Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 2 г. Саратова
Неопределенная форма глагола
урок русского языка в 4 классе
по развивающей системе Л.В. Занкова
Учитель высшей квалификационной категории
Садчикова Л.В.
Саратов 2017
Тема:
Неопределенная форма глагола.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока:
Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Методические задачи урока:
Обучающие:
Учить детей делать выводы
Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном
Обогащать словарный запас
Развивающие:
Развивать универсальное учебное действие учащихся
Развивать монологическую речь учащихся
Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы
Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах
Развивать произвольное вынимание, память, воображение
Развивать интерес к изучению окружающего мира
Воспитывающие:
Основные дидактические методы:
Проблемный
Частично – поисковый
Практический
Форма организации познавательной деятельности:
Коллективная
Индивидуальная
Работа в парах
Работа в группах
Место данного урока в системе уроков по теме:
21 урок в системе уроков по теме «Глагол»
Оборудование и используемые учебные пособия:
Технические средства:
Интерактивная доска.
Комментарии:
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира
Иметь представления о моральных нормах поведения
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Познавательные:
Коммуникативные:
Сценарий урока
Самоопределение к деятельности
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья ум.
А.С. Пушкин
Актуализация и пробное учебное действие
Записываем число. Что обозначает название месяца «ноябрь». (9 месяц староримского года, который начинался с марта, novem – девять. У славян месяц получил название листопад)
Чистописание ти, чь, ть.
Прочитайте пословицы, выберите ту, которая станет девизом вашей работы на уроке.
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Учить – ум точить.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Запишите свой девиз и объясните, почему его выбрали.
Вижу, вы серьезно настроились на урок.
Однажды у одной части речи корреспондент взял интервью. Догадайтесь, какая это часть речи.
К.: - Что вы больше всего любите делать?
Ч.Р.: - Люблю действовать.
К.: - Что вы больше всего не любите делать?
Ч.Р.: - Не люблю предлоги и частицу НЕ.
К.: - Какими необыкновенными талантами обладаете?
Ч.Р.: - Могу путешествовать во времени.
Какая это часть речи? Почему?
Что такое глагол?
Какие грамматические признаки известны?
Какого времени бывает глагол? Как определить время глагола?
Какого лица и числа бывает глагол? Как определить лицо и число глагола?
Выписать глаголы из пословиц и определить время, лицо и число этих глаголов.
Будем знать, будем спать, учить, точить, хочет знать, сделали, гуляем, добывают, лежит, бежит.
У каких глаголов не определить время, лицо и число?
Локализация индивидуальных затруднений
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
Неопределенная форма глагола, начальная форма, инфинитив.
А какая цель нашего урока?
Что не определишь у таких глаголов? (Лицо, число, время)
Распределите глаголы по временам.
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сберегут, решить, беречь, привезти.
Что общего в глаголах?
Чем отличаются?
Какие глаголы оказались лишними?
Построение проекта выхода из затруднения
Работая в парах, замените фразеологизмы глаголами.
Фразеологизм – устойчивый оборот речи.
Зарубить на носу Клевать носом Пропустить мимо ушей Делать из мухи слона Водить за нос Обвести вокруг пальца Держать язык за зубами Дать слово Витать в облаках Вставлять палки в колёса | Запомнить дремать прослушать преувеличивать обманывать обмануть молчать обещать мечтать мешать |
Физкультминутка
Реализация построения проекта
Списать текст, глаголы в скобках поставить в неопределенную форму.
Красива и богата Россия. Ее надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля, луга. (Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотой.
Проверка. Выписать из текста глаголы неопределенной формы и разобрать их по составу.
Беречь, охранять, защищать, озеленять, радовать, нести.
Обобщение затруднения во внешней речи
Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
Живешь, ползешь, бережешь, глядишь, спишь, растешь, печешь.
Включение в систему знаний и повторение
Что нового узнали о глаголе?
Как еще называют неопределенную форму?
На какие вопросы отвечает неопределенная форма глаголов?
Рефлексия учебной деятельности
Какая цель была поставлена?
Что было легко, а что было трудно?
Кто испытывал затруднения?
Можно ли сказать что попали в цель?
Закончите фразы:
Я узнал(а)…
Я повторил(а)…
Было трудно…
Было интересно…
Теперь я умею…
Оценка урока
На белом кружочке нарисуйте, какое настроение было на уроке.
Домашнее задание
Подобрать 5 пословиц с глаголами неопределенной формы.
Кто не испытывал трудности на уроке, выполнит упражнение 108. Если возникали трудности, упражнение 110.