СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация на тему "И.А.Гончаров "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю в подготовке к уроку по литературе на тему "Обломов"

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация на тему "И.А.Гончаров "Обломов"»

И.А. Гончаров.  Роман «Обломов».  История создания.  Тема, идея, проблематика, особенности композиции.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания. Тема, идея, проблематика, особенности композиции.

Из истории создания романа 1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – роман практически завершён Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове», - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.

Из истории создания романа

1848 год – первый вариант «Сна Обломова»

Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»

1852 год – работа прервана из-за путешествия

29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа

Июнь – июль 1857 г. – роман практически завершён

Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова

«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове», - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.

Современники И.А. Гончарова о романе «Обломов» и его авторе        «Я люблю встречаться с       этим милым и любимым       моим романистом».   Ф.М. Достоевский         В каких-то пароксизмах 1 наслаждения все грамотные люди прочли «Обломова» А.В. Дружинин   Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил это роман в публике и какое потрясающее впечатление произвёл в обществе. А.М. Скабичевский  1 пароксизм – острая форма переживания какого-либо чувства

Современники И.А. Гончарова о романе «Обломов» и его авторе

«Я люблю встречаться с

этим милым и любимым моим романистом».

Ф.М. Достоевский

В каких-то пароксизмах 1 наслаждения все

грамотные люди прочли «Обломова»

А.В. Дружинин

Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил это роман в публике и какое потрясающее впечатление произвёл в обществе.

А.М. Скабичевский

1 пароксизм – острая форма переживания какого-либо чувства

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Замысел романа

  • Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Главная тема романа

  • Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейная направленность  «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства» И.А.Гончаров

Идейная направленность

  • «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»
  • И.А.Гончаров
В романе поставлен ряд вопросов: о подлинной дружбе, любви; о гуманизме; о равноправии женщины; о настоящем счастье.  Главный вопрос романа : Что сгубило героя, наделённого «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой? («Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» Ольга Ильинская)

В романе поставлен ряд вопросов:

  • о подлинной дружбе, любви; о гуманизме; о равноправии женщины; о настоящем счастье.

  • Главный вопрос романа :
  • Что сгубило героя, наделённого «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой? («Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» Ольга Ильинская)

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни

Идейный стержень романа

  • «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни
Понятие «обломовщина» (От фамилии главного героя «Обломов». Древнеславянское слово «обло» - окружность)  Обломовка – созерцательное течение жизни, исполненной неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Понятие «обломовщина»

(От фамилии главного героя «Обломов». Древнеславянское слово «обло» - окружность)

Обломовка –

созерцательное течение жизни, исполненной неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.

Обломов

«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой».

«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в «мёртвую душу». Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Композиция романа

  • показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в «мёртвую душу». Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВКА ОБЛОМОВ ОЛЬГА Агафья Матвеевна ОЛЬГА

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

ШТОЛЬЦ

ОБЛОМОВ

ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА

ОБЛОМОВКА

ОБЛОМОВ

ОЛЬГА

Агафья Матвеевна

ОЛЬГА

Значение «Сна Обломова» в композиции романа  Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.  Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.  Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа

Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.

Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Место действия романа

Петербург

(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Экспозиция романа  Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Экспозиция романа

  • Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Завязка романа В III и V главах второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой. Зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Завязка романа

  • В III и V главах второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой. Зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Развитие действия VI - XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени. Об этом мы узнаём из его письма к Ольге.

Развитие действия

  • VI - XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени. Об этом мы узнаём из его письма к Ольге.
Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей части: Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Кульминация романа

  • Кульминация — XII глава третьей части: Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Развязка романа Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Развязка романа

  • Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Постпозиция романа В четвёртой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Постпозиция романа

  • В четвёртой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Эпилог романа  В эпилоге ( XI глава четвёртой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».  Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Эпилог романа

  • В эпилоге ( XI глава четвёртой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».
  • Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Сюжет романа 1. Первая точка зрения. В романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся. 2. Вторая точка зрения. В романе одна сюжетная линия, все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Сюжет романа

  • 1. Первая точка зрения. В романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.
  • 2. Вторая точка зрения. В романе одна сюжетная линия, все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. XIX века. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев).

