СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Состав слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова.

Тип урока: обобщающее повторение

Цели урока:

- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

-  развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное;

- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- представлять информацию в виде схемы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель. Сядьте удобно, настройтесь на работу,  улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться писать красиво,  думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей. Раз это командная игра, как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит).За верный ответ будет даваться жетон. Дадим командам названия.

Молодцы. А еще отгадав кроссворд, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем  в парах.

у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах

Кроссворд:

1.    Учебное помещение для занятий.

2.    Верхняя женская или мужская одежда.

3.    Корм для лошади.

4.    Защитник Отечества.

5.    Лиственное дерево с белым стволом.

6.    Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)

- Верно! Состав чего?  (слова)

  1. Минутка чистописания.

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).

- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. (л) Дайте характеристику этому звуку. (Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарный, может быть мягким и твердым).

- Будем писать строчную букву л с элементами скорописи.

  1. Обобщение по теме.

1 гейм: «Найди друзей»

Прочитайте слова и определите часть речи.

ЛЕНЬ                                            БОЛЬ                                             СОЛЬ

От данных слов образуйте однокоренные слова.А чтобы правильно это сделать вспомните, какие условия должны выполняться?(У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. В корне заключён общий смысл однокоренных слов. От него образуются («растут») другие слова).

 (физкультминутка)

На болоте две лягушкиВправо, влево наклонились

Утром рано умывались,И обратно возвратились.

Полотенцем обтирались.Вот здоровья в чём секрет

Ножками потопали, Всем друзьям

Ручками похлопали,                              Физкульт – привет!

2 гейм: «Угадай слово» (на доске –карточки)

- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА     КОРЕНЬ     СУФФИКС     ОКОНЧАНИЕ    

походка        ученик             сестрицы                   река   

3 гейм: «Спешите видеть». Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Жили-были серый…. и его  ……

Серый ….. был очень тих и ….. тоже.

И ребенок был у них, очень тихий…..(Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик).

- Найдите однокоренные слова и выделите корень.

 (физкультминутка для глаз)

Целый день Ежи ЕжовичиОгурцы и помидоры

Собирают фрукты-овощи. Осторожно носят в норы...

Сливы, яблоки и грушиЗнают, если есть еда,

На пеньках и кочках сушат.             Не страшны и холода.

- Проследите глазками  за движениями ежиков.

4 гейм: «Кто больше».

Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за две минуты.

1-вариант – при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.

на доске появляется корень в окружении различных приставок

2-вариант – от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить. (нос, волос, хвост, стол, лось, мышка, слон-ок, -ик, -ёнок, онок)

5 гейм: «Это все мы проходили» (команды задают друг другу вопросы)

Что вы знаете о родственных словах? Какая часть слова бывает во всех словах? Что называется корнем?Для чего нам нужны суффиксы и приставки?

Что называется окончанием?Для чего нужно окончание? Что называется приставкой?- что называется суффиксом?и т.д

5. Итог урока.

Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

6. Рефлексия:  Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найти приставку мне

Суффикс мой в тетрадке, все встречаем

Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. А теперь вспомните, какую задачу вы поставили перед уроком? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит) Давайте определим победителей.Какое настроение у вас после

урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.