СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Неопределенная форма глагола" в 4 классе по развивающей системе Л. В. Занкова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Неопределенная форма глагола" 4 класс по развивающей системе Л.В. Занкова.Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Неопределенная форма глагола»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 2 г. Саратова













Неопределенная форма глагола
урок русского языка в 4 классе
по развивающей системе Л.В. Занкова















Учитель высшей квалификационной категории
Садчикова Л.В.













Саратов 2017

Тема:

Неопределенная форма глагола.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока:

Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Методические задачи урока:

Обучающие:

  • Учить детей делать выводы

  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном

  • Обогащать словарный запас

Развивающие:

  • Развивать универсальное учебное действие учащихся

  • Развивать монологическую речь учащихся

  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы

  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах

  • Развивать произвольное вынимание, память, воображение

  • Развивать интерес к изучению окружающего мира

Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм

  • Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку

  • Воспитывать желание прийти на помощь однокласснику

Основные дидактические методы:

  • Проблемный

  • Частично – поисковый

  • Практический

Форма организации познавательной деятельности:

  • Коллективная

  • Индивидуальная

  • Работа в парах

  • Работа в группах

Место данного урока в системе уроков по теме:

21 урок в системе уроков по теме «Глагол»

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • А.В. Полякова «Русский язык» учебник для 4 класса начальной школы, Москва «Просвещение», 2014

Технические средства:

Интерактивная доска.

Комментарии:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира

  • Иметь представления о моральных нормах поведения

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

  • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Познавательные:

  • Кодировать информацию в знаково – символической форме в простейших случаях

  • Осуществлять анализ объекта(с выделение двух – трех существенных признаков)

Коммуникативные:

  • Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира

  • Понимать задаваемые вопросы

Сценарий урока

  1. Самоопределение к деятельности
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья ум.
    А.С. Пушкин

  2. Актуализация и пробное учебное действие

Записываем число. Что обозначает название месяца «ноябрь». (9 месяц староримского года, который начинался с марта, novem – девять. У славян месяц получил название листопад)

Чистописание ти, чь, ть.

Прочитайте пословицы, выберите ту, которая станет девизом вашей работы на уроке.

  • Мы будем много знать, если мало будем спать.

  • Учить – ум точить.

  • Хорошо того учить, кто хочет много знать.

  • Сделали дело – гуляем смело.

  • Золото добывают из земли, а знания из книги.

  • Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

Запишите свой девиз и объясните, почему его выбрали.

Вижу, вы серьезно настроились на урок.

Однажды у одной части речи корреспондент взял интервью. Догадайтесь, какая это часть речи.

К.: - Что вы больше всего любите делать?
Ч.Р.: - Люблю действовать.
К.: - Что вы больше всего не любите делать?
Ч.Р.: - Не люблю предлоги и частицу НЕ.
К.: - Какими необыкновенными талантами обладаете?
Ч.Р.: - Могу путешествовать во времени.

Какая это часть речи? Почему?

Что такое глагол?

Какие грамматические признаки известны?

Какого времени бывает глагол? Как определить время глагола?

Какого лица и числа бывает глагол? Как определить лицо и число глагола?

Выписать глаголы из пословиц и определить время, лицо и число этих глаголов.

Будем знать, будем спать, учить, точить, хочет знать, сделали, гуляем, добывают, лежит, бежит.

У каких глаголов не определить время, лицо и число?

  1. Локализация индивидуальных затруднений

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

Неопределенная форма глагола, начальная форма, инфинитив.

А какая цель нашего урока?

Что не определишь у таких глаголов? (Лицо, число, время)

Распределите глаголы по временам.

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сберегут, решить, беречь, привезти.

Что общего в глаголах?

Чем отличаются?

Какие глаголы оказались лишними?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Работая в парах, замените фразеологизмы глаголами.

Фразеологизм – устойчивый оборот речи.

Зарубить на носу

Клевать носом

Пропустить мимо ушей

Делать из мухи слона

Водить за нос
Обвести вокруг пальца
Держать язык за зубами
Дать слово
Витать в облаках
Вставлять палки в колёса

Запомнить
дремать
прослушать
преувеличивать
обманывать
обмануть
молчать
обещать
мечтать
мешать



  1. Физкультминутка


  2. Реализация построения проекта

Списать текст, глаголы в скобках поставить в неопределенную форму.

Красива и богата Россия. Ее надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля, луга. (Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотой.

Проверка. Выписать из текста глаголы неопределенной формы и разобрать их по составу.

Беречь, охранять, защищать, озеленять, радовать, нести.

  1. Обобщение затруднения во внешней речи

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.

Живешь, ползешь, бережешь, глядишь, спишь, растешь, печешь.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Что нового узнали о глаголе?

Как еще называют неопределенную форму?

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глаголов?

  1. Рефлексия учебной деятельности

Какая цель была поставлена?

Что было легко, а что было трудно?

Кто испытывал затруднения?