Язык романа

  • Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. XIX века.
  • Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев).
Домашнее задание (индивидуальное и групповое) I. Рассказать о гостях Обломова ( Часть 1, глава 2, 3 ). Зачем гости приходят к герою? 1) Волков. 2) Судьбинский.3) Пенкин 4) Алексеев. 5) Тарантьев II. Общий вывод (цитаты): Мнение Обломова о карьере, о светской жизни, о современном искусстве и отношении к человеку.

Домашнее задание (индивидуальное и групповое)

  • I. Рассказать о гостях Обломова ( Часть 1, глава 2, 3 ).
  • Зачем гости приходят к герою?
  • 1) Волков. 2) Судьбинский.3) Пенкин
  • 4) Алексеев. 5) Тарантьев
  • II. Общий вывод (цитаты): Мнение Обломова о карьере, о светской жизни, о современном искусстве и отношении к человеку.
Проанализируем роман  А.И. Гончарова «Обломов».  Образ главного героя

Проанализируем роман А.И. Гончарова «Обломов». Образ главного героя

Что мы знаем о главном герое Илье Ильиче Обломове?  Ответьте на вопросы: 1) Почему Обломов не служит? 2) Почему он не женат? 3) Он богатый человек? 4) А сколько лет герою?

Что мы знаем о главном герое Илье Ильиче Обломове? Ответьте на вопросы:

  • 1) Почему Обломов не служит?
  • 2) Почему он не женат?
  • 3) Он богатый человек?
  • 4) А сколько лет герою?
Вывод  Обломов – странная личность.  Ему 32 или 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека.  Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку.  Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает. Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство его разрушено.

Вывод

  • Обломов – странная личность.
  • Ему 32 или 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека.
  • Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку.
  • Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает.
  • Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство его разрушено.
 Работа с текстом произведения. Прочесть отрывок из романа (Часть первая, глава 1)   1) Теория: как называется описание жилища? 2) Сколько комнат в квартире? Сколько из них использует герой? 3) Что из себя представляет жилище героя? 4)Какой вывод о роли интерьера в понимании образа жизни героя мы можем сделать?

Работа с текстом произведения. Прочесть отрывок из романа (Часть первая, глава 1)

  • 1) Теория: как называется описание жилища?
  • 2) Сколько комнат в квартире? Сколько из них использует герой?
  • 3) Что из себя представляет жилище героя?
  • 4)Какой вывод о роли интерьера в понимании образа жизни героя мы можем сделать?
Вывод Красивая обстановка и дорогие вещи не важны для хозяина, на всём в его доме лежит печать запустения, запущенности.

Вывод

  • Красивая обстановка и дорогие вещи не важны для хозяина, на всём в его доме лежит печать запустения, запущенности.
Работа с текстом произведения. Прочесть отрывок из романа (Часть первая, главы 1, 6, 7) 1) Теория: как называется описание человека в литературе? 2) Каковы: внешность героя? Характер? Костюм? Любимые занятия? 3) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова. 4) Какие ключевые слова использует автор в описании героя, его вещей, обстановки? 5) Какие явления сопровождают изо дня в день жизнь героя? 6) Люди, находящиеся радом с Обломовым? 7) Какие у Обломова срочные дела и как он их решает? 8) На что рассчитывает герой в решении своих проблем? 9) Какой вывод о герое мы можем сделать?

