СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Понятие о сложноподчиненном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Понятие о сложноподчиненном предложении"»

Урок «Понятие о Сложноподчиненном предложении». Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами Задачи урока: Образовательные: -совершенствовать умения различать типы сложных предложений; -определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; -составлять схемы предложений СПП; -определять вид придаточного предложения; вид подчинения. Развивающие: -развивать синтаксические навыки; -развивать орфографическую зоркость. Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к природе. Средства обучения:  учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы, доска. Оборудование урока: -учебник; -тетради; -раздаточный материал (тесты, тексты). Ход урока
  1. Организационный момент (Слайд 1)
Добрый день! II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.  Фронтальная беседа: 1.     Какие предложения называются сложными? 2.     Какие предложения называются сложносочиненными? 3.     Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП? III.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  Отец спрашивает у сына: -  Почему ты не приедешь на каникулы  к бабушке? Сын отвечает: А - Наша команда будет  готовиться к  соревнованиям, и я не приеду  на       каникулы  домой. Б - Я не приеду на каникулы домой, потому что наша команда будет готовиться к соревнованиям. Давайте проанализируем предложения-ответы и определим, какое из них даёт более точный ответ на вопрос. ( Вариант А – сложносочиненное предложение с причинно-следственными смысловыми отношениями. Вариант Б – предложение сложноподчиненное предложение, так как вторая часть зависит от первой и отвечает на вопрос: «Почему?» Вывод: более точный ответ дает сложноподчиненное предложение. Тема нашего урока «Понятие о Сложноподчиненном предложении». Какие цели на этот урок мы поставим?  ЗНАТЬ: рассмотреть понятие о СПП. УМЕТЬ:  определять структуру СПП ,  конструировать СПП. ПРИМЕНЯТЬ:  научиться правильно применять СПП в речи. (Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. ) IV. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала Проверка усвоения теоретического материала (Слайд 2). Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:
  1. На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений").
  2. Назовите основные группы сложносочиненных предложений
  3. Раздать учащимся карточки с текстом и вопросами к нему
  4. Прочитать текст вслух.
КАРТОЧКА № 1 (1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос - в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев) Устно ответьте на вопросы к тексту: Определите тип предложений в тексте. (1 - бессоюзное, 7 - с разными видами связи, сочинительной и подчинительной, 12 - простое, 13 - сложноподчиненное). В ходе анализа предложений обращаем внимание на осложняющие структуры в 1 предложении, вводное слово в 7, отсутствие сказуемого в 12, ОЧП в 1 и 13, а также на виды сказуемых и вид односоставных предложений. В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения. (9) В предложении 7 пронумерованы все знаки препинания. Какая цифра указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения. (8) Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (бесполезного, предложение 13) Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: "В словах, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН". (не повинных, предложение 7) Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения - НИ". (ни в чем) Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: "если у наречия есть приставка ПО- и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис". (по-своему, предложение 1) Назовите слова с приставкой ПРИ? (присваивая, 6, приходится , 11) Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. (дом, жилище) Что же автор считает нашим домом?(природу, окружающий живой мир) Итак, мы провели синтаксический и орфографический анализ текста, знаем его тему и можем, прослушав его еще раз, написать свободный диктант. Переверните листы и послушайте текст. III. Совершенствование умения различать сложные предложения; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения. Итак, мы не должны терять запятые. Но и лишние нам не нужны. Синтаксическая пятиминутка (слайд 17). Прочитайте самостоятельно предложение, данное на карточке 3 (приложение 3), объясните постановку запятых в предложении. Составьте схему. Определите вид предложения (комментирует 1 учащийся после самостоятельной работы, по ходу ответа учащегося на слайде 18 демонстрируются этапы анализа предложения). Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени, что нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. (Н.В.Гоголь) 1. Сложное или простое? 2. Укажите вид сложного предложения? 3. Сколько придаточных предложений? Если есть время, проводим дополнительную работу: Объясните правописание слова въехал Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (рассмотреть). Почему в слове пишется две буквы С (одна в приставке, вторая в корне) Все предложения пронумерованы. Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.
  1. Выпишите номер простого предложения
  2. Выпишите номер сложносочиненного предложения
  3. Выпишите номер сложноподчиненного предложения
  4. Выпишите номер бессоюзного предложения
  5. Выпишите номер предложения с разными видами связи.
6. Выпишите номер предложения с однородным и последовательным подчинением. 1) Выстрелов вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам. (БСП) 2) Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (Простое с ОЧП) 3) Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (Сложное с разными видами связи: сочинительной, бессоюзной, подчинительной) 4) Лес - очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими. (ССП) 5) В этих статьях всегда поднимаются волнующие всех живущих на Земле темы - о закономерностях в природе, которые мы далеко не всегда замечаем, "о братьях наших меньших" и об отношении к ним человека. (СПП с придаточным определительным) 6) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (СПП с однородным и последовательным подчинением) Проверьте себя по слайду (слайд 20). Выставьте в тетрадь оценку (слайд 20). 0 ошибок - "5" 1 - 2 ошибки - "4" 3 - 4 ошибки - "3" Более 4 ошибок - "2" Поднимите руки те, у кого нет ошибок или 1 - 2 ошибки. Я выставлю в журнал только "4" и "5". Остальные оценки послужат нам предупреждением о том, что тема ещё не достаточно усвоена и требует нашего внимания. IV. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Почти все предложения, которые мы разбирали в течение урока, были связаны не только тем, что помогли нам вспомнить строение сложных предложений, но и одной темой. Какой? (после ответов учащихся предложить выбрать из вариантов на слайде 21)
  1. Состояние народного хозяйства страны
  2. Эксплуатация природных богатств
  3. Закономерности в природе и отношение человека к окружающей среде
  4. Загрязнение планеты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!