СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Победы. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; информационно – коммуникационная технология

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3).»

Технологическая карта урока

Учитель:

Стародубцева Лариса Халиловна

Предмет:

Русский язык

Класс

9

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3).

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и умений 

Цель:

- создать условия для совершенствования навыка написания сочинения-  рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3) в практической деятельности обучающихся.

Задачи:

Личностные: развивать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками, осознание необходимости подготовки учащихся к сдаче экзамена в формате ОГЭ; развивать моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение. Формировать чувство патриотизма; воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны; чувство ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Метапредметные:

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе работы формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата; формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения: владение обучающимися языковой, лингвистической коммуникативной компетенциями.

Планируемые предметные результаты:

- формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3); создание условий для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию различных видов работ;

-  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых компетенций;

-формирование нравственных качеств учащихся, воспитание патриотизма, исторической памяти.

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, групповая, фронтальная

Методы обучения:

проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации

Организационные формы: 

беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.


Средства обучения: 

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, толковые словари, интеллект-карта, видеоклип, слайд-шоу, буклеты-памятки, материалы исследовательской работы «Герои нашего двора», фрагменты проекта « Памятник Победы в моём селе».

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: 

 анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3 части 3.


Технологии:

технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; информационно – коммуникационная технология

УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2019





Этап урока

Виды работы

Содержание педагогического взаимодействия

Метод, прием

обучения

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.

Организационный этап



( 1 мин)

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Словесный

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.


 Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II.

Актуализация знаний, умений













(4 мин.)

1.Терминологический диктант

2. Устный фронтальный опрос

Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащи­мися на данном этапе.


Проверяет уровень усвоения учащимися теоретического материала по теме:

« Текст. Типы и стили речи»

Стимулирование и

мотивация


Отвечают на вопросы, поставленные учителем


Словесный

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

передача информации, постановка вопросов


Качественное выполнение учебной задачи


III.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание





















(6мин.)

1. Создание проблемной ситуации

2. Видеоклип «Это просто война» (Зара)

3. Устный фронтальный опрос с целью постановки

перед учащимися учебной задачи

 Создаёт проблемную ситуацию.

Уточняет понимание учащимися поставленных цели и задач урока.

Совместно с обучающимися определяет учебную проблему, тему, цели, задачи. Определяет пути решения.

Уточняет понимание учащимися поставленных цели и задач урока.


Смотрят видеоклип, отвечают на проблемный вопрос


Словесный,

наглядный, ИКТ

Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения

Познавательные УУД

1. Извлечение нужной информации.

Коммуникативные УУД

1. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)


Осознание обучающимися цели деятельности. Принятие учащимися учебной задачи

и ее практической значимости

IV.

Усвоение новых знаний
















(10 мин.)

1. Слово учителя

2. Сообщение учащегося


3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

4. Сжатый пересказ

5. Беседа по прочитанному.

а) Ключевые слова;

б) метод «Ассоциации»;

в) работа с интеллект- картой.

6. Выявление темы и проблемы текста












Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания сочинения:

Смотрят фрагмент презентации, отвечают на вопросы


Знакомятся с текстом Ю. Бондарева

Работают с публицистическим текстом: сжато пересказывают текст, определяют тему, идею. Отбирают информацию, необходимую для написания сочинения




Презентация ( ИКТ), слайд

Приложение 1(текст)



Приложение 2 ( Ассоциаиии)

( Слад 10)

Приложение 3 (интеллект- карта)

Познавательные УУД:

1. Извлечение информации, представленной в разных формах, ориентация в своей системе знаний, отграничение нового от старого, свёртывание информации до ключевых слов.

2. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Коммуникативные УУД

1. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач и для представления результата; формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения: владение обучающимися языковой, лингвистической коммуникативной компетенциями.