Работа с текстом произведения. Прочесть отрывок из романа (Часть первая, главы 1, 6, 7)

  • 1) Теория: как называется описание человека в литературе?
  • 2) Каковы: внешность героя? Характер? Костюм? Любимые занятия?
  • 3) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова.
  • 4) Какие ключевые слова использует автор в описании героя, его вещей, обстановки?
  • 5) Какие явления сопровождают изо дня в день жизнь героя?
  • 6) Люди, находящиеся радом с Обломовым?
  • 7) Какие у Обломова срочные дела и как он их решает?
  • 8) На что рассчитывает герой в решении своих проблем?
  • 9) Какой вывод о герое мы можем сделать?
« Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» Вывод: Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы - в мечтах. В реальной жизни он беспомощен.

« Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...»

Вывод: Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы - в мечтах. В реальной жизни он беспомощен.

Расскажите о гостях Обломова. (Часть 1, глава 2, 3). Зачем они приходят к герою? Какова общая схема всех визитов?

Расскажите о гостях Обломова. (Часть 1, глава 2, 3). Зачем они приходят к герою? Какова общая схема всех визитов?

ВЫВОД. ВИЗИТЁРЫ ОБЛОМОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ: 1.

ВЫВОД. ВИЗИТЁРЫ ОБЛОМОВА

ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ:

1."Явление" гостя. Портрет визитёра.

2."Не подходите, не подходите… вы с холода!"

3.Беседа и приглашение в Екатерин-гоф.

4.Отказ Ильи Ильича.

5."У меня два несчастья…"

6.Отказ визитёра выслушать Обломова.

7.Размышление героя о "несчастном" посетителе.

ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЁМ?

Вывод  К Обломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут Обломова на первомайские гулянья в Екатерин-гоф. Тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела.  Всем гостям Обломов пытается пожаловаться на свои «две беды» — на деревенского старосту и на то, что его заставляют под предлогом ремонта съезжать с квартиры. Но никто не хочет слушать, все заняты своими делами.  Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые предлагает герою действительность вместо лежания на диване. Обломову нужны гости, чтобы поддерживать связь с внешним миром, узнать новости, послушать других и высказать своё мнение.  После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная.

Вывод

  • К Обломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут Обломова на первомайские гулянья в Екатерин-гоф. Тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела.
  • Всем гостям Обломов пытается пожаловаться на свои «две беды» — на деревенского старосту и на то, что его заставляют под предлогом ремонта съезжать с квартиры. Но никто не хочет слушать, все заняты своими делами.
  • Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые предлагает герою действительность вместо лежания на диване. Обломову нужны гости, чтобы поддерживать связь с внешним миром, узнать новости, послушать других и высказать своё мнение.
  • После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная.
РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА? Светская жизнь ВОЛКОВ Карьера СУДЬБИНСКИЙ Литературная деятельность ПЕНКИН Нахлебник, не предлагает ничего АЛЕКСЕЕВ Махинатор, хам. Предлагает помощь в решении житейских вопросов ТАРАНТЬЕВ

РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?

Светская жизнь

ВОЛКОВ

Карьера

СУДЬБИНСКИЙ

Литературная деятельность

ПЕНКИН

Нахлебник, не предлагает ничего

АЛЕКСЕЕВ

Махинатор, хам. Предлагает помощь в решении житейских вопросов

ТАРАНТЬЕВ

 Что теперь мы можем сказать  о герое? Меняется ли мнение  о нём?    Каково ваше мнение о мировоззрении героя?

Что теперь мы можем сказать о герое? Меняется ли мнение о нём?

  • Каково ваше мнение о мировоззрении героя?
Вывод * Обломов – человек с богатым внутренним миром.  * Он самодостаточен.  * У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на всё.  * Он не хочет поступать как все.  * Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний.  * По его мнению, это полезнее и приятнее душных приёмов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека.  * Он живёт в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.

