Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Корень слова"»
Полтергейст
Дали на дом нам заданье: Нулевое окончанье. Разберите слово хвост . Мне вопрос казался прост.
Окончанья у хвоста Нет. А как же буква а ? Появилась ниоткуда? Если так, то это чудо.
Окончанье-невидимка. И решил я без заминки Невидимку изловить. Стал по комнате бродить.
Я – на стул , а из-за стула Снова а мне подмигнула. Я – за стол , а за столом Надо мной смеется ом .
Взял ковер , а по ковру У несется – я не вру. Пол, торшер и шкафчик в ванне. Все имеют окончанье.
Ужас, сколько невидимок! Стал натягивать ботинок , Как нежданно из ботинка Появился невидимка.
И залез в ботинок снова. Я проверил: стоит слово Изменить по падежам – Невидимка выйдет сам.
Знаю нынче без запинки: Окончанья-невидимки Будто нет, а все же есть. Вот такой вот полтергейст.
Объясни-ка!
- букет□ роз □
- встрет им ся у вход а
- кофе горяч□
- рад ы встреч е
- зна ю точно
- зачем пришел□
- печатн ыми букв ами
- подмести пол□ в студи и
- осень □ прекрасн а
- букет- А, роз Ы
- встрет- ЯТ -ся, вход- Ы
- кофе ( неизм ), горяч- А
- рад- А , встреч- А
- зна- ЕМ , точно ( неизм .)
- зачем( неизм ), пришл- А
- печатн- АЯ , букв- А
- подмести( инфинитив ), студи- Я
- осень-Ю, оно прекрасн- О
Выдели окончания
- посмотрел назад
- корм цыплёнка
- верное решение
- память о прошлом
- бодр и весел
- наводить тень
- встретились вчера
- из заветного ларца
- пальто велико
А как у тебя?
- посмотрел□ назад
- корм □ цыпленк а
- верн ое решени е
- память□ о прошл ом
- бодр□ и весел□
- наводить тень□
- встретил и сь вчера
- из заветн ого ларц а
- пальто велик о
- Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту.
Корень слова
- Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова: 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. 4. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.
- В стране «Морфемика» выросло удивительное дерево. Ствол этого дерева – корень слова - лет- , а в кроне прячутся однокоренные слова. Ребята, найдите и напишите эти слова, не забудьте выделить корень.
- 1. Корень – это...
- А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.
- 2. В корне заключено...
- А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.
- 3. Чтобы найти корень, нужно...
- А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова
- 4. Однокоренные слова...
- А) могут быть только одной частью речи,
- Б) могут быть только разных частей речи,
- В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
- 5. В какой строке записаны однокоренные слова?
- А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);
- Б) купить, купаться, купание
- В) трава, травяной, травинка.
Раскрываем первый секрет!
- Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.
Для того чтобы раскрыть второй секрет, нужно выполнить задание : угадайте слово. Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?
Раскрываем второй секрет!
- Корень – главная значимая часть слова.
- Давно это было. Нашли люди корень - сад - и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня- сад -.
Что общего у всех слов?
Раскрываем третий секрет!
- В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
- Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Раскрываем четвёртый секрет!
- Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
- Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй?
Раскрываем пятый секрет!
- Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок.
Давайте посадим дерево с корнем –цвет-
- - Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?
Чужак
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
- Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- – Подчеркните родственников Воды.
- – Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).
- – Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.)
- - Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель - водит, водительский, вождение)
Раскрываем шестой секрет! Секрет родственных слов.
- Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу. Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.
Разрешите спор: кто прав?
- Два друга Артур и Антон поспорили. Артур говорит: КОТ и КОТЕНОК – родственные слова. Антон доказывает, что СОБАКА и ЩЕНОК тоже родственные слова.
- - Кто из них прав? Докажите, вспомнив секреты однокоренных слов.
- - Подберите родственные слова к слову СОБАКА.
Раскрываем восьмой секрет!
- Что же надо сделать, чтобы правильно выделить корень слова?
- Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.