Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок закрепление изученного материала.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,
ИКТ: презентация к уроку
Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
III. Психологический настрой.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
Тема урока «Правописание безударных гласных в корне слова».
Сегодня на уроке мы свами закрепим правило правописания безударных гласных в корне слова, научимся писать слова с безударной гласной.
IV. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число – сегодня:
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).
- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.
- Что вы заметили? - Какие буквы? Что вы можете о них сказать?
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Ребята для чего мы выполняем упражнения по чистописанию?
- Ребята, а какой праздник у нас скоро?
- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в 21 век.
Морковкой нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.
V. Орфографическая 5-минутка.
- Снеговик приготовил для вас задание. Запишем слова отгадки, правильно назовём правило:
Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла.
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла... (Сугроб)
Над лесами, городами.
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (Облака)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит - листик дрожит.
Где пронесётся - дерево гнётся. (Ветер)
Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых - молодит!.. (Мороз)
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают! (Снег)
Она в серебро
С жемчугами одета -
Волшебная внучка
Волшебного деда.
(Снегурка)
- Молодцы, ребята. Какие правила мы повторяли? Для чего нужно знать правила? С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
VI. Постановка проблемы урока.
- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
VII. Повторение ранее изученного материала.
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением
VIII. Работа над темой урока
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
IX. Упражнения. - Используя алгоритм, выполните задание. Вставьте правильно букву, пользуясь алгоритмом.
Выбе\игать, бле\истеть, спе\ишить, поса\идить, закри\ечать, засви\естеть, уди\евить, забле\истеть, дота\ощить, просле\идить, зале\ивать.
- Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие. Как же правильно записать слова с безударной гласной в корне слова7
X. Физкультминутка.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(дети идут по кругу)
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком.
(кругообразные движения руками)
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(дети показывают улыбку, глаза)
Но солнце припечет слегка
- Увы, ... и нет снеговика.
(дети присаживаются на корточки)
XI. Работа с текстом.
- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.
- Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?
- Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.
Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.
XII. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
- Кто хочет ответить?
XIII. Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
1. Я все понял, но у меня остались вопросы
2. Я все понял, могу работать по алгоритму
3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому
Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Безударные гласные в корне слова.
По горизонтали: 1. На глазах – по колесу И сиделка на носу. 3..Площадь круглая, Площадь важная Между ухом и ртом раскинулась. 5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит. 7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, И пошли искать их днём: Ищем-ищем – не найдём. 9. Ходит – бродит среди льдин Птица важная… 11. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? 13. Кафтан на мне зелёный, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. 15. Течет, течет – не вытечет. Бежит. Бежит – не выбежит. 16. Птица длинноклювая Дом на крыше свила, Счастье с собой привела. | По вертикали: 2. Мы день идём, мы ночь идём, Но никуда мы не уйдём. 4. Ею траву косят И девчата носят. 6. Рыжая птичница Пришла в курятник Наводить порядок. 7. Ягоды – красненькие Листья – рябенькие. 8. Вот магазин. Не для красы Прилавок, а на нём … 10. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык. Доят, а не корова. 12. Одна сестрица Всю жизнь другую обгоняет, А обогнать не может. 14. Что олень на голове носит? |