Вывод

  • * Обломов – человек с богатым внутренним миром. * Он самодостаточен. * У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на всё. * Он не хочет поступать как все. * Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний. * По его мнению, это полезнее и приятнее душных приёмов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека. * Он живёт в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.
Домашнее задание I. Составить сводную таблицу «Портрет героя»        II. Перечитать «Сон Обломова»  (ч. 1 гл. IX )  Критерий Характеристика 1. Фамилия, имя. Что хотел сказать автор? 2. Внешность. Характер 3. Отношение к жизни 4. Деятельность 5. Отношение к светской жизни, к карьере 6. Отношение к своему образу жизни

Домашнее задание

  • I. Составить сводную таблицу «Портрет героя»

  • II. Перечитать «Сон Обломова»

(ч. 1 гл. IX )

Критерий

Характеристика

1. Фамилия, имя. Что хотел сказать автор?

2. Внешность. Характер

3. Отношение к жизни

4. Деятельность

5. Отношение к светской жизни, к карьере

6. Отношение к своему образу жизни

Проанализируем роман  А.И. Гончарова «Обломов».  Образ главного героя. Значение сна Обломова в романе.

Проанализируем роман А.И. Гончарова «Обломов». Образ главного героя.

Значение сна Обломова

в романе.

Проверим домашнее задание I. Прочитайте характеристику Обломова в таблице «Портрет героя»        II. Рассмотрим значение главы «Сон Обломова» для понимания образа героя (ч. 1 гл. IX )  Критерий Характеристика 1. Фамилия, имя. Что хотел сказать автор? 2. Внешность. Характер 3. Отношение к жизни 4. Деятельность 5. Отношение к светской жизни, к карьере 6. Отношение к своему образу жизни

Проверим домашнее задание

  • I. Прочитайте характеристику Обломова в таблице «Портрет героя»

  • II. Рассмотрим значение главы «Сон Обломова» для понимания образа героя (ч. 1 гл. IX )

Критерий

Характеристика

1. Фамилия, имя. Что хотел сказать автор?

2. Внешность. Характер

3. Отношение к жизни

4. Деятельность

5. Отношение к светской жизни, к карьере

6. Отношение к своему образу жизни

«Что за чудный край!..»

«Что за чудный край!..»

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?» («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX )  Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Меняется ли отношение к Обломову после прочтения этой главы?

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?»

(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX )

  • Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части.
  • Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке.
  • Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему?
  • Меняется ли отношение к Обломову после прочтения этой главы?

КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЁЙ ИЛЬИЧЕМ « Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться ..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …»

КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЁЙ ИЛЬИЧЕМ

« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться ..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …»

Сделаем вывод В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем дана жизнь, что она такое, какой смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали её «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями», как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.

Сделаем вывод

  • В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем дана жизнь, что она такое, какой смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали её «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями», как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.

МНЕНИЯ КРИТИКОВ «Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г. «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае её ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображённая Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г .

МНЕНИЯ КРИТИКОВ

«Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен».

А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.

«Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае её ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображённая Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...»

Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г .

Домашнее задание I.  Подобрать материал о Штольце, его взглядах на жизнь, идеалах, взаимоотношениях с Обломовым. II.  Подобрать материал об Ольге Ильинской, её взаимоотношениях с Обломовым.

Домашнее задание

  • I. Подобрать материал о Штольце, его взглядах на жизнь, идеалах, взаимоотношениях с Обломовым.
  • II. Подобрать материал об Ольге Ильинской, её взаимоотношениях с Обломовым.
Проанализируем роман  А.И. Гончарова «Обломов».  Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

Проанализируем роман А.И. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ

ОБЛОМОВ

И

ШТОЛЬЦ

Расскажите о Штольце, его взглядах на жизнь, идеалах.

Расскажите о Штольце, его взглядах на жизнь, идеалах.

Сравнительная характеристика Штольца и Обломова В чём герои видят смысл жизни? Чтение части 2, гл.3,4,5.

Сравнительная характеристика Штольца и Обломова

  • В чём герои видят смысл жизни?
  • Чтение части 2, гл.3,4,5.
Какие качества отличают героев?

Какие качества отличают героев?

