Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Понятие о союзе»
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока: сформировать понятие о союзе как части речи
Задачи урока:
. Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
2. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика.7 класс» под.ред. Пименовой С.Н. и др. 2014г. , карточки
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями.
Ход урока.
Орг. этап.
Проверка домашнего задания
Орфоэпическая пятиминутка:
Мельком, правы, торты, феномен, звонишь, переданное, намерение , новорождённый, мастерски
III Актуализация знаний.
Запишите предложения под диктовку, укажите части речи:
Прошка продолжал работать , несмотря даже на то, что Алексей Иванович уговаривал его отдохнуть. 2 Дождь шел в продолжение недели, а потом неожиданно пошел снег, и в течение нескольких дней всё стало белым-бело.
Если учащиеся уверенно определяют союзы, то предлагаем вспомнить, что они знают о союзах.
IV. Постановка цели и задач урока. Первичное усвоение знаний.
Формулируем тему урока и пробуем определить цели урока.
Чтение § 148 и воспроизведение правила о союзе .
Создание кластера, предлагается «немая» схема, которую учащиеся заполняют после чтения § 148
V. Первичная проверка понимания. Выполняем упр.351
Прочитайте текст выразительно. Укажите союзы и определите их роль в предложениях.
Медвежата родились в берлоге, в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод. А сейчас, летом, и черника поспела, и малина. Мама-медведица отыскала в дупле диких пчёл и накормила медвежат сладким мёдом. И ещё медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу , слижут муравьев и снова запустят…
Интересное о союзах:
Название союз появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Самый древний союз, который не изменился за тысячелетия - И, он же наиболее часто употребляемый наряду с союзами А, ИЛИ
VI. Первичное закрепление.
Тест
В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
Выполнение упр.352
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
§ 148 , упр. 354
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Распечатка для учащихся
Орфоэпическая пятиминутка: Расставьте ударения.
Мельком, правы, торты, феномен, звонишь, переданное, намерение , новорождённый, мастерски
Заполните кластер
союзы
Прочитайте текст выразительно. Укажите союзы и определите их роль в предложениях.
Медвежата родились в берлоге, в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод. А сейчас, летом, и черника поспела, и малина. Мама-медведица отыскала в дупле диких пчёл и накормила медвежат сладким мёдом. И ещё медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу , слижут муравьев и снова запустят…
Интересное о союзах:
Название союз появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Самый древний союз, который не изменился за тысячелетия - И, он же наиболее часто употребляемый наряду с союзами А, ИЛИ
Тест
В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….