Регулятивные УУД:

1.Осознание самого себя как движущую силу своего научения


Выполнение учебного задания в соответствии с целью; анализ, сравнение, выводы, построение суждения.

V.

Релаксация






( 5 мин.)

( Слайд –шоу с фотографиями военных лет под минусовку песни « Синий платочек»)


Аспект здоровьесбережения на уроке

Открыть презентацию в папке « Релаксация» и нажать на показ слайдов

Смотрят фотографии военной хроники.( сопровождается мелодией песни « синий платочек»)

наглядный, ИКТ


Принцип психологической комфортности.


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке




Сохранение учебной задачи

VI.

Первичная проверка усвоения знаний. Контроль.





















( 15 мин.)




1. Работа с текстом

Анализ и отработка задания 9.3.


1. Кластер

2. Работа со словарями

3. Сообщение учащегося. ( Фрагмент исследовательской работы « Герои нашего двора» о Герое Советского Союза Кириллове А. С. (Приложение 7)


4. Сообщение учащегося. ( Фрагмент проектной работы « Памятник Победы в моём селе» (Приложение 8)

5. Делают выводы и обобщения


Организует учебное исследование для выделения тезиса


Осуществляет первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.


Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.




Работают у доски, в группах

Отбирают информацию, необходимую для написания сочинения- рассуждения

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Выявляют совместно с учителем проблемы.

Слушают сообщения учащихся.



Выступления учащихся от каждой группы Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Применяют новый способ. Отрабатывают позиции, в которых допущены ошибки.

Словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский; ИКТ

(Приложение № 5 ) ( Слад 11)

Личностные УУД:

Понимание значения знаний для человека; формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение): знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. Воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени; формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян. Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Коммуникативные: 

объективное оценивание себя и других;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Метапредметные результаты: применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе; умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; приобретение умения применять

полученные знания на практике; умение подводить под понятие.


Развитие умения работать в группе – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать друг с другом.

Каждый учащийся вовлечён в решение Учатся формулировать собственное мнение и позицию учебной задачи

Осуществляют пошаговый контроль по результату

VII.

Рефлексия















( 3 мин.)

               1.Заключительное слово учителя

2. Вопросы для рефлексии

- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?

- Какие идеи возникли во время выполнения задания?

- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Организовывает рефлексию

Анализ и оценка проделанной работы



Рефлексия своих действий

Словесный,

Наглядный




Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями


Наличие оценок (количественных и качественных оценок)


VIII.

Информация о домашнем задании





( 1 мин.)

Используя буклеты- памятки, дописать сочинение - рассуждение  на тему: 

1.«Что такое память?»

2. « Война» ( по выбору)

3. Индивидуальное задание: проверить 1 работу в группе, выставить баллы по критериям.


Информирует обучающихся о домашнем задании, мотивирует их на его выполнение.


Слушают учителя, получают буклеты- памятки, настраиваются на положительный результат.

Словесный,

наглядный

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности

Понимание учащимися инструкции по выполнению домашнего задания



Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

( Слайд 3)

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                 Владимир Троицкий.

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

- Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

II. Актуализация знаний, умений

1.Терминологический диктант

1.Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств - текст.

 2. Основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста - тема.

3.Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя - идея, основная мысль текста.

4. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать - тезис.

5. Доказательства, приводимые в поддержку текста - аргументы.

2. Самопроверка ( слайд 4)

2. Устный фронтальный опрос

- Назовите известные вам стили речи ( разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный).

- Какова сфера употребления публицистического стиля? (Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

- Что является основной функцией публицистического стиля? ( Обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии

-Перечислите жанры публицистики. ( Интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь)

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Создание проблемной ситуации.

Сейчас вашему вниманию будет представлен видеоклип. После просмотра вы должны ответить на следующие вопросы: ( Слайд 5)

- Предположите, какова тема нашего урока?