ШТОЛЬЦ ?  И  ИЛИ ОБЛОМОВ ЛЕЖАНИЕ ЛЕНЬ И АПАТИЯ ОТСУТСТВИЕ ТРУДА МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАКТИЧНОСТЬ ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ДВИЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУД РАЦИОНАЛИЗМ ПРАКТИЦИЗМ ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ

ШТОЛЬЦ

?

И

ИЛИ

ОБЛОМОВ

ЛЕЖАНИЕ

ЛЕНЬ И АПАТИЯ

ОТСУТСТВИЕ ТРУДА

МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ

НЕПРАКТИЧНОСТЬ

ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ

ДВИЖЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУД

РАЦИОНАЛИЗМ

ПРАКТИЦИЗМ

ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ

КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. II ч.) «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это всё: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперёд, а что толку?.. Под этой всеобъёмностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». «Вся жизнь есть мысль и труд .., труд хоть безвестный, тёмный, но непрерывный… труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

КАК ЖИТЬ?

(Спор героев в 3-4 гл. II ч.)

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это всё: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперёд, а что толку?.. Под этой всеобъёмностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

«Вся жизнь есть мысль и труд .., труд хоть безвестный, тёмный, но непрерывный… труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

«слаб … бледен, из него голо выглядывает идея» И. Гончаров «Штольц – противоядие Обломову» Н. Добролюбов «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». А. П. Чехов КРИТИКА О ШТОЛЬЦЕ «… это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени». А В. Дружинин «… Штольц – неудачная, выдуманная фигура. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком». Д. С. Мережковский 1890г. «А буржуазный пафос Штольца был в тот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой… Гончаров утверждает, что такое двухкультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и её деятельности на благо людей…» В. К. Кантор 1989г.

«слаб … бледен, из него голо выглядывает идея» И. Гончаров

«Штольц – противоядие Обломову» Н. Добролюбов

«Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». А. П. Чехов

КРИТИКА

О

ШТОЛЬЦЕ

«… это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени». А В. Дружинин

«… Штольц – неудачная, выдуманная фигура. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком». Д. С. Мережковский 1890г.

«А буржуазный пафос Штольца был в тот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой… Гончаров утверждает, что такое двухкультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и её деятельности на благо людей…» В. К. Кантор 1989г.

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к ОБЛОМОВУ и ШТОЛЬЦУ 1. Автор приверженец «штольцевского» отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича 2. Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца 3. В романе сосуществуют две «правды» - «штольцевская» и «обломовская» - и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к ОБЛОМОВУ и ШТОЛЬЦУ

1. Автор приверженец «штольцевского» отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича

2. Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца

3. В романе сосуществуют две «правды» - «штольцевская» и «обломовская» - и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез

ОБЛОМОВ И ОЛЬГА

ОБЛОМОВ

И

ОЛЬГА

Обломов и Ольга

Обломов и Ольга

Какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой? 1) Какие перемены произошли в Обломове? 2) Что говорит Штольц о цели знакомства Обломова с Ольгой? 3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка? 4) Какие надежды связывала Ольга с Ильей? 5) Почему Ольга предпочла Обломова Штольцу?

Какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой?

  • 1) Какие перемены произошли в Обломове?
  • 2) Что говорит Штольц о цели знакомства Обломова с Ольгой?
  • 3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?
  • 4) Какие надежды связывала Ольга с Ильей?
  • 5) Почему Ольга предпочла Обломова Штольцу?
Две любви Ильи Ильича Обломова     Ольга Ильинская - прекрасный образ     русской девушки XIX века, в которой гармонично     слились сознательность взгляда на жизнь,     естественность и женственность.  Как такая девушка смогла полюбить Обломова?      Обломов умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски, читал книги на английском языке. Лень Обломова кажется Ольге вполне исправимым недостатком, а сама любовь возникла из благородного стремления перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности.«У него на лице сияла заря пробуждённого, со дна души, восставшего счастья, наполненный слезами взгляд был устремлён на неё. - Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку! - Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нём и что оно – истина».

