Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей №4
Урок
русского языка
по теме
«Правописание гласных и согласных в корнях слов»
4 класс
Разработала и провела
Кривошеева Елена Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
18 октября 2017 г.
Тема урока
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Цель урока (дидактическая, предметная): (в соответствии с требованиями ФГОС)
Создавать условия для развития умения проверять написание безударных гласных, парных согласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Задачи
Образовательные: учащиеся отрабатывают способы проверки корневых орфограмм, совершенствуют умения осознанно распознавать и проверять корневые орфограммы в словах.
Развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые достижения
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: обосновывать написание слов в корне, уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, управлять поведением, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
Образовательные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал, карточки со словами.
Сценарий урока.
I Включение в учебную деятельность.
Учащиеся записывают в тетради
Восемнадцатое октября.
Классная работа.
II Актуализация знаний.
Словарная работа. Пожа́луйста, спаси́бо, извини́те, до свида́ния, здра́вствуй, проща́й.
- К какой группе можно отнести эти слова? (Вежливые.)
-Для чего вежливые слова так необходимы в нашей повседневной жизни? (Вежливые слова помогают нам расположить к себе других людей, заслужить уважение людей или просто сделать приятное. Ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение. Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху!)
-Нашу сегодняшнюю работу на уроке я хотела бы начать с пословицы, которую вы попытаетесь составить сами. (На доске даны отдельные слова, которые нужно собрать в пословицу.)
жизнь
нам
каждый
день
частицу
прибавляет
мудрости
Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости.
-Запишем пословицу в тетрадь.
-Как вы ее понимаете? (Каждый день человек узнает что-то новое, чему-то учится.)
-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы накапливаем и используем в течение жизни.
-Что записано на доске? (Предложение.)
-Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. (Жизнь прибавляет.)
- Укажите над всеми словами данного предложения части речи. (Каждый – мест., день – сущ., жизнь – сущ., прибавляет – гл., нам – мест., частицу – сущ., мудрости – сущ.)
- Дайте полную характеристику данному предложению. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, ничем не осложнено).
-Подчеркните в предложении все известные вам орфограммы. (Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости.)
III Постановка целей и определение темы урока.
-На доске записаны слова. Вставьте пропущенную букву. Объясните написание. Выделите корень.
ос.нь гри. вес.ник
е б т
(слова записываем в тетрадь на расстоянии друг от друга с маленькой буквы без запятой)
-Какие орфограммы встретились в словах? (Безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный.)
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
-Попробуем сформулировать цель урока. (Сегодня мы повторим написание слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова и повторим правило проверки.)
IV. Усвоение знаний и способов деятельности.
-Давайте вспомним правила проверки этих орфограмм. (Дети вспоминают и называют эти правила.)
-Как проверить безударный гласный? (Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (пятерка – пять, моряк - море)
-Как проверить парный согласный? (Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.)
-Как проверить непроизносимый согласный? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда. В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.)
(Возможен хоровой ответ.)
- От чего будет зависеть способ проверки? (От орфограммы.)
Физкультминутка. (Тренажер для глаз -проектор, для головы, потягивание.)
V. Первичное закрепление.
- У вас на партах листочки с заданием. Вставьте пропущенную букву и распределите слова в 3 группы, подчеркните орфограмму, выделите корень.
Тетра.ка, остро., чес.ный, к.рмушка, кни.ка, с.довый, ус.ный, сла.кий, бли.кий, п.лянка, звёз.ный, радос.ный, гн.здо, зав.зать, интерес.ный. |
с.довый тетра.ка чес.ный
к.рмушка остро. ус.ный
п.лянка кни.ка звёз.ный
гн.здо сла.кий радос.ный
зав.зать бли.кий интерес.ный
Взаимопроверка.
-А теперь проверьте работу соседа.
-Помогите ему, если он допустил ошибку. Вместе её исправьте.
Фронтальная проверка с устным объяснением.
(Дети обмениваются тетрадями и проверяют работы, один из класса комментирует.)
-Из данных слов выпишите слово к данной схеме:
V. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в паре.
Исправь ошибки в тексте. На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел тёплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. |
Работа по учебнику ( с. 59 упр.96)
VI. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какие орфографические задачи мы с вами сегодня решали? (Правописание гласных и согласных в корне слова.)
- Для чего необходимо знать правописание корневых орфограмм? (Чтобы грамотно писать слова.)
-Что особенно вам понравилось? Почему?
-Что вызвало затруднение? Почему?
-Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
-Удалось ли вам сохранить то настроение, которое было в начале урока?
-Как вы думаете мы сегодня пополнили копилку знаний?
-Оцените работу на уроке. Нарисуйте лучик достижений.
Я все понял и доволен своей работой.
Я все понял, но у меня остались вопросы.
Я не все понял, недоволен своей работой.
VII. Домашнее задание.
Стр.58 упр.93
-Спасибо за урок.