- Как эта тема может быть связана с темой урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

  1. Видеоклип «Это просто война» (Зара)

  2. « Погружение» в тему

- Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Предполагаемые ответы: о войне, памяти о ней)

- Почему именно о войне? Актуальна ли эта тема в наши дни? (Предполагаемые ответы: Да, тема войны актуальна во все времена.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным 2020 год объявляется годом Памяти и Славы ).

- Но нас урок русского языка, как мы свяжем его с темой войны? ( Работа с текстом)

- Определите тему нашего урока (написание сочинения-рассуждения  о войне, памяти о ней)

- Тема урока обозначена, и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его задачи ( З: ) (научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию, научиться писать сочинение-рассуждение

- Что должно стать конечным результатом нашего урока? ( сочинение-рассуждение)

( Слайд 6)

понимать …. (исходный текст)

З: находить ( нужную информацию)

научиться … ( писать сочинение-рассуждение)



- Где вам пригодятся эти знания и умения?( при сдаче ОГЭ)

-Где конкретно, при выполнении каких заданий? ( № 6 - анализ содержания текста; № 9.3. - написание сочинения- рассуждения)

- Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3.  Определённый опыт у вас уже имеется.

IV. Усвоение знаний

  1. Слово учителя

Великая Отечественная- самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. И память о всех погибших и выживших как святыню пронесут в своих книгах писатели-фронтовики. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней?

Ответ на этот вопрос даёт писатель Юрий Бондарев. Прочитайте его высказывание: «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».

Одной из них стала его книга«Мгновения».Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги и постараемся написать сочинение-рассуждение.

Прежде несколько слов о Юрии Бондареве.

  1. Сообщение учащегося ( слайд 7 )

Юрий Васильевич Бондарев один из немногих представителей «лейтенантской прозы», который все еще с нами, среди живущих. Родившийся в 1924 году он пережил Великую Отечественную войну, воюя в дивизионной артиллерии. Многим из нас известны фильмы, поставленные по его книгам, это и «Батальоны просят огня», и «Горячий снег», и «Берег».

3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”. ( Приложение 1 )

- Давайте прочитаем текст Ю. Бондарева из книги “Мгновения”, по которому вам дома предстоит написать сочинение 9.3. Читая его, найдите ответ на вопрос, какова тема и основная мысль данного текста.

Текст Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.


(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемёты.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.


  1. Беседа по прочитанному. Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания сочинения.

- О чём данный текст?

- Перескажем текст сжато, выразив его содержание одним предложением. (Вспоминая войну, Ю. Бондарев говорит о том, что… ( Слайд 8)

1.Война- это безумие.

2. Мы должны помнить о тех, кто защищал нас с вами.

3. Автор мечтает вернуться в мирное время.

- Близка ли данная тема вам? Чем для вас интересен этот текст?

-  Определите стиль и тип речи.  ( Публицистический стиль, рассуждение)

- Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор? (фронтовое поколение)

- Стала ли война историей?


- Что значит не забывать Время и Людей?


- Почему нам надо помнить этих людей?

5. Метод « Ключевые слова»

- Выделим ключевые слова текста: война, память время, люди, история, мир

- Мы видим, что речь идет о войне и памяти.

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения и первый наш шаг – Тезис.

- Что такое тезис?

(Предполагаемые ответы: Тезис – толкование, или определение какого-либо данного для анализа слова. В нашем случае это слова «Война», « Память». )

-Тезис поможет сформулировать ответ на вопрос «Как я это понимаю?»

- Итак, что такое дать толкование? Дать толкование слова – раскрыть понятие.

Значит … 

(Предполагаемые ответы: дать характеристику; сказать другими словами; установить смысл слова).

Существует несколько способов толкования слов. Назовите их. (Предполагаемые ответы: синонимический, способ отрицательного определения, описательный способ; начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

- Какое слово ( слова) мы возьмём в качестве тезиса? ( Память, Война)

6. Метод «Ассоциации»

- Какие ассоциации  возникают у вас, когда вы слышите слово « война»? Составьте кластер.