Две любви Ильи Ильича Обломова

Ольга Ильинская - прекрасный образ русской девушки XIX века, в которой гармонично слились сознательность взгляда на жизнь, естественность и женственность.

Как такая девушка смогла полюбить Обломова?

Обломов умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски, читал книги на английском языке. Лень

Обломова кажется Ольге вполне исправимым недостатком,

а сама любовь возникла из благородного стремления

перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной

деятельности.«У него на лице сияла заря пробуждённого,

со дна души, восставшего счастья, наполненный слезами взгляд был устремлён на неё.

- Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

- Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нём и что оно – истина».

« … Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Почему же начинает гаснуть Обломов? Что помешало взаимному счастью героев? Чтение эпизода: «Отказ Ольги Обломову» (3ч.гл.11, 12).

« … Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Почему же начинает гаснуть Обломов?

Что помешало взаимному счастью героев?

Чтение эпизода: «Отказ Ольги Обломову» (3ч.гл.11, 12).

Какая иллюстрация вам кажется достовернее? «Я ЛЮБИЛА БУДУЩЕГО ОБЛОМОВА!» «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!»

Какая иллюстрация вам кажется достовернее?

«Я ЛЮБИЛА БУДУЩЕГО ОБЛОМОВА!»

«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!»

«...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками».          Н.Михайловский КРИТИКА ОБ ОЛЬГЕ ИЛЬИНСКОЙ «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слово, которое сожжёт и развеет обломовщину...»     Н. А. Добролюбов «Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у неё скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил её так просто, был лишь удобным объектом для её девической мечты и игры в любовь»      И. Анненский

«...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками». Н.Михайловский

КРИТИКА

ОБ

ОЛЬГЕ ИЛЬИНСКОЙ

«Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слово, которое сожжёт и развеет обломовщину...» Н. А. Добролюбов

«Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у неё скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил её так просто, был лишь удобным объектом для её девической мечты и игры в любовь» И. Анненский

Подумайте над вопросами: - Что же сгубило человека с золотым сердцем? - Достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах? - Можно ли Обломова поднять с дивана?

Подумайте над вопросами:

  • - Что же сгубило человека с золотым сердцем?
  • - Достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах?
  • - Можно ли Обломова поднять с дивана?

Ответьте на вопросы: 1) Кто такая Агафья Матвеевна Пшеницына? 2) Каковы взаимоотношения героев в начале знакомства? 3) Какими качествами обладает Агафья Матвеевна? 4) Почему Обломов выбрал Агафью Пшеницыну?

Ответьте на вопросы:

  • 1) Кто такая Агафья Матвеевна Пшеницына?
  • 2) Каковы взаимоотношения героев в начале знакомства?
  • 3) Какими качествами обладает Агафья Матвеевна?
  • 4) Почему Обломов выбрал Агафью Пшеницыну?
АГАФЬЯ МАТВЕЕВНА ОЛЬГА  «Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова — как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому… Ей было дано умение просто любить».   Она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

АГАФЬЯ МАТВЕЕВНА

ОЛЬГА

«Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова — как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому… Ей было дано умение просто любить».

Она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

  Агафья Матвеевна Пшеницына – добрая скромная женщина, прекрасная хозяйка. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она благоговела перед ним. Любила Илью просто, бездумно, беззаветно. Агафья Матвеевна была готова стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она не задумываясь несла в ломбард последние вещи лишь бы Илья Ильич был доволен.   В этой женщине Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несет Обломову гибель, бесповоротно хоронит его порывы к деятельности. Это тип скромной, самоотверженной женщины-домохозяйки, весь кругозор которой ограничивается только миром семейных забот и обывательского благополучия.

Агафья Матвеевна Пшеницына – добрая скромная женщина, прекрасная хозяйка. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она благоговела перед ним. Любила Илью просто, бездумно, беззаветно. Агафья Матвеевна была готова стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она не задумываясь несла в ломбард последние вещи лишь бы Илья Ильич был доволен.

