СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - путешествие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему: " Обобщение знаний об имени существительном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку для учащихся 3 -х классов представлен в нетрадиционной форме, как урок - путешествие. Дети путешествуют по морю Существительных используя карту Страны Знаний. Путешествие начинается из порта Чистописание, через бухту Словарных слов , по морю Существительных, минуя острова Ошибок к бухте Творческая. Всё путешествие записывается в бортовой журнал. Урок сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему: " Обобщение знаний об имени существительном"»

Открытый урок - путешествие по русскому языку в 3 классе

по теме «Обобщение знаний об имени существительном»

Учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 2» городского округа Судак

Ибрагимова Зарима Ибрагимовна

Тема: Обобщение знаний об имени существительном

Педагогические цели: закрепить, обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретённые в процессе изучения раздела имён существительных; способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.), распознавать, пользуясь памяткой «Порядок разбора имени существительного», изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; развивать связную речь учащихся, познавательные интересы к русскому языку, умения работать в паре, в группе.

Планируемые результаты (предметные): Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным понятиям, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный и наглядный материал, карта « Страны Знаний».

Ход урока: I. Организационный момент:

(Перед началом урока, ребята разбирают разноцветные билетики для путешествия по

Стране Знаний). Учитель приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность к уроку.

(Слайд № 1)


II. Мотивация учебной деятельности.

1) Слово учителя:

-Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие по Стране Знаний, на доске

сказочная карта Знаний, на ней указан наш маршрут. (Слайд № 2)


Кто за приключения?

Все без исключения

Давай поднимем парус-

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Ещё немало стран,

Пока что не открытых

Или давно забытых!

Дорог в морях немало-

Смелее за штурвал!


III. Актуализация опорных знаний:

1) Сделаем первую запись в судовом журнале, запишем число, когда началось наше

путешествие. (учащиеся записывают число и классная работа)


2)Чистописание.

- А отправимся мы из порта «Чистописание». Небольшое волнение на море, как в этих строчках. ( на доске плакаты для чистописания: лЛл МмМ мМм Лл ( Слайд № 3 )

- И мои вам пожелания: « Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!»


3) Словарная работа. ( Слайд № 4)

- Вперед! Вот уже мы покидаем бухту Словарных слов и думаем о нашем путешествии.

о путешествии (П.п. )

на корабле ( П. п.)

с экипажем ( Т. п.)

к горизонту ( Д. п.)

- Но на таком корабле, да и с таким экипажем можно плыть даже к самому горизонту. - Запишите словарные слова и поработайте над ними ( поставьте ударение, обозначьте безударные, определите падежи).

4) Знакомство с новым словом. (Слайд № 5 ) - Дадим объяснение новому слову (используется толковый словарь )

Бриз - легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши. Морской бриз, береговой бриз.

5) Повторение, имена собственные. - Мы приближаемся к острову Повторения, вдали виден мыс Ошибок. - Как запишем название острова и мыса?

6) Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена существительные, но соленая морская вода размыла чернила. (Слайд № 6 ) - Помогите мне – запишите слова в два столбика и объясните свой выбор.

М.р. Ж.р.

луч ночь

морж тишь

ёрш вещь

товарищ помощь

пляж мощь

- Назовите орфограмму, прочтите слова.

IV. Работа по теме урока. 1) -И вот мы плывем по морю Существительных. Расскажите всё, что знаете об имени существительном?

2) Работа в парах. (На каждую парту выдаётся листок с высказываниями) - Установите соответствие, соединив стрелочкой верные высказывания:

-Им. сущ., отвечающие собственными

на вопрос кто? им. сущ.



-Им.сущ., отвечающие одушевленные

на вопрос что? им.сущ.



- Им. сущ., которые неодушевленные

пишутся с заглавной им. сущ.

буквы называются…



- Им. сущ., которые значит изменять

не пишутся с заглавной по падежам

буквы называются…



-Им. сущ. изменяются нарицательные

по… им. сущ.



-Что значит просклонять числам и вопросам

существительное…



- В русском языке падежей… пишется «ь» знак



-Им. сущ. с шипящими не пишется «ь»

на конце в ж.р. знак



- Им. сущ. с шипящими шесть

на конце в м.р.



3) Физкультминутка: (под музыку)

Руки на пояс,

Наклонились вперед,

Наклонились назад,

И направо, и налево,

Чтоб нигде ничего не болело

Раз, два, три, четыре-

Набираемся мы силы.