Можно ли сказать что попали в цель?

Закончите фразы:

  • Я узнал(а)…

  • Я повторил(а)…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Теперь я умею…



Оценка урока

На белом кружочке нарисуйте, какое настроение было на уроке.











  1. Домашнее задание

Подобрать 5 пословиц с глаголами неопределенной формы.

Кто не испытывал трудности на уроке, выполнит упражнение 108. Если возникали трудности, упражнение 110.

Просмотр содержимого документа
«распечатать»

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив звучит занятно,

Я вам назвался наконец!

Вид у меня бывает разный,

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят,

Нет времени, так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять!



К.: - Что вы больше всего любите делать?
Ч.Р.: - Люблю действовать.
К.: - Что вы больше всего не любите делать?
Ч.Р.: - Не люблю предлоги и частицу НЕ.
К.: - Какими необыкновенными талантами обладаете?
Ч.Р.: - Могу путешествовать во времени.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.



Красива и богата Россия. Ее надо что делать?(берегу). Нужно что делать?(охраняла) леса, поля, луга. что делать?(Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. что делать?(Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет что делать?(радую) нас своей красотой.

Просмотр содержимого презентации
«Неопределенная форма глагола»

О, сколько нам открытий чудных  Готовит просвещенья ум. А.С. Пушкин

О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья ум.

А.С. Пушкин

Мы будем много знать, если мало будем спать Учить – ум точить. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело. Золото добывают из земли, а знания из книги. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
  • Мы будем много знать, если мало будем спать
  • Учить – ум точить.
  • Хорошо того учить, кто хочет много знать.
  • Сделали дело – гуляем смело.
  • Золото добывают из земли, а знания из книги.
  • Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Какая это часть речи?

Какая это часть речи?

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола

  • Начальная форма
  • Инфинитив
Распределить глаголы по временам

Распределить глаголы по временам

  • Прошедшее время
  • Настоящее время
  • Будущее время
Заменить фразеологизмы глаголами

Заменить фразеологизмы глаголами

  • Зарубить на носу
  • Клевать носом
  • Пропустить мимо ушей
  • Делать из мухи слона
  • Водить за нос
  • Обвести вокруг пальца
  • Держать язык за зубами
  • Дать слово
  • Витать в облаках
  • Вставлять палки в колеса
Заменить фразеологизмы глаголами

Заменить фразеологизмы глаголами

  • Зарубить на носу
  • Клевать носом
  • Пропустить мимо ушей
  • Делать из мухи слона
  • Водить за нос
  • Обвести вокруг пальца
  • Держать язык за зубами
  • Дать слово
  • Витать в облаках
  • Вставлять палки в колеса
  • запомнить
  • дремать
  • прослушать
  • преувеличивать
  • обманывать
  • обмануть
  • молчать
  • обещать
  • мечтать
  • мешать
Глаголы в скобках поставить в неопределенную форму  Красива и богата Россия. Ее надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля, луга. (Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотой.

Глаголы в скобках поставить в неопределенную форму

Красива и богата Россия. Ее надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля, луга. (Защищают) моря, реки и озера от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотой.

Глаголы в скобках поставить в неопределенную форму  Красива и богата Россия. Ее надо беречь. Нужно охранять леса, поля, луга. Защищать моря, реки и озера от загрязнения. Озеленять улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет радовать нас своей красотой.

Глаголы в скобках поставить в неопределенную форму

Красива и богата Россия. Ее надо беречь. Нужно охранять леса, поля, луга. Защищать моря, реки и озера от загрязнения. Озеленять улицы городов и сел. И тогда наша Родина будет радовать нас своей красотой.

Морфемный разбор Беречь, охранять, защищать, озеленять, радовать, нести.

Морфемный разбор

Беречь, охранять, защищать, озеленять, радовать, нести.

Образовать от данных глаголов неопределенную форму

Образовать от данных глаголов неопределенную форму

  • Живешь
  • Ползешь
  • Бережешь
  • Глядишь
  • Спишь
  • Растешь
  • Печешь
Образовать от данных глаголов неопределенную форму

Образовать от данных глаголов неопределенную форму

  • Живешь
  • Ползешь
  • Бережешь
  • Глядишь
  • Спишь
  • Растешь
  • Печешь
  • жить
  • ползти
  • беречь
  • глядеть
  • спать
  • расти
  • печь
Закончите фразы

Закончите фразы

  • Я узнал(а)…
  • Я повторил(а)…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подобрать 5 пословиц с глаголами неопределенной формы.
  • Кто не испытывал трудности на уроке, выполнит упражнение 104.
  • Если возникали трудности, упражнение 106.
Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Инфинитив звучит занятно, Я вам назвался наконец! Вид у меня бывает разный, А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят, Нет времени, так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять!

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив звучит занятно,

Я вам назвался наконец!

Вид у меня бывает разный,

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят,

Нет времени, так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!