В этой женщине Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несет Обломову гибель, бесповоротно хоронит его порывы к деятельности. Это тип скромной, самоотверженной женщины-домохозяйки, весь кругозор которой ограничивается только миром семейных забот и обывательского благополучия.

 Две любви Ильи Ильича Обломова. Вывод.   Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов. Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве. Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.

Две любви Ильи Ильича Обломова. Вывод.

  • Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов.
  • Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве.
  • Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.
ВЫБОР ОБЛОМОВА «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, — а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви, которой противопоставлена душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне — это соединение обломовского образа и духа жизни».  А. Григорьев 1859 г.

ВЫБОР ОБЛОМОВА

«Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, — а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви, которой противопоставлена душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне — это соединение обломовского образа и духа жизни».

А. Григорьев 1859 г.

ОБЛОМОВ НА ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЕ  «...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дёшево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой».

ОБЛОМОВ НА ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЕ

«...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дёшево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой».

КРУГ ЖИЗНИ ИЛЬИ ИЛЬИЧА ОБЛОМОВКА Выборгская сторона Гороховая улица ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ РАЙ

КРУГ ЖИЗНИ ИЛЬИ ИЛЬИЧА

ОБЛОМОВКА

Выборгская сторона

Гороховая улица

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ

РАЙ

СМЕРТЬ ОБЛОМОВА ГЕРОЙ СКОНЧАЛСЯ, «КАК БУДТО ОСТАНОВИЛИСЬ ЧАСЫ, КОТОРЫЕ ЗАБЫЛИ ЗАВЕСТИ»

СМЕРТЬ ОБЛОМОВА

ГЕРОЙ СКОНЧАЛСЯ, «КАК БУДТО ОСТАНОВИЛИСЬ ЧАСЫ, КОТОРЫЕ ЗАБЫЛИ ЗАВЕСТИ»

Символы романа Халат Обломова.     Восточный, без малейшего намёка на     Европу. Символ неги, лени, покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга – исчезает халат. Расстаётся Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывается на него как    крышка гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?»    2.  Ветка сирени.   3. Разведённый мост.  Символ весны, любви, надежды. Поблекла сирень – ушла надежда. Пропасть между II и III частями романа

Символы романа

  • Халат Обломова.

Восточный, без малейшего намёка на Европу. Символ неги, лени, покоя, праздности, дворянской культуры и

«обломовщины». Появляется Ольга –

исчезает халат.

Расстаётся Обломов с любимой женщиной

– халат снова набрасывается на него как крышка гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?»

2. Ветка сирени. 3. Разведённый мост.

Символ весны, любви,

надежды. Поблекла сирень –

ушла надежда.

Пропасть между

II и III частями романа

Обломовщина ( усвоено из повести Гончарова ): русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка» 2. Обломовщина - апатия, безволие, состояние бездеятельности и лень Современный толковый слова рь 3. Обломовщина, по имени героя романа Гончарова “Обломов”, - нарицательное слово для обозначения общественного застоя, рутины, апатии Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 4. Обломовщина - отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России Литературная энциклопедия ОБЛОМОВЩИНА. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
  • Обломовщина ( усвоено из повести Гончарова ): русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам

В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка»

2. Обломовщина - апатия, безволие, состояние бездеятельности и лень

Современный толковый слова рь

3. Обломовщина, по имени героя романа Гончарова “Обломов”, - нарицательное слово для обозначения общественного застоя, рутины, апатии

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

4. Обломовщина - отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России

Литературная энциклопедия

ОБЛОМОВЩИНА. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ ШТОЛЬЦЕВ

ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ ШТОЛЬЦЕВ

" Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживЁм трудную минуту..."