(Война: мужество, патриотизм, сила духа, подвиг, героизм, мир, память ). ( слайд 9, Приложение 2)

- А как мы, молодое поколение, можем узнать о войне, чтобы сохранить память о ней?

7. Работа с интеллект- картой ( слайд 10, Приложение 3 )

- В центре мы видим 2 ключевых слова ( Война. Память) - Что стоит за этими словами?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ключевым словам и сформулируем тезис

( Память: картины прошлого, мемуары, кинофильмы, книги, история, фотографии, воспоминания.

- Можем ли мы расширить ключевые слова? ( Предполагаемые ответы: любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)


(В ходе работы составляется интеллект-карта, кластер)



V. Релаксация

( Слайд –шоу с фотографиями военных лет под минусовку песни « Синий платочек»)



VI. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление. Контроль.

  1. Анализ и отработка задания 9.3.

а) Чтение учащимся вслух задания 9.3.и темы сочинения. ( Приложение 4)

б) Составление кластера композиционной схемы сочинения-рассуждения 9.3. ( запись на доске-1 ученик)


Весь класс

Один человек у доски

— Ознакомимся с темой сочинения.


Как Вы понимаете значение слова ВОЙНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ВОЙНА— это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Составляет на доске кластер композиционной схемы сочинения-рассуждения 9.3.

Тезис + комментарий


Аргумент из текста


Аргумент из жизненного опыта


Вывод





в) Работа со словарями урока ( Приложение 5) ( Слайд 11)

- Давайте обратимся к Приложению, в котором даны словарные статьи из разных словарей.

Задание:

- Самостоятельно прочитайте эти словарные статьи и, опираясь на интеллект-карту, выполните задания в группах


3. Практическая работа. Формулирование тезиса. (Работа в группах)

а). Задание:

1-я группа: сформулировать тезис к слову «война» и произвести орфографический анализ полученного тезиса

2 группа: сформулировать тезис к слову «память» и произвести синтаксический анализ тезиса

Слово учителя:

- Дома вы должны были найти и записать высказывания великих людей о войне и о памяти. Зачитайте свои высказывания (два-три человека зачитывают свои примеры). Один из этих примеров или свой собственный вы можете использовать при формулировке к тезису сочинения

( Слайд 12)


б). Выступления представителей групп, корректировка полученных записей учителем совместно с обучающимися



Запись в Приложении 6 (заполнение таблицы в рабочем листе к уроку.):

По моему мнению, память - это способность помнить, не забывать прошлого. Это свойство души каждого человека хранить в сознании самые яркие или самые трагические события жизни. Те воспоминания, которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми.



Запись в Приложении 6 (заполнение таблицы в рабочем листе к уроку.):

Война – это организованная вооружённая борьба между государствами, народами или социальными группами, классами, партиями. Такое определение дано этому понятию в словаре, но здесь ничего не сказано о том, что это отвратительная, бессмысленная, хладнокровная и особо жестокая трата сил, времени и людских жизней.


4. Практическая работа. Комментарий. (Работа в группах, заполнение соответствующей колонки в рабочих листах)


1-я группа: написать комментарий к слову «война»

2- я группа: написать комментарий к слову «память»


а). Выступления представителей групп, корректировка полученных записей учителем совместно с обучающимися.


  1. Результаты исследовательской и проектной работы ( выступления обучающихся)

Слово учителя:

Примером мужества, стойкости человека на войне является уроженец нашего села Александр Семёнович Кириллов.

