СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок рассчитан на 2 часа в 6 классе, после изучения стихотворении поэтов 19-20 вв о природе

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе»

Урок развития речи: Описание природы. 6-й класс (2 часа)

Цели:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию природы по репродукциям картин русских художников;

  • закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет и выражающих оценку

  • пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

Оборудование:  презентация с картинами русских художников 19-20 вв.

Музыкальные фрагменты из произведений П.И.Чайковского “Времена года”.

Памятки (на столе каждого ученика)

Ход урока

(Слайд 1. Презентация)

Слово учителя.

Сегодня у нас урок – описание природы.

(Слайд 2) под музыку из к/ф «Служебный роман»

Слово учителя.

“…У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать…

Природа всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.

На уроке литературы мы прослушали стихотворения о природе русских поэтов 19 и 20 веков, вспомнили об изобразительных средствах языка, благодаря которым читатель может не просто услышать рифмованную речь, но и ощутить дыхание летнего ветерка и скрип снега под ногами, шелест падающих осенних листьев и журчание весенних говорливых ручейков; вы увидели репродукции картин русских художников прошлого и современных, каждый из которых по-своему воспевает незатейливую красоту природы родного края, ведь она прекрасна всегда, в любое время года.

“…У природы нет плохой погоды…”.

Нам предстоит познакомиться с некоторыми образцами пейзажной лирики 19-20 веков.

- А что такое пейзаж?

Запись на доске и в тетрадях по русскому языку:

Пейзаж – (от французского – местность, страна)

1) реальный вид какой-то местности;

2) в искусстве – изображение природы, например, на картине.

Вписываем в тетради по русскому языку словосочетания, слова, выражения, которые могут быть использованы при написании сочинения.

(Слайд 3)

Ученик читает наизусть стихотворение В.Брюсова “Первый снег”.

Учитель:

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- Как музыка Чайковского помогает понять настроение, переданное в стихотворении Брюсова?

- Какие художественные средства использует поэт для изображения волшебства мира, одетого первым снегом?

(Сравнение - “серебро огни и блестки – целый мир из серебра”

- метафора - “в жемчугах горят березки…”

- эпитет - “березки черно-голые вчера”)

- В каком из перечисленных далее значений употреблено в стихотворении слово “проза”?

Проза:

1. Нестихотворная литература в отличие от поэзии.

2. Переносное. Будничное, повседневное в жизни.

Как вы понимаете строчки?

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым

(Слайд 4)

Ученик читает наизусть стихотворение И.Никитина “Встреча зимы”.

Учитель:

- Почему зиму встречают, как гостью?

- Что ждут от нее?

- Есть ли календарный праздник встречи зимы?

Сообщение ученика.

14 октября – Покров. Выпадал первый снег снега, укрывал землю, заснувшую до следующей пахотной поры. Детвора в этот день просила у природы снега, а у батюшки Покрова – здоровья, добра. Земля-матушка отдыхала от трудов. В сельских школах начинались учебные занятия. В селах играли свадьбы.

- Есть ли в стихотворении ощущение праздника природы?

- Какие художественные средства использует поэт для создания настроения праздника?

- олицетворения - “дождь… стучал…”, “туман вставал”.

- эпитеты - “от угрюмых небес”, “сумрачный лес”

- метафора - “снег лежит полотном”

- сравнение - “как алмазы, горят капли сдержанных слез”

В тетради запишите словосочетания: “целый мир из серебра”, “березки черно-голые вчера”, “от угрюмых небес”, “сумрачный лес”, “капли сдержанных слез”.

(Слайд 5)

Ученик читает наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенние воды”.

(Слайд 6)

Ученик читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Гонимы вешними ручьями…”.

(Слайд 7)

Ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина “Черёмуха”.

Учитель:

- Перечитайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, какая картина предстаёт перед нами, каким настроением пронизано это произведение? (Картина яркая, запоминающаяся, выразительная; настроение радостное, ожидание чего-то хорошего)

- Благодаря каким средствам изобразительности поэту удаётся передать это настроение в стихотворении?

(Эпитеты: “черёмуха душистая”,

Метафоры: “ветки золотистые”, “зелень…сияет в серебре”, “серебряный

Олицетворение: “Ручей…вкрадчиво …ей песенки поёт”)

- Действительно, благодаря мастерству поэта картина не только живописна, но и осязаема: мы видим не только цвета, краски, но и чувствуем аромат черёмухи, слышим звон ручья, шелест листьев.

(Слайд 8)

Ученики читают стихотворения Н.Гумилёва “Детство”, И.А.Бунина “Как дымкой даль полей…”.

(Слайд 9)

Учитель:

- Думаю, вы не могли не почувствовать особую атмосферу летнего дня после прошедшего дождя. Что помогает нам ощутить это? Какие средства изобразительности?

(Метафоры: “…бархатом пшеницы отливают”, “роняют тихий дождь алмазных слёз”

Олицетворение: “…беспечно иволги болтают”, “весел звучный лес”, “улыбаются сквозь слёзы”, “ветер веет ласково”)

- Благодаря каким образам поэту удаётся создать впечатление безграничности пространства? (“Даль полей”, “глубоко синеют небеса над освежёнными лесами”, поля ржи, пшеницы и т.д.)

(Слайды 10,11)

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Как неожиданно и ярко…”., Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной …”.



- Каким настроением проникнуты эти стихотворения?

- С помощью каких художественных средств поэт передает красоту осенней природы?

(Сравнение - “Весь день стоит как бы хрустальный…”

метафора - “паутины тонкий волос…”

эпитеты - “чистая лазурь, лучезарны вечера”

олицетворение – “бодрый серп гулял”)

Как музыка Чайковского помогает понять настроение, переданное в стихотворении поэта?

(Cлайд 12)

- Прочитаем стихотворение И.А. Бунина “Лес, точно терем расписной …”

- Какую картину природы представляете, когда читаете это стихотворение?

- Какие художественные средства использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?

(Эпитеты - “лиловый, золотой, багряный”, “веселый”

сравнение - “лес, точно терем расписной”

метафора - “Осень тихою вдовой”

- олицетворение – “И осень…вступает в пестрый терем свой”)

Перекликается ли со стихотворением Тютчева?

Каким образом?

(Слайды 13-16)

Вниманию детей предлагаются репродукции картин А.Пластова “Первый снег”, И.Левитана “Большая вода”, “Берёзовая роща”, “Золотая осень” для того, чтобы учащиеся могли выбрать любую из картин для написания сочинения.

На втором уроке будем готовиться к сочинению по картине: будем подбирать и систематизировать словарный материал, работать над композицией будущего сочинения, редактировать написанное.

Дидактические материалы



Тропы

Метафора – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

(Горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. С.Есенин)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим

(“Девушка черноволосая и нежная, как ночь” М.Горький)

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

(“Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком” С.Есенин)

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

(“Ветер, ветер, ты могуч…” А.С.Пушкин)

А.Пластов “Первый снег”

И.Левитан “Золотая осень”

И.Левитан “Берёзовая роща”

И.Левитан “Большая вода”

Презентация









Памятка

Работа над сочинением-описанием по картине

1. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что он считал в своей картине самым главным.

2. Рассмотрите картину; что изображено на ней.

3. Сформулируйте тему и основную мысль картины.

4. Озаглавьте.

5. Какие краски использует художник?

6. Помогает ли цветовое решение картины почувствовать настроение художника?

7. Влияет ли колорит картины на наше настроение, наши чувства?

8. Какое впечатление на вас производит эта картина?

9. Напишите черновик, отредактируйте свою работу, после проверки и исправлений перепишите сочинение в беловик.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!