формировать умения правильно писать суффиксы -ик- – ек (чик)-, используя порядок определения суффиксов и учитывая семантику существительного, употреблять их в речи;
формировать умения работать во времени на всех этапах урока и контролировать ход своей деятельности при выполнении заданий.
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий;
развивать навыки само– и взаимоконтроля.
воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.
практические упражнения.
учебник “Русский язык 5 класс”/ под ред. Разумовской М.М. (§90);
раздаточный материал для устного ответа и миниконтроля.
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мобилизующее начало. 1 м. Организационный момент (проверка подготовки к уроку, оформление тетрадей без записи темы урока). Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья. – Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на своем уроке русского языка. Мы начинаем новую рабочую неделю, надеюсь, она будет успешной. Какое настроение у вас сегодня? У меня – замечательное. Покажите, какое у вас настроение знаками. Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится. | Проверяет подготовку к уроку и характер настроения учащихся. | Оформляют тетради; используя карточки, определяют свое настроение в начале урока. |
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к усвоению новых знаний. 10 м. – Сегодня мы познакомимся с новым правилом и орфограммой, которое поможет нам в очередной раз разобраться с правильным написанием имени существительного. Но вначале давайте вспомним, что вы уже знаете об имени существительном, проверим, насколько вы внимательны и готовы к уроку. 1. Игра “Да-нетка” с самооценкой. Задание: если согласны с утверждением – да, если не согласны – нет. (Считаем ошибки на пальцах) 1) Имя существительное – это самостоятельный часть речи. Да. 2) Именем существительным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да. 3) Имя существительное обозначает признак предмета. Нет. 4) Имя существительное отвечает на вопрос кто? Или что? Да. 5) Имя существительное может обозначать свойства, качества, действия или состояния и иметь значение предметности. Да. 6) Грамматические признаки существительного – род, спряжение, число, падеж. Нет. 7) Имя существительное изменяется только по падежам. Нет. 8) Склонение – это изменение по лицам и числам. Нет. 9) Имя существительное может быть любым членом предложения. Да. 10) Имена существительные образуются только суффиксальным способом. Нет. (Самооценка: нет ош. – “5”, 1–3 ош. – “4”, 4–5 ош. – “3”, 5 ош. – “2”) 2. Устные связные ответы по карточкам (подготовка ответов во время выполнения “Да-нет”). Карточка № 1. Рассказать об имени существительном по плану: 1. Имя существительное – это… 2. Отвечает на вопросы… 3. Обозначает… 4. Изменяется…. 5. В предложении является… Карточка № 2. Рассказать о способах образования имени существительного по плану: 1. Имена существительные образуются… 2. Приведите примеры. – Итак, мы повторили признаки имени существительного как части речи, особенности его значения и способы образования. 3. Расширение информационного поля. Слово учащимся. | Читает утверждения. | Читает утверждения. |
3. Формулирование темы, цели и учебных задач урока учащимися. 1 м. – Мы не раз говорили о том, что морфемы могут нести определенное лексическое значение. Особенно суффиксы. Давайте поиграем с суффиксами. На доске: Суффикс - ИЩ-. У. - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а… Д. - Котище. У. - Не слон, а … Д. - Слонище. У.- Не дом, а… Д. - Домище. У. -Каким способом образованны новые слова? Д. - Новые слова образованны при помощи суффикса, суффиксальным способом. У. - Какой суффикс помог образовать новые слова? Д. - Суффикс -ИЩ- У. - На что он указывает? Д. - Суффикс -ИЩ- указывает на то, что предмет очень большой. У. - Пропишите слова, обратите внимание на соединение. ( Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.) А сегодня я предлагаю вам вспомнить замечательную сказку «Алиса в стране чудес». Кто читал ее? Кто ее автор? Смотрел м/ф или худ.