СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Правописание слов с пол-, полу-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание слов с пол-, полу- - одна из трудных тем  орфографии. Использование современных образовательных технологий, разнообразных видов деятельности школьников на уроке способствут успешному усвоению учащимися учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Правописание слов с пол-, полу-"»

Учитель русского языка и литературы

Красноборской средней общеобразовательной

школы Вешкаймского района

Скиртач Надежды Алексеевны


Урок русского языка в VI классе

по теме: «Слитное и дефисное написание

сложных слов с пол-, полу-»

Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с написанием сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы.

- совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;

- совершенствовать словарный запас учащихся;

- содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетентностей школьников;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за получение новых знаний;

- способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать полученные знания в практической работе.

Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.

УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.



Оборудование: тесты, загадки, тетради-справочники, таблица, слайдовая презентация «Сказка о пол-, полу-», компьютер.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Психологическая установка

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

  3. Орфографическая работа

Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.

    1. Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)

    2. Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)

    3. Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    4. У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)

    5. Сверху - дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)

    6. Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)

    7. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

    8. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Проводится игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.

    1. Изучение нового материала.

  1. Запись темы урока в тетради «Правописание сложных слов с пол-, полу».

- Сложные слова могут быть образованы сложением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полсада, пол-луковицы, пол-России.


  1. Знакомство учащихся с таблицей о правописании сложных слов с пол-, полу-.


    Пол-листа

    Пол-лимона

    Перед «Л»



    Через дефис


    Пол-апельсина

    Пол-яблока

    Перед гласным


    Пол-Европы

    Пол-Вешкаймы

    Перед прописной

    буквой

    Полсмены

    Полпарты

    Полгода

    Перед остальными согласными



    Всегда слитно

    Полутьма

    Полумрак

    Полуостров


    Всегда слитно

  2. – Как можно сформулировать правило о правописании сложных слов с пол-, полу-?

  3. Запись правила о правописании сложных слов с пол-, полу- в тетрадь-справочник.

    1. Закрепление нового материала.

  1. Сказка о пол-, полу- (презентация).

  • Пол царства за сказку, - сказал кот Баюн.

  • А как ты напишешь полцарства? – спросила бабушка Орфографушка.

  • Не знаю…

  • Тогда тебе эта сказка необходима. Слушай внимательно.

Жили-были слова с пол-: полдороги, полсумы, полвека. Согласные жили в полном согласии, в обнимку, дружно. И никогда не жалели, что из звезды получилось ползвезды, из торта – полторта.

  • А теперь давайте запишем в тетради несколько слов.

(Проводится глухой диктант. На экране рисунки, на которых изображены: книга, торт, звезда, свеча, стол, шишка, карандаш, морковь, тюльпан, ромашка).

- А сказка продолжается.

- Но, буква «Л», Гласные буквы и Заглавные возмутились,

«Л», Гласные и Заглавные дефисом отделились

- Теперь продолжим диктант. (На экране изображения предметов, картинки: ягода, лампочка, лимон, окно, лист клёна, яблоко, апельсин; написаны слова: Москва, Ульяновск, Красный Бор, Липецк).

Проверьте правильность написания слов глухого диктанта по ранее записанной таблице.

    1. Объяснительное письмо.

    1. Всю неделю шел дождь, и пол-луга оказалось под водой.

    2. Лениво дышит полдень мглистый.

    3. Команда легкоатлетов вышла в полуфинал.

    4. В полночь наступил свет в долине.

    5. Полгода жизни на полуострове пролетели очень быстро.

3. Выборочное письмо.

    1. Пол – Европы прошагали, полземли, этот день мы приближали, как могли.

    2. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца, полсилы.

    3. Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

    4. Полдороги Владик и Толя бежали молча.

    5. Полдома было ярко освещено.

    6. Муму съела полтарелки и отошла.

    7. В нее (Волгу) смотрелось пол-России.

    8. У бассейна уже собрались пол-лагеря.

4. Работа с тестами.

Тест №1

Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.

А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.

В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.

С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.

Тест №2

Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.

А) На решение задачи ушло пол-урока.

В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.

С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.

Тест №3

Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.

А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.

В) Пол-луга, полукруг, полуостров.

С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-Барыша.

Тест №4

Определить ряд, в котором сложные слова пишутся слитно.

А) Полдома, пол-улицы, пол-Киева.

В) С полуслова, вполсилы, пол-листа.

С) Полжизни, полвека, полкниги.

Ключ:№1 – В; №2 – В; №3 – С; №4 – С.

  1. Рефлексия. Обобщение материала урока.

- Что вы узнали о правописании сложных слов с пол-, полу- ?

- Привести примеры.

- Что для Вас было трудным на уроке?

- Что на уроке было интересным, легко запомнилось?

- О чём ещё надо поговорить по теме?

  1. Домашнее задание.

  1. Подготовить ответы на вопросы параграфа 42.

  2. Выучить правило о правописании сложных слов с пол-, полу-.

  3. Составить и записать пять предложений, используя слова с пол-, полу-.