Послушаем короткое сообщение ( фрагмент исследовательской работы, (приложение 7 , слайд № 13 )

Слово учителя:

В нашем селе также установлен памятник в честь воинов-земляков, защищавших нашу Родину от немецко- фашистских захватчиков. Прослушайте фрагмент проекта, подготовленный учеником вашего класса… (приложение 8, слайд № 14 )

  1. Заключительное слово учителя. ( Слайд 15)

Таким образом, можно сделать вывод, что память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым. Наш урок подошел к концу. И закончить мне его хочется словами аварского поэта Расула Гамзатова, который призывает нас помнить о тех, кто отдал жизни ради нас с вами

               

                Ведь если факел памяти погаснет,

                Померкнет жизнь без этого огня,

                Окажется, что жертвы все напрасны,

                И ни тебя не будет, ни меня.

VII. Рефлексия. Оценки за урок.

- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?

- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.



XIII. Информация о домашнем задании (Слайд 16)

Используя буклеты- памятки, дописать сочинение – рассуждение  на тему: 

1.«Что такое память?»

2. « Война» ( по выбору)

3. Индивидуальное задание: проверить 1 работу в группе, выставить баллы по критериям.



Приложение 1

Текст Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.



(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемёты.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.









Приложение 2

Приложение 3







Приложение 4

Как Вы понимаете значение слова ВОЙНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ВОЙНА— это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.















































Приложение 5

Словарь урока

ПАМЯТЬ

В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка»

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. 

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

ПАМЯТЬ- Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Большой энциклопедический словарь

ПАМЯТЬ — способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

С.А.Кузнецов «Большой толковый словарь русского языка»

ПАМЯТЬ —способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Воспоминание о ком-, чём-либо

«Словарь военных терминов»

Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.

ПАМЯТЬ- способность воспринимать, закреплять, сохранять и воспроизводить информацию. П. служит основой приобретения знаний, навыков и умений. 

ВОЙНА

В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка»

ВОЙНА- раздор и ратный бой между государствами, международная брань.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

ВОЙНА- вооружённая борьба между государствами или народами

Большой энциклопедический словарь

ВОЙНА- вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

С.А.Кузнецов «Большой толковый словарь русского языка»

ВОЙНА - вооружённая борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства.

«Словарь военных терминов»

Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.

ВОЙНА- общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами.









Приложение 6

Рабочий лист

Ф . И.

абзаца

Структурный элемент сочинения

Пример

1 АБЗАЦ

1. ТЕЗИС (определение слова)


широкое толкование предложенного слова



2 АБЗАЦ

2. КОММЕНТАРИЙ


сужение толкования

до объяснения тех ключевых слов, которые отражены

в предложенном для анализа тексте

3 АБЗАЦ

3. Скрепа (логический переход). ПРИМЕР 1 (из текста)









4 АБЗАЦ

4. Скрепа (логический переход). ПРИМЕР 2 (из жизненного опыта)






5 АБЗАЦ

Обобщить сказанное.

Не забывай: все части должны быть взаимосвязаны











Приложение 7

Герой Советского Союза Александр Семёнович Кириллов

( фрагмент исследовательской работы)

Кириллов Александр Семёнович - командир эскадрильи 41-го штурмового авиационного полка 198-й штурмовой авиационной дивизии 6-го штурмового авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 30 мая 1921 года в селе Япрынцево Переволоцкого района Оренбургской области.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года.
Участие в боевых действиях сержант А.С. Кириллов начал командиром экипажа ИЛ-2. Прошёл в этой эскадрилье большой путь

В конце 1943 года А.С. Кириллов был назначен командиром эскадрильи. Он участвовал в Курской битве, в обороне и освобождении Воронежа, Белоруссии (операция "Багратион"), Украины, Польши, в Берлинской операции.
За период боевых действий с августа 1942 года по 29 апреля 1945 года А.С. Кириллов совершил 129 успешных боевых вылетов, провел 28 воздушных боев, сбил 2 самолета противника, 80 раз водил группу на штурмовку, не потеряв ни одного самолета группы. Им уничтожено 22 танка, 77 автомашин, 37 орудий, 2 склада с горючим, много живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Александру Семёновичу Кириллову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"



















Приложение 8



Памятник Победы в моём селе ( фрагмент исследовательской работы)

Уже 75-й раз приходит на нашу землю весна после войны. Сколько горя и бед принесла эта война всем советским людям, в том числе моим землякам – оренбуржцам, а также многим моим односельчанам - жителям села Япрынцево Переволоцкого района.

