши работы шило.

(Учитель собирает работы все вместе и протыкает шилом слова с непроизносимой согласной).

- Те слова, которые я проткнула, вы и должны были подчеркнуть.

- Проверьте свои работы.


- Как вы их отличили от других слов?

+ На вопрос ЧТО? Это существительные.


+ Делают



+ Слова первого столбика являются проверочными.

+ Непроизносимый согласный четко слышится.


+ Чтобы проверить непроизносимый согласный, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался четко.

+ Из данных слов выберите слова с непроизносимой согласной и подчеркните их.

  • Хороший

  • Счастливый

  • Ошибка

  • Грустный

  • Коллектив

  • Голова

  • Русский

  • Поздно

  • Дежурный

  • Сказки

  • Устный

  • Завистник












Грусть - … радость - …

Власть - … звезда - …


Грустный, властный, радостный, звездный

  1. Самостоятель-

ная работа

на карточках

- Вставьте непроизносимую согласную и подберите проверочное слово.

(коллективная поверка)

- Если кто-то не согласен – поднимает руку.

+выполняют работу

Сердце – сердечко

Солнце – солнышко

Вестник – вести

Местность – место

Свистнул - свистеть



  1. Словарная работа

- Ребята, догадайтесь, о чем идет речь: «день торжества, установленный в честь или в память кого-либо».


- Какие праздники вы знаете?


- Давайте сделаем устно звуко-буквенный разбор слова праздник, а звуки запишем в квадратных скобочках.


- Сколько в слове букв и сколько звуков? Почему?


- В каком случае еще может быть звуков в слове меньше, чем букв?


- Запишите это слово в словарик


- Составьте предложение со словом праздник.

+ Это праздник.












+ В слове непроизносимый согласный.

+ Если в слове есть «ь» - показатель мягкости.



+ Мы дружно готовимся к празднику.

Праздник





[празник] – 7 зв.;8 б.

V. Итог урока

- Ребята, какую проблему (трудность) вы решали на уроке?




- Какое правило помогло нам решить эту проблему?






- С каким словарным словом на новое правило мы познакомились?

+ Почему в однокоренных словах «т» произносится, а в других нет.


+ Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась.


+ Праздник


  1. Домашнее задание.

- упр.297 с.126, правило на с.125

- Попробуйте с данными словами (СОГЛАСНЫЕ, ПРЯТКИ, НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, В ТЕТРАДКЕ) составить буриме - стишок на новое правило.

Например:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!




Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.


3. Коллективная работа

(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)

Учитель:- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и принесите к доске.

- Распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

непроизносимые согласные

безударный гласный

словарные слова

звездное

солнце

сердце

окрестный

местный

известный

радостный

грустный

голодный

вылепить

сосновый

небесный

сторожка

трепещет

лепечет

зелень

карандаш

стакан

дежурный

герой

земляника

помидор

до свидания

болото



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!