СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Буквы Е и И в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по теме содержит материал для изучения орфограммы "Буквы Е - И в корнях с чередованием"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Буквы Е и И в корнях с чередованием"»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Буквы Е –И в корнях с чередованием.

Цели: познакомить с орфограммой «Буквы Е – И в корнях с чередованием» и условиями выбора гласной.

Задачи:

обучающие: повторить понятие чередования, отличие корней с чередованием от корней с безударными гласными, проверяемыми ударением; научить опознавать изучаемую орфограмму; формировать умение обозначать орфограмму. развивающие: развивать логическое мышление учащихся, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к обучению.

Универсальные учебные действия:

познавательные:

  • учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • создание ситуаций для аргументированного выражения собственной точки зрения;

регулятивные:

  • развивать самостоятельность при совершении учебных действий;

  • умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

  • умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение;

коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях / под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской., издательство «Просвещение», 2020г, мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint " Буквы Е – И в корнях с чередованием ", индивидуальные рабочие листы, оценочные листы, опорный конспект "Буквы Е – И в корнях с чередованием ".

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Возьмите индивидуальные рабочие листы, подпишите их, запишите число, название работы (классная).

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать. На вопросы отвечать.

Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принес вам знания.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


- Сегодня на уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие в мире русского языка и познакомимся с новой орфограммой. Но сначала, чтобы не забыть всё, что мы уже узнали, выполним небольшую работу.

Вам предстоит поработать с ребусами, отгадать зашифрованные там слова.


Ребусы для 1 группы:

зорька

касание

растение

предложение


Ребусы для 2 группы:

сложение

озарение

ростовщик

касательная


3.Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.


- Какие слова у вас получились? Над какими видами орфограмм вы поработали, записывая отгаданные слова? Какие правила применили? Вспомните, что такое чередование? Как вы понимаете это определение?


4. Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).

– Рассмотрите корни, закономерности в написании которых нам предстоит выяснить на уроке (работа с учебником).

– Почему мы можем допустить ошибки в написании этих корней? (гласные Е- И в безударном положении слышатся одинаково)

– Сформулируйте цель своей деятельности? (запишите в рабочий лист)– Сформулируйте тему урока. (запишите в рабочий лист)

– Где мы можем получить информацию о правописании слов, вызвавших затруднение?

– Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?


5. Проблемное объяснение нового знания

- Проанализируйте данные предложения и попробуйте объяснить, когда в корне с чередованием пишется буква – И, а когда- Е.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. Песня замирает далеко в полях.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.  Сердце замерло от восторга.

Учащиеся делают свои выводы –предположения.

- А теперь проверим наши выводы по учебнику.


6. Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона.

- Составить таблицу, схему, конспект применения нового правила по эталону.


Чередование безударных гласных Е /И в корнях.

-БИР//БЕР- - БЛИСТ-//-БЛЕСТ- -ДИР//-ДЕР- -ЖИГ-//- ЖЕГ- -МИР-//-МЕР- -ПИР-//-ПЕР- - СТИЛ-//-СТЕЛ- - ТИР//-ТЕР- - ЧИТ-//-ЧЕТ- -НИМ-//-НЯ- -ИМ//-Я-

  • Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И.

Собирать – соберём понимание – понять

  • Исключения: сочетать, сочетание



7. Физкультминутка.

Учитель диктует слова с чередующимися гласными Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло, блистать, сочетать.

8. Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.


Задание 1: «Угадай слово» ( работа в группах) Задание: заменить словосочетания глаголами, обо­значить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору(взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко(зажигаться), оцепенеть от страха (заме­реть), убегать от погони (удирать).

Задание 2. «Распредели слова». Распределите слова в два столбика Е и И в корнях. (Работа в парах)

Забл..стели на небе, бл..ставшие молнии, расст..лающийся туман, ст..лющийся клевер, выст..ранная, скатерть, раст..реть полотенцем тело, оп..раясь на друга, оп..реться на посох, взб..раться на деревья, зам..р от страха, зам..рает душа, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.


9. Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.

1.От чего зависит выбор буквы в корне глагола с чередованием е/и?

1) От ударения

2) От суффикса -а- после корня

3) От значения

4)От сочетания согласных букв в корне

2.Вставь подходящие буквы в пары глаголов с чередованием е/и.

Соб...ру — соб...рать. Зад...рать — зад...ру.

Зам...реть — зам...рать. Отп...рать — отп...реть.

Зат…реть — зат...рать. Бл...стать — бл…стеть

Ст…лить — расст...лать. Выч…т — выч...тать

3. Допиши приведённые слова: вставь на место пропуска правильный корень. Выбери верный вариант ответа из списка

1) Блест/ блистать. 2) Забер/бираешь 3) Вымир/мерать 4) Оттер/тиреть

5) Сдер/дираете 6) Выстел/стилить 7) Вычет/чит 8) Опер/пиреться

4.В каких строчках в обоих словах пишется буква «и»? Выбери верные варианты.

1) Бл_стеть на солнце, туман ст_лился

2) Заж_гать свет, наб_рать номер

3) Раст_рать место укуса, зап_рать дверь

4) Выч_тать в уме, соб_рать вещи

5) Зам_реть от страха, отд_рать жевательную резинку

6) Пост_лить простыню, выд_рать с корнем

5. Образуй пары глаголов, в корне которых происходит чередование букв -а-/-я- с сочетаниями -им-/-ин-.

Сжимать — .. ..— смять начинать —.. ..— пожать распинать —.. ..— внять


10. Рефлексия учебной деятельности. 1) Соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия. Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, вам понравилось на уроке.

- Какое затруднение было в начале урока? - Какую цель поставили в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? – Что нового узнали на уроке?

2)Самооценка учениками своей работы на уроке.

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку.

- Сдайте индивидуальные рабочие листы и оценочные листы (оценки будут выставлены в журнал)


11. Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

1) Придумайте рассказ, используя слова с буквами Е – И в корнях с чередованием.
2) Карточка «Объяснительный диктант» : 1) Белый пар по лугам расст..лается. 2) По лицу земли туман ст..лется. 3) Черная туча грозно заст..лает противоположную сторону небосклона. 4) Снег летает и сверкает в золотом сиянье дня, словно пухом уст..лает все долины и поля. 5) С поля медленно подн..мается туман и матовой пеленой заст..лает все доступное для глаза. 6) Было тихо, дым весь пал в лощину и все заст..лил. 7) Солнце садилось; золотые тучки расст..лались по небу все мельче и мельче. 8) Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расст..лаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса.


- Спасибо за вашу работу на уроке. Урок окончен. До свидания.


Используемая литература:

1.Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. – М.: 2018;
3. Об изучении орфограмм в ассоциативных рисунках. Пособие для учителей русского языка. – Барнаул: АКИПКРО, 1993

4. Материалы Интернета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!