фильм? СЛАЙД 2 -Замечательно. Скажите, как Алиса попала в Страну чудес? (выпила волшебную жидкость и стала маленькой, благодаря чему прошла через 15-дюймовую дверь). - А что такое ДЮЙМ? (Расширяем словарный запас) ДЮЙМ – единица измерения длины. В настоящее время под дюймом обычно подразумевают используемый в США английский дюйм, равный 2,54 см. Итак, вернемся к нашей Алисе. СЛАЙД 3 Для того, чтобы открыть маленькую дверцу, ей надо открыть маленький замочек маленьким ключиком. Так как она теперь очень маленькая, сама она не справится. Давайте ей в этом поможем. Мы знаем правило, по которому мы бы сделали правильный выбор букв? Обратите внимание на морфему, с которой мы работаем. Давайте же сформулируем тему урока. Чем мы сегодня займемся? “Правописание суффиксов существительных -чик– – -щик-”. Запишите её в тетрадь. СЛАЙД 4 – Давайте попытаемся определить ваши задачи на сегодняшний урок: что нужно узнать, чему можно научиться. | Направляет вопросами на формулирование учебных задач. | Формулируют тему и записывают в тетрадь, пытаются сформулировать учебные задачи. |
4. Изучение нового материала. 10 м. 1. Беседа и наблюдение над словами. – На слайде записаны слова. Работа с таблицей. СЛАЙД 5 – Ученики делают выводы. – Как проверить верность наших выводов и высказывания? Правильно. Надо прочитать правило в учебнике. Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 252. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали? – Если есть трудности, обратимся к нашему помощнику – учебнику. 2. Работа с учебником. – Итак, повторим еще раз, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-)? | Задает вопросы. Задает вопросы, корректируя ответы. | Отвечают на вопросы и делают выводы из наблюдений. Читают материал учебника, отвечают на вопросы. Изучают приемы заучивания правила, хором повторяют правило. |
5. Физкультминутка. 1 м. - Отлично а теперь физминутка. 1. Разминка для глаз(каждое упражнение выполняется по 10 раз) вправо-влево вверх – вниз ∞ 8 зажмуриться – открыть глаза 2. Представьте, что мы с вами вслед за Алисой заглянули в волшебную дверцу. Чтобы мы там увидели? Правильно, все очень маленькое. Тогда я буду называть то, что я вижу. Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки. Цветочек, пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик. | | |
6. Закрепление знаний. 17 м. – А теперь проверим, как вы усвоили изученное правило. Выполним упражнения. 1. Упр. 710 (“по цепочке”). Самопроверка и оценивание (получилось – не получилось, что трудно, что непонятно) 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ, СЛАЙД 6. Дополнительно: 1 вариант – составить глагольное словосочетание, 2 вариант – составить именное словосочетание с одним из слов из упражнений 710 (устная проверка). | Объясняет задание и контролирует выполнение. Комментирует выполнение упражнения. Комментирует выполнение упражнения, пишет ответы на доске. | Выполняют письменно (ученики с 1 ряда пишут на доске поочередно). 2 человека со 2 ряда на доске, остальные – в тетрадях. Выполняют письменно с последующей самопроверкой. |
7. Миниконтроль. 3 м. Индивидуальная работа. Вставьте буквы: Нос...к, носоч...к, зайч...к, мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. . Само- или взаимооценивание (нет ош – “5”, 1-2ош – “4”, 3 ош –“3”, 4 и ош – “2”). | Комментирует выполнение задания, раздает карточки-ответы для самопроверки. | Выполняют задание в карточках по вариантам с последующей само- или взаимопроверкой по контрольным карточкам. |
8. Домашнее задание. 1 м. 1. п. 90 (выучить правило); 2. Упр.711; 3. Сочинить лингвистическую сказку с главными героями суффиксами -ЧИК– и -ЩИК- | Записывает д/з на доске. | Записывают д/з в дневниках. |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. 1 м. Чтобы знания были впрок, Кратко повторим урок. – Достигнуты ли задачи, поставленные вами в начале урока? Как справились с поставленными задачами? Я надеюсь, что вы запомните это правило и никогда больше не будете путать написание суффиксов -ИК-ЕК-ЧИК. Рефлексия. Давайте пошушукаемся. Я понял… Мне понравилось… Я узнал… Очень хотелось, чтобы… Мне нужно… Выставляем оценки. – Какое настроение у вас в конце урока? | Задает вопросы. | Анализируют свою деятельность, опираясь на речевые клише, рефлексия. Определяют свое настроение в конце урока (карточка). |