Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Витальевна. И сегодня урок русского языка у вас проведу я. Прозвенел уже звонок- Значит, начался урок. Сели все за парты дружно – Нам теперь работать нужно! Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник. | Приветствуют учителя Настраиваются на работу Проверяют свои рабочие места |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | -Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа. 1.Проведем минутку чистописания. - Ребята, пишем вместе со мной, я на доске, а вы в тетради. На первой строчке запишите соединение заглавной буквы и строчной буквы Чч, до конца строки. Какое это соединение? На второй строчке запишите словосочетание «чёрный ворон». На третьей строчке запишите предложение «Чёрный ворон – красивая птица». 2. Словарная работа. На следующей строке запишите «Словарь» Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. Морковь, огурец, помидор. Проверка: Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте. Теперь повторим, что мы изучали на прошлом уроке. Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок. Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И. Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Молодцы. Я думаю, эти правила вы будете помнить всегда. | Записывают Верхнее Словарь:… Умение контролировать правильное выполнение работы. |
3. Выявление места и причины затруднения | Ребята, обратите внимание на слайд. В словах найдите спрятанные слова. Запишите новые слова, объясните их правописание. ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ. (1 слайд) Какое слово лишнее в этом ряду? Почему? | Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Правильно ребята, а какое же правило встретилось в слове ЧАЙ? А, может быть, вы догадались, какая тема будет на уроке? Молодцы ребята! На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило. Послушайте стихотворение. Жили-были Ча и Ща - Очень честные друзья: Ча и Ща всем признавались, Что только с буквой А писались. Девочка Яна к ним в гости пришла, Буковку Я с собой принесла. Вместо А-Я она написала (Правила нашего она не читала). Стало грустно вдруг друзьям. Почему, понятно вам? А Яна двойки получает. Почему? – сама не знает. А вы, ребята, знаете? (Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.) | Слоги ЧА, ЩА пишутся с буквой А. Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА Слушают стихотворение. |
5. Реализация построенного проекта | Ребята, а что вы знаете про эти буквы? Какие звуки они обозначают? Да, ребята, так как звук [ч] и [щ], всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому они пишутся с буквой А. Ча и ща, ча и ща- Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча- С буквой А и ча, и ща! Повторите правило, которое вам рассказали друзья ча и ща. Какие слова с этим правилом есть в этом маленьком стихотворении? Прочитайте их. Все ли они вам понятны? Спишите их в тетрадь и подчеркните орфограмму ча и ща. А теперь пора нам отдохнуть и сделать разминку. | Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. |
Физкультминутка Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете. Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща. |
6. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи | На доске два столбика слов: Коровы трещ…т Галч…та мыч…т Сороки пищ…т Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить? Подберите слова, подходящие по смыслу из второго столбика так, чтобы получились предложения. Запишите эти предложения. | Записывают предложения в тетрадь |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу и эталону | Ребята, обратите внимание на слайд, на нем есть 2 предложения с пропущенными буквами, давайте их впишем. 1) Вася полож..л в пенал цветные карандаш… 2) Таня взяла ч..йник и налила ч..й в ч..шки. (2слайд) Правильно ребята, а знание, каких правил вам помогли? | 1) И,и 2)А,а Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Над каким правилом мы сегодня работали? Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши, С буквой А всегда пиши. Какие слова с этим правилом нам встречались? А какое правило, мы изучали на прошлом уроке? Какие слова с этим правилом вы помните? | Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай Жи-ши пиши с буквой и Шишки, чижи, ошибка, машина, жизнь |
Итог | Какие правила написания слов вы знаете? Домашнее задание: прописи, страница 22. | Ответы детей |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Шкала настроения. У каждого из вам лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Вы отмечает свое настроение на протяжении всего урока.. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце. | |