ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
Конспект урока математики
«Мы летим к далеким планетам»
Тема Повторение изученного материала
Цель: закрепить умения решать задачи, формировать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
углубить знания учащихся о космосе;
воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, демонстрационный
материал, детские рисунки планет Солнечной системы, наборы
геометрических фигур, портрет Ю. А. Гагарина.
Ход урока
І Организационный момент
ІІ Актуализация знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, нашу жизнь невозможно даже представить без математики. Каждый день возникает необходимость производить всевозможные расчеты и вычисления. Сегодня на уроке вы еще раз в этом убедитесь.
- Скажите, кто был первым в истории космонавтом?
Запуск первого космического спутника Земли был произведен в 1957 году. Через четыре года в космос отправился космический корабль с человеком на борту.
- Посчитайте, сколько лет прошло с того времени? (2023 – (1957 + 4) = 62 года).
А теперь попробуйте представить радость и восхищение людей, гордость за страну, когда 12 апреля 1961 года, ровно 62 года назад гражданин Советского Союза на космическом корабле «Восток» преодолел земное притяжение.
108 минут Юрий Алексеевич Гагарин был в космосе. Это был первый полет человека в космос.
Задание. Выполнить преобразование: 108 мин = …ч…мин.
ІІІ Сообщение цели и задач урока
На сегодняшнем уроке математики мы с вами совершим космическое путешествие к далеким планетам. Во время этого путешествия нам придется производить различные логические операции, математические подсчеты. Выполняя предложенные задания, вы повторите изученный материал, а именно: умения решать задачи; закрепите вычислительные навыки.
ІV Работа над темой урока
1. Устный счет
Экипаж к полету готов? В путешествии вы будете космонавтами, учеными, математиками, фотографами. Перед стартом выполним задание:
посчитайте, сколько секунд продолжался полет Юрия Гагарина.
(108 · 60 = 6480 с)
Итак, внимание! Ждем разрешения полета. Выполнить следующее задание.
Маса первого искусственного спутника Земли была 84 кг, а второго – в 5 раз
больше. Найдите массу обоих спутников. (84 + 84 · 5) = 504 кг.
Полет разрешен!
- Внимание: пристегнуть ремни, проверить шлемофоны!
Что нас в космос на планеты
Всех быстрей домчит? (Ракета)
- Открыть бортовые журналы (тетради), записать дату полета (число, классная работа).
Мы пролетаем над Солнцем.
- Что же такое Солнце? Почему нельзя путешествовать по Солнцу? (Это самая большая, горячая звезда).
Дети читают информацию на слайде презентации: длина экватора Солнца
1400000 км.
- Что такое экватор? (Сообщение ученицы)
- А знаете ли вы, что температура на поверхности Солнца составляет 3000°, а внутри – в 500 раз больше.
Узнайте, какова температура внутри Солнца (3000 · 500 = 1500000°)
Летим дальше и видим Солнечную систему.
- Сколько планет входит в Солнечную систему?
Пролетаем над третьей планетой Солнечной системы. Как она называется? (Земля)
Ученик Эй, Земля, моя планета, где твой край?
- А его и вовсе нету.
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на трех китах лежу.
Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, а наши предки славяне – Ярилом. Земля получает лишь малую часть излучаемого тепла.
Свет от Солнца до Земли идет 8 и 1/3 минуты Скорость света 300000 км/с. Узнайте расстояние от Земли до Солнца (500 · 300000 = 150000000 км).
Ученик Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вокруг Солнца кружишь?
- Я в компании приличной:
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
- Назовите, какие планеты вместе с Землей вращаются вокруг Солнца?
Ученик То Венера и Меркурий,
И еще шесть братьев хмурых:
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун
- Какая ближайшая к Земле планета? (Марс)
Ученик Отправляемся на Марс.
Звезды, ждите в гости нас!
К Марсу путь был очень длинным.
Стоп: выходим из кабины.
Путь неровный – рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо.
Задание: быстро решить примеры, чтобы не задерживаться в полете.
(Дети передают друг другу перфокарты в виде космической ракеты. Решая примеры(на умножение), записанные на ракетах, вставляют в окошки ответы)
- Молодцы, ребята, преодолели это препятствие. Ваши ракеты готовы к дальнему полету?
Физкультминутка
- Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку.
Не зевай по сторонам, ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким!
Повернулись все кругом – упражнения начнем.
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)
Аккуратно надо сесть, чтобы купол не задеть.
Решение задач
Сейчас мы послушаем о Марсе. (Сообщения учащихся.)
Люди даже пели в песне: «И на Марсе будут яблони цвести.»
Ну-ка, узнайте площадь яблоневого сада, который, возможно, в будущем и зацветет на Марсе. Его длина 24 м, а ширина – 11 м (24 · 11 = 264 кв. м)
На Марсе высадились два экипажа. Но мы попали под метеоритный дождь.
1 экипаж: работа по карточкам (сообщения о метеоритах)
2 экипаж: дети рассказывают о метеорите Гоба.
Внимание всем экипажам! Наши космические корабли попали под метеоритный дождь. Чтобы преодолеть препятствие, необходимо решить задачи. (Работа в группах)
1 экипаж. Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если он не долетает до поверхности Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором. Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400 кг метеоров, а метеоритов – на 1100 кг больше. Сколько тонн метеоритного вещества выпадает на Землю за неделю? ((4400 + 1100) + 4400) · 7 =69300 кг = 69 т 300 кг
2 экипаж. Самый тяжелый из найденных метеоритов – Гоба. Его масса –
66 т. Ровно в 2 раза легче метеорит Анигито. Масса метеорита Бакубирито на
8500 кг меньше, чем Анигито. Узнайте массу метеорита Бакубирито.
(66000 : 2 – 8500 = 24500 кг)
3 экипаж. Небесное тело, состоящее из замороженной воды и газа, смешанных с частицами пыли и камня, называется кометой. Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета Галлея. Последний раз ее наблюдали в
1985 году. В каком году комета Галлея появится около Земли в следующий раз?
(1985 + 76 = 2061, в 2061 году)
А сейчас наша ракета берет курс на Луну.
Луноход – вездеход нам с Луны приветы шлет,
Говорит: «Дела в порядке!» В гости всех к себе зовет.
Собирайтесь, фантазеры, пока Луна висит в окне.
В луноходе будем скоро мы кататься по Луне.
На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне масса вашего тела тоже будет в 6 раз меньше. (Дети по цепочке определяют свой вес на Луне.)
Работа с геометрическим материалом
На Луне нас встречают ее жители (изображения лунных человечков на экране.)
В знак благодарности за гостеприимство подарим им космические скафандры. (Учащиеся из геометрического материала собирают каждый свой «скафандр.»)
V Итог урока. Рефлексия
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась.
- Во время полета мы фотографировали планеты. (Дети рассматривают выставку рисунков.)
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Было ли оно для вас увлекательным?
- Что нового для себя вы узнали?
- Что получалось легко?
- В каких заданиях испытывали трудности?
- Над чем по математике вам еще нужно поработать, что повторить?
VІ Домашнее задание
1. Пополнить рубрику Классного уголка «Это интересно» небольшими сообщениями о Солнце, о планетах Солнечной системы, о космосе (на выбор);
2. Попробовать составить и решить задачу на космическую тематику.
Юрий Гагарин, вернувшись из космического полета, сказал: «Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Надо беречь и приумножать эту красоту, а не уничтожать ее.»
Давайте вместе будем выполнять завет первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.
Космонавты часто говорят, что космический полет – это подвиг. А к подвигу надо готовиться с детства – за школьной партой.