Наклонись, повернись,

И товарищу улыбнись.



4) Разбор предложений по членам.

На доске отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова (Слайд № 7)



Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?



- Кто автор этих замечательных строк?

- Каким членом предложения бывают имена существительные?

- Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.

- Дайте характеристику этого предложения.

- Найдите все имена существительные в предложении и определите падеж.



V. Закрепление, групповая работа.

1) На доске стихотворение. (Слайд № 8)



Штормы и ветры нам не страшны,

Ждут берега нас далекой страны,

Пусть бури и ветры с тобой , верный друг,

И помощь протянут тебе тридцать рук.

Будь смел и отважен –

Прочти много книг,

В большом море Знаний

Плыви, ученик,

К заветной мечте и чудесной земле

В нагруженном знаниями корабле!

2) Под парусами вьются на ветру яркие флажки. На каждом из них задания для бригад экипажа. (На доске картина корабля, а над ним разноцветные флажки с заданием)

3) Инструктирование правил работ в группах: (Слайд № 9)

-говорить по очереди, а не всем вместе;

-не перебивать того, кто говорит;

- критикуйте идею, а не человека, который её предложил;

-уважайте все высказанные идеи;

- каждый выполняет часть работы

4) Деление на группы: (Ученики распределяются по группам, согласно приобретённым билетам по- цвету)

1 группа – из стихотворения выписывает имена существительные во множественном числе. ( Штормы, ветры, берега, бури, руки, книги, знания).(Проверка, слайд № 10)

2 группа – из стихотворения выписывает имена существительные в единственном числе. ( Страна, друг, море, ученик, мечта, земля, корабль).(Проверка, слайд № 10)

3 группа – из стихотворения выписывает одушевленные имена существительные, придумайте и запишите свои пять слов. ( друг, ученик,…) (Проверка, слайд № 11)

4 группа – из стихотворения выписывает неодушевленные имена существительные ( штормы, ветры, берега, страна, бури, рука, книга, море, мечта, земля, корабль, знания)(Проверка, слайд № 11)

5 группа – определите падеж им. сущ. (Проверка, слайд № 12)

берега (чего?) страны ( Р.п.) плыви ( к чему?) к мечте ( Д.п.) плыви ( к чему?) к земле ( Д. п.) плыви ( в чем?) в корабле ( П. п) протянут ( что?) руку ( В.п.)

6 группа – разберите слово как часть речи. (Проверка, слайд № 12) К земле – сущ., ( к чему?) Н.ф.- земля. Одуш., нариц., ж.р. в Д.п., ед. ч., Втор. чл.

VI. Закрепление. Творческая работа. (слайды № 13,14,15,16) -Мы заходим в бухту Творческая. Ежедневно ведется судовой журнал. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного добавив имя прилагательное в предложение

отличный

1.Сегодня замечательный день.

чудесный

ясное спокойное

2.Какое голубое небо, какое синее море!

лазурное тихое

долгожданная

3.Впереди таинственная земля.

мелкий высокая

4.На берегу теплый песок, скалистая гора.

сероватый неприступная

старинная

5.На горе каменная крепость.

таинственная

старинному

6.Мы подплываем к уютному городу…

удивительному



- Вы узнали город, к которому мы приплыли? (Ученики называют город) - А в этом городе находится ваша любимая школа, в которую вы каждый день идёте, чтобы получать знания.

VII. Итог урока. Рефлексия. (слайд № 17) 1) - Понравился ли вам урок? Чем мы занимались на уроке? (выставление оценок) - Закончите предложение:

Мы повторили… Мы вспомнили… Мы знаем… Мы умеем…

2)Оцените себя.

- Если вы считаете, что вы работали очень хорошо - встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх. - Если работали хорошо, но не в полную силу – стойте прямо, опустив руки вдоль туловища. - Если считаете, что совсем не постарались и можете работать гораздо лучше – присядьте.

3)Подарки для учеников - В память о нашем путешествии подарки за хороший труд. (выдаются каждому ученику закладки в виде кораблика с надписями: « Молодец!», « Умница!», « Так держать!», « Будь всегда на высоте!», « Я очень рада за тебя!», « Дальнейших успехов тебе!» и др.)

VIII. Домашнее задание. (слайд № 18) Стр. 59, упр. 106.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!