СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание суффиксов -ик-ек-(-чик-)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание суффиксов -ИК-ЕК- (-ЧИК-)" разработан с учетом требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание суффиксов -ик-ек-(-чик-)»»

Урок русского языка по теме

«Правописание суффиксов -ик-ек-(-чик-)» 5-й класс

Цели:

Образовательная:

 формировать умения правильно писать суффиксы -ик- – ек (чик)-, используя порядок определения суффиксов и учитывая семантику существительного, употреблять их в речи;

 обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;

 формировать умения работать во времени на всех этапах урока и контролировать ход своей деятельности при выполнении заданий.

Развивающие:

 развивать внимание, орфографическую зоркость;

 развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий;

 развивать навыки само– и взаимоконтроля.

Воспитательные:

 формирование сознательной дисциплины;

 формирование целеустремлённости, трудолюбия, аккуратности;

 воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.


Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы ведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа, работа с учебником,

практические упражнения.

Оборудование: учебник, раб. тетрадь, ,

 учебник “Русский язык 5 класс”/ под ред. Разумовской М.М. (§90);

 компьютер;

 проектор;

 раздаточный материал для устного ответа и миниконтроля.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мобилизующее начало.

1 м.

Организационный момент (проверка подготовки к уроку, оформление тетрадей без записи темы урока).

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на своем уроке русского языка. Мы начинаем новую рабочую неделю, надеюсь, она будет успешной.

Какое настроение у вас сегодня? У меня – замечательное. Покажите, какое у вас настроение знаками. Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.

Проверяет подготовку к уроку и характер настроения учащихся.

Оформляют тетради; используя карточки, определяют свое настроение в начале урока.

2. Актуализация опорных знаний, подготовка к усвоению новых знаний. 10 м.

– Сегодня мы познакомимся с новым правилом и орфограммой, которое поможет нам в очередной раз разобраться с правильным написанием имени существительного. Но вначале давайте вспомним, что вы уже знаете об имени существительном, проверим, насколько вы внимательны и готовы к уроку.

1. Игра “Да-нетка” с самооценкой.

Задание: если согласны с утверждением – да, если не согласны  нет. (Считаем ошибки на пальцах)

1) Имя существительное – это самостоятельный часть речи. Да.
2) Именем существительным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да.
3) Имя существительное обозначает признак предмета. Нет.
4) Имя существительное отвечает на вопрос кто? Или что? Да.
5) Имя существительное может обозначать свойства, качества, действия или
состояния и иметь значение предметности. Да.
6) Грамматические признаки существительного – род, спряжение, число, падеж. Нет.
7) Имя существительное изменяется только по падежам. Нет.
8) Склонение – это изменение по лицам и числам. Нет.
9) Имя существительное может быть любым членом предложения. Да.
10) Имена существительные образуются только суффиксальным способом. Нет.

(Самооценка: нет ош. – “5”, 1–3 ош. – “4”, 4–5 ош. – “3”, 5 ош. – “2”)

2. Устные связные ответы по карточкам (подготовка ответов во время выполнения “Да-нет”).

Карточка № 1.

Рассказать об имени существительном по плану:

1. Имя существительное – это…

2. Отвечает на вопросы…

3. Обозначает…

4. Изменяется….

5. В предложении является…

Карточка № 2.

Рассказать о способах образования имени существительного по плану:

1. Имена существительные образуются…

2. Приведите примеры.

– Итак, мы повторили признаки имени существительного как части речи, особенности его значения и способы образования.

3. Расширение информационного поля.

Слово учащимся.

Читает утверждения.

Читает утверждения.

3. Формулирование темы, цели и учебных задач урока учащимися. 1 м.

– Мы не раз говорили о том, что морфемы могут нести определенное лексическое значение. Особенно суффиксы.

Давайте поиграем с суффиксами.

На доске: Суффикс - ИЩ-.

У. - Ребята, я посмотрела через  увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а…

Д. - Котище.

У. - Не слон, а …

Д. - Слонище.

У.-  Не дом, а…

Д. - Домище.

У. -Каким способом образованны новые слова?

Д. - Новые слова образованны при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. - Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. - Суффикс -ИЩ-

У. - На что он указывает?

Д. - Суффикс -ИЩ- указывает на то, что предмет очень большой.

У. - Пропишите слова, обратите внимание на соединение. ( Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.)

А сегодня я предлагаю вам вспомнить замечательную сказку «Алиса в стране чудес». Кто читал ее? Кто ее автор? Смотрел м/ф или худ.фильм?