И. А. Гончаров «Обломов» (часть 4)

«Снаружи и у них делалось всё, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

И. А. Гончаров об Обломове «В нём дороже всякого ума  честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи . Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»   «Обломов» ( часть 4, глава VIII)

И. А. Гончаров об Обломове

«В нём дороже всякого ума честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи . Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»

«Обломов» ( часть 4, глава VIII)

А. В. Дружинин об Обломове «… Любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура … Он дорог нам по истине, какою проникнуто всё его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».   «Обломов». Роман И. А. Гончарова»

А. В. Дружинин об Обломове

«… Любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура … Он дорог нам по истине, какою проникнуто всё его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».

«Обломов». Роман И. А. Гончарова»

Д. И. Писарев об Обломове  «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество, — но и презирать, безусловно, — тоже нельзя: в них слишком много истинно человеческого...» «Обломов» И. Гончарова

Д. И. Писарев об Обломове

«Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество, — но и презирать, безусловно, — тоже нельзя: в них слишком много истинно человеческого...»

«Обломов» И. Гончарова

Выводы:

1. В начале романа перед нами человек с положительными задатками и

качествами, способный вызвать искреннюю симпатию окружающих. «Это – хрустальная прозрачная душа!» - говорит о нём Штольц.

2. Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической

деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью – вот

свойства, превратившие Обломова из нормального человека в праздного

лежебоку.

3. Даже любовь к Ольге не смогла воскресить Илью Ильича. В жизни его

появились «и божество, и вдохновение, и жизнь, и слёзы, и любовь».

Однако эта любовь не захватила его так глубоко, чтобы во имя неё он мог

пожертвовать спокойствием. Разрыв с Ольгой был по существу победой

обломовщины.

4. В любви к Пшеницыной он находит подлинно обломовскую «норму

любви». В домике Пшеницыной он находит ту спокойную обстановку уюта и лени, которая наиболее соответствовала его характеру: «Он смотрел на настоящий свой быт, как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени».

5. Идеал Обломова – прожить век так, как будто счастливо проспал его, -

нашёл своё законченное выражение в его безмятежной жизни на

Выборгской стороне.

Поразмышляем! 1) Так кто же нужен России: Штольц или Обломов? 2) А на чьей стороне И.А. Гончаров? 3) Каким, по-вашему, вырастит Андрей Ильич Обломов, сын Обломова, воспитанный Штольцем и Ольгой?

Поразмышляем!

  • 1) Так кто же нужен России: Штольц или Обломов?
  • 2) А на чьей стороне И.А. Гончаров?
  • 3) Каким, по-вашему, вырастит Андрей Ильич Обломов, сын Обломова, воспитанный Штольцем и Ольгой?
Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов» 1. Что такое «обломовщина»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов») 2.Трагичен ли образ Обломова? (По роману И.А. Гончарова) 3.Хороший ли человек Обломов? (По роману И.А. Гончарова) 4. Может ли быть “лишним” хороший человек? (На примере романа И.А. Гончарова “Обломов”). 5. «Обломов» И.А. Гончарова – это роман о любви? 6. История любви: почему Обломов не женился на Ольге? (По роману И.А. Гончарова) 7. Нужны ли Штольцы России? (По роману И.А. Гончарова «Обломов») 8. Что я ценю и чего не принимаю в Обломове? (По роману И.А. Гончарова)

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  • 1. Что такое «обломовщина»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
  • 2.Трагичен ли образ Обломова? (По роману И.А. Гончарова)
  • 3.Хороший ли человек Обломов? (По роману И.А. Гончарова)
  • 4. Может ли быть “лишним” хороший человек? (На примере романа И.А. Гончарова “Обломов”).
  • 5. «Обломов» И.А. Гончарова – это роман о любви?
  • 6. История любви: почему Обломов не женился на Ольге? (По роману И.А. Гончарова)
  • 7. Нужны ли Штольцы России? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
  • 8. Что я ценю и чего не принимаю в Обломове? (По роману И.А. Гончарова)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!