В середине 1980-х г. 20 века встал вопрос об увековечивании памяти наших земляков, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. А их, не вернувшихся с войны, насчитывалось 166 человек! Под руководством председателя колхоза и секретаря парткома был созван сход сельчан, где было определено место для памятника - возвышенная площадка напротив здания правления колхоза.

Именно отсюда в июне 1941 г. уходили на фронт солдаты — наши односельчане. 348 наших земляков отправились на фронт во время Великой Отечественной войны, и именно здесь солдатам Красной армии был дан наказ на выживание и скорую победу над врагом.

Денег, выделенных районом для установления памятника, оказалось недостаточно. По инициативе райкома, оставшуюся часть денег было предложено собрать с жителей хуторов Таращанка, Горный Восток, Араповка, села Эра, которые находились на территории Япрынцевского сельского совета. Так начался сбор денежных средств. Жители села с большим энтузиазмом отнеслись к этому начинанию. И потянулись люди со своими скромными сбережениями в колхозную бухгалтерию. Несли столько, сколько могли: кто-то 5 рублей, кто-то-25. Самую большую сумму — 100 рублей — принес житель х. Таращанка Каминский Александр, отец которого, Каминский Капитон Минович , был ветераном войны.

И вот 9 мая 1987г. на месте старого памятника состоялось торжественное открытие памятника нового. Это была 42-ая годовщина Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. На памятнике - стоящая на коленях скорбящая женщина-мать с раненым молодым солдатом на руках. Он без сознания. Безвольно свесились голова, руки. В облике солдата – безжизненность и печаль. Воин как будто слился с матерью - землей, словно черпая от нее новые силы. В застывшем взгляде немолодой женщины в крестьянском платке на голове - боль и страдание всех матерей Мира. Это образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких - сына, мужа, отца.

Вот уже более 30 лет памятник является одной из достопримечательностей нашего села. Ежегодно в День Победы проводятся митинги, где собираются члены семей ветеранов, школьники, общественность. Звучат торжественные стихотворения, песни военных лет, произносятся слова скорби. Обелиск является путеводной звездой в патриотическом воспитании молодежи. Школа проводит здесь уроки мужества. На экскурсию приходят гости села. В былые времена у подножия памятника вручались ветеранам юбилейные медали. Сюда односельчане ежегодно возлагают цветы. Здесь звучат волнующие каждого человека строки поэта Р. Рождественского1:


Через года, через века, помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, помните!

























Литература и источники

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя . - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

  2. Капорцева С. Г., Лазаренко Н. Г. и др. Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка. Русский язык и литература. Всё для учителя! —2016. — № 7.

  3. Кузнецов С.А. «Большой толковый словарь русского языка», Санкт-Петербург, « Норинт», 2000

  4. Плехов А. М. , С. Г. Шапкин. «Словарь военных терминов».- М.: «Военное издательство», 1988

  5. Россовский В. П. «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989.

  6. Суязова И.А.

  7. «Федеральный Государственный Образовательный стандарт», М.: Просвещение, 2010

 Электронные ресурсы

  1. http://vslovare.ru/slovo/podvig (все словари Онлайн)

  2. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/09/2013.html «По уши в ГИА»

  3. https://infourok.ru/podgotovka-k-sochineniyurassuzhdeniyu-v-formate-oge-3571305.html

  4. https://www.uchmet.ru/library/material/251241/

  5. https://www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

  6. Сорокун Л. М. «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы» https://freedocs.xyz/pdf-480873747

  7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236

1 Р. Рождественский-— советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР.


Скачать

© 2020 1386 52

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!