СЛАЙД 2

-Замечательно. Скажите, как Алиса попала в Страну чудес? (выпила волшебную жидкость и стала маленькой, благодаря чему прошла через 15-дюймовую дверь).

- А что такое ДЮЙМ? (Расширяем словарный запас)

ДЮЙМ – единица измерения длины. В настоящее время под дюймом обычно подразумевают используемый в США английский дюйм, равный 2,54 см.

Итак, вернемся к нашей Алисе.

СЛАЙД 3

Для того, чтобы открыть маленькую дверцу, ей надо открыть маленький замочек маленьким ключиком. Так как она теперь очень маленькая, сама она не справится. Давайте ей в этом поможем.

Мы знаем правило, по которому мы бы сделали правильный выбор букв? Обратите внимание на морфему, с которой мы работаем.

Давайте же сформулируем тему урока. Чем мы сегодня займемся?

“Правописание суффиксов существительных -чик– – -щик-”. Запишите её в тетрадь.

СЛАЙД 4

– Давайте попытаемся определить ваши задачи на сегодняшний урок: что нужно узнать, чему можно научиться.

Направляет вопросами на формулирование учебных задач.

Формулируют тему и записывают в тетрадь, пытаются сформулировать учебные задачи.


















4. Изучение нового материала.

10 м.

1. Беседа и наблюдение над словами.

– На слайде записаны слова.

Работа с таблицей. СЛАЙД 5

Ученики делают выводы.

– Как проверить верность наших выводов и высказывания? Правильно. Надо прочитать правило в учебнике.

Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 252. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

– Если есть трудности, обратимся к нашему помощнику – учебнику.

2. Работа с учебником.

– Итак, повторим еще раз, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-)?

Задает вопросы.

Задает вопросы, корректируя ответы.


Отвечают на вопросы и делают выводы из наблюдений.

Читают материал учебника, отвечают на вопросы.

Изучают приемы заучивания правила, хором повторяют правило.

5. Физкультминутка.

1 м.

- Отлично а теперь физминутка.

1. Разминка для глаз(каждое упражнение выполняется по 10 раз)

 вправо-влево

 вверх – вниз

 ∞

8

 зажмуриться – открыть глаза

2. Представьте, что мы с вами вслед за Алисой заглянули в волшебную дверцу. Чтобы мы там увидели? Правильно, все очень маленькое.

Тогда я буду называть то, что я вижу. Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Цветочек, пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.



6. Закрепление знаний.

17 м.

– А теперь проверим, как вы усвоили изученное правило. Выполним упражнения.

1. Упр. 710 (“по цепочке”).
Самопроверка и оценивание (получилось – не получилось, что трудно, что непонятно)

2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ, СЛАЙД 6.

Дополнительно: 1 вариант – составить глагольное словосочетание,
2 вариант – составить именное словосочетание с одним из слов из упражнений 710 (устная проверка).

Объясняет задание и контролирует выполнение.

Комментирует выполнение упражнения.

Комментирует выполнение упражнения, пишет ответы на доске.

Выполняют письменно (ученики с 1 ряда пишут на доске поочередно).

2 человека со 2 ряда на доске, остальные – в тетрадях.

Выполняют письменно с последующей самопроверкой.

7. Миниконтроль. 3 м.

Индивидуальная работа.

Вставьте буквы: Нос...к, носоч...к, зайч...к,  мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. .

Само- или взаимооценивание (нет ош – “5”, 1-2ош – “4”, 3 ош –“3”, 4 и ош – “2”).

Комментирует выполнение задания, раздает карточки-ответы для самопроверки.

Выполняют задание в карточках по вариантам с последующей само- или взаимопроверкой по контрольным карточкам.

8. Домашнее задание.

1 м.

1. п. 90 (выучить правило);

2. Упр.711;

3. Сочинить лингвистическую сказку с главными героями суффиксами -ЧИК– и -ЩИК-

Записывает д/з на доске.

Записывают д/з в дневниках.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 м.

Чтобы знания были впрок,
Кратко повторим урок.

– Достигнуты ли задачи, поставленные вами в начале урока? Как справились с поставленными задачами?

Я надеюсь, что вы запомните это правило и никогда больше не будете путать написание суффиксов -ИК-ЕК-ЧИК.

Рефлексия. Давайте пошушукаемся.

Я понял…
Мне понравилось…
Я узнал…
Очень хотелось, чтобы…
Мне нужно… 
Выставляем оценки.

– Какое настроение у вас в конце урока?

Задает вопросы.

Анализируют свою деятельность, опираясь на речевые клише, рефлексия.

Определяют свое настроение в конце урока (карточка).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!