Тема урока: «Умножение рациональных чисел»
Цели урока:
* Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы «Умножение положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
* Развивающие: создать условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
*Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тип урока: урок путешествие (урок комплексного применения знаний)
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Умножением рациональных чисел.)
Сегодня мы продолжим работать над умножением чисел. Задача каждого из вас- разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется- доработать то, что еще не совсем получается.
2. Мотивация урока
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.
На столе у ребят лежат “листки настроений”. Учитель предлагает каждому ученику отметить то лицо, которое соответствует его настроению цифрой один.
Ребята сегодня мы совершим путешествие в страну рациональных чисел. Нам предстоит вспомнить сложение, вычитание, умножение, рациональных чисел, определение подобных слагаемых, выполнение приведения подобных слагаемых.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
Итак, мы находимся на платформе станции «А….». Нас ожидает поезд и необходимо собрать свой багаж. А в багаже у нас конечно же знания по теме «Умножение рациональных чисел».
Задания для устного счета: Примечание:(Для проверки правильности ответов используем сигнальные карточки)Примеры задаем с готовыми ответами и если учащиеся согласны с ответом, то поднимают карточки оранжевого цвета, если не согласны, то карточки синего цвета.
1) -8,4 +(-8,4)=0
2) (-6,7)*(-10)=-67;
3) (-2,2)+3,5=1,3;
4) -13-8=-5;
5) 15-18=-13;
6) 7,4-(-3,2)=-10,6;
7) -9*6=-54
Устный опрос изученного материала проводим в виде игры:
«Ты – мне, я – тебе».
Какие числа называются противоположными числами?
Что называют модулем числа?
Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
Как умножить два числа с разными знаками?
Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+».
Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-».
Чему равна четная степень отрицательного числа?
Чему равна нечетная степень отрицательного числа?
Как умножить две обыкновенные дроби?
Как умножить два смешанных числа?
Переместительный закон умножения.
Сочетательный закон умножения.
Распределительный закон умножения.
4. Решение упражнений на умножение рациональных чисел.
Багаж собрали и мы отправляемся в путешествие.
Сначала найдем свое место в вагоне, определив знак произведения (работа в парах):
1) «+»·«-»·«-»·«+»·«-»·«-»
2) «-»·«-»·«-»·«+»·«+»·«+»·«-»·«-»
3) «-»·«+»·«-»·«-»·«+»·«+»·«-»·«+»·«-»·«-»·«+»
Куда же мы отправляемся? Это мы узнаем, выполнив задание.
Не выполняя вычислений поставить знаки между выражениями:
| Ответы: |
1. 1733 (-69) ... 1733 · 69 | |
2. -178 · 13 ... -178 · (-13) | |
3. -204 · (-17) ... 204 · 0 | |
4. -5 · 0 ... 0 · (-5) | = |
5. (-2)… (-2)
Ответ: Китай.
Историческая справка: “ К созданию понятия отрицательного числа китайские ученые подошли раньше математиков других народов, во II в. до н. э. Положительные количества в китайской математике называли “чжен”, отрицательные – “фу”. Их изображали разными цветами: “ чжен” - красным, “ фу” - черным. Такой способ изображения использовался в Китае до середины ХII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел - цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали черточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил их сложения и вычитания можно считать одним из самых крупных открытий китайских ученых.
Еще в 3 веке до нашей эры древнегреческий математик Диофант фактически уже пользовался правилом умножения положительных и отрицательных чисел. Но для Диофанта число -7 означало не самостоятельное число , а всего лишь « вычитаемое», любое же положительное число- прибавляемое.
В Индии отрицательные числа толковались как долг, а положительные как имущество. Однако при решении задач с помощью уравнений , несмотря на широкое использование отрицательных чисел к ним относились с недоверием считая их не реальными.
Раскройте скобки:
-4 · (5 – 3 x),
( 3 – 2 x) · 3,
( 3 y – 5) · 5,
-2 ( 2a + b – 2)
5. (3 x – 2 – 2 y) · 3,
-9 (2 b + 4 c - 5).
Реша
Решаем № 537
Остановка «Спортивная».
Физкультминутка.
Мы писали, мы считали.
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем
Начинаем бег на месте
Финиш метров через 200.
Раз-два ,раз-два, раз-два
Хватит-хватит прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь
Вот здоровья в чем секрет
Всем физкульт- привет!
Продолжим выполнение заданий .Решаем №540
Пора возвращаться.
5. Самостоятельная работа. Выполнение теста
6.Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
Решить № 538
Объявляются оценки.
Чему мы сегодня научились?
Что нового узнали?
Своё впечатление о прошедшем путешествии — на цветках записывают учащиеся.
Вот и завершилось наше путешествие — знакомство с удивительными страницами математики. И это лишь начало, ведь впереди нас ждут новые открытия, увлекательные путешествия.
Путь к вершинам математики начинается в школе. Самая длинная дорога начинается с первого шага! Так делайте же эти шаги и в путь, в далёкий путь математического творчества!
И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас:
"К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай".
Акмолинская область Атбасарский район
Адырская основная школа
Учитель: Туружанова Гульнар Саматовна