СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по подготовке к устному собеседованию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показаны разнообразные формы работы по подготовке учащихся 9 класса к устному собеседованию. Урок интересен и актуален.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по подготовке к устному собеседованию»

Открытый урок в 9 классе



Подготовка к устному собеседованию

Цели и задачи:

Цель урока:

1) формировать умение работать с предлагаемым текстом;

формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2018, связанные с работой над предложенным текстом:

2) повторить изученный материал разделов «Орфография. Пунктуация»

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку;

3) развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

4) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как ответственность, осознанное отношение к учению, бережное отношение к природе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как на нем вы будете готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование. И самая главная задача на данном этапе обучения -подготовиться к устному собеседованию.



Работа с тетрадями Что написано на доске? Незаконченное предложение



2 Задание: продолжите фразу ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

И прокомментировать каждое понятие

Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно не лениться, нужно повторять программу; нужно работать качественно; много читать пересказывать ,быть коммуникабельным, грамотно строить речь, избавляться от комплексов.(объяснение значения слов)

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно стремиться к самосовершенствованию, быть целеустремленным. быть оптимистичным.( объяснение значения слов)

Разбор СПП и схема.

3 Сегодня мы будем работать над 1 и 2 заданием экзамена

Что они из себя представляют?



4 Вспомним все этапы экзамена:

1. Выразительное чтение текста

2. Пересказ текста и вставка цитаты

3. Составление монолога

4. Диалог с экспертом

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

Конечно,

1 это и умение выразительно читать.

2 умение включать цитату,

3 умение выделять главное и передавать содержание

4 это умение находить микротемы



5 СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ часто употребляемых слов на уроке

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СЛОВ С РАССУЖДЕНИЕМ О ТЕРМИНЕ

Текст - Предложения , связанные общей темой, мыслью

Тема текста Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий. Если тема текста - это ядро высказывания, его основа,то микротема

Основная мысль текста

Идея текста Идея текста - это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя

Микротема Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац

Ключевое слово Ключевые слова – это особо важные слова для понимания текста.

Монолог

Диалог

Цитата

Логическая связь

Последовательность изложения



6 Начинаем работать с текстом.

Перед этим прочитайте Памятка к чтению текста на парте

Запомните критерии оценки чтения текста ЗАЧИТАТЬ

1 умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2 умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3 хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

4 Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах

Обратите внимание на

7 Интонационная функция знаков препинания

Точка

Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

Восклицательный знак

Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения. Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.

Вопросительный знак

Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Многоточие

Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания. Требует длительной паузы.

Запятая

Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

Тире

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.

Двоеточие

Означает, что определённый отрезок мысли завершён, ноДолжна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и

Скобки

Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

Кавычки Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Абзац расчленяет текст с целью выделения его компонентов. Выделяется удлинённой разделительной паузой.

7 Посмотрите на фото. о ком текст?



8 А что вы знаете из биографии Ю.Гагарина? Я задавала домой задание…узнать о космонавте.

А что связывает Гагарина с Саратовым?

А какие памятные места есть в нашем городе, связанные с его именем?



Чтение текста про себя

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!



ЧТЕНИЕ ВСЛУХ



УЧИТЕЛЬ: ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЧТЕНИЮ ТЕКСТА



12 Чтение скороговорок с логическим ударением

Карл у Клары украл кораллы.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  

Чайничек с крышечкой

Крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой

Из дырочки пар идёТ!

ДЕТИ читают свои скороговорки



9. УЧИТЕЛЬ: Я заметила. Что есть трудности в чтении числительных 40,90.100, от 500 до 900 Петренко А. Сорокина И.

Повторяем склонение числительных. Записываем

У числительных 40, 90, 100 две формы. На доске

И.п., В.п. Д. Р.Т.П.

Сорок сорока, девяноста. ста

3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

От 50 до 80

От 200 до 400

От 500 до 900

РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ. Теперь, когда все учли, можно пересказать текст.



Не забудьте вставить цитату в текст.

В каком абзаце по смыслу нужно употребить ее?

Прочитаем, что получится?

Запишем в виде тезисов себе ключевые слова.



ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА



Трудно расставлять ударение в некоторых словах..для этого нужно чаще смотреть в словарь ..как произносить слова

10 Расставить ударения в словах, не  забывая о грамматических нормах русского языка

НА карточке 1 ученик с листочка


аэропОрты бАнты шАрфы тОрты свЕкла дозвонИтся клАла рвалА красИвее оптОвый договОр танцОвщица сирОты каталОг бАрмен


11 Сейчас очень уместна  Игра «Переводчик». Вы очень любите иностранные языки
Заменить в тексте все иноязычные слова русскими

Стагнация – застой, затухание, снижение
мониторинг – контроль, проверка
локальный – местный
бестселлер (от англ. best seller — «продаваемый лучше всех») 
бренд – марка
креативный - творческий идентичный – одинаковый
импонирует – симпатизирует
эволюция – развитие
шарм – очарование
триумф –успех
антракт – перерыв
диалог – беседа
оптимистический – жизнерадостный



13 УПРАЖНЕНИЯ НА УДАРЕНИЕ



•За труд не нужно забывать учителей премировАть.

•Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!

•А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.

•Объявление: «По средАм я пою для милых дам».

•Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.

•Исинбаевой взятА была и эта высота.

Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.

Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!

Починю-ка я утюг, чтобы скрасить свой досУг,
И поглажу ш Арфы для дочурки Марфы.

Про порядок говорит, а как придёт — так насорИт!

Знаете ли, что Луна для влюблённых созданА?

Всем известны с детства от капризов срЕдства.

Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!

Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.

Выросла у Фёклы розовая свЁкла.

Меня дочка теребит, спрашивает, кто звонИт.

.(Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть.

Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.

Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.

Ванюшка, перестань хитрить! Работу нужно убыстрить!

Мне работать неохота: что-то в косточках ломОта,
Да и от жары зевОта даже до седьмого пота.

МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.

Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!

Красит наш забор малЯр, двери делает стол Яр.

Предъявите на цемЕнт настоящий докумЕнт!

Всем раздали фанты — розовые бАнты.

ДоговОр и приговОр утащил бесстыжий вор.

На суде соборном сник всем известный еретИк.

Пора показ дозИровать, довольно вам позировать.

Как же надо относиться к родному языку?

ВЫВОД ИЗ УРОКА

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Вадим Сергеевич Шефнер



  Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче, 

Но беднее стала речь.


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда, 

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо - 

Не скудела в наши дни. 

Д/З Прочитать дополнительно о М.Ломоносове.

Подготовить рассказ устно .

ЗАПОМИНАЛКИ

И сердце ваше защемИт от слёз по дому и молитв.

Прошагала бодро рота, и захлопнулись ворОта.

Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!

Я сижу, как пригвождённый: чутко спит новорождЁн-

ный!

А на даче садовод чинит свой водопровод.

Сдали мы нефтепровод! Вот!

Подарила дочке длинную цепОчку.

Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИч-

ный!

Мне запомнится надОлго, как красива река Волга!

Посигналил нам шофЁр: на дороге — контролЁр!

Совесть, Ваня, ты очисть: изживи свою корЫсть.

А подрос могучий кедр только лишь на сантимЕтр.

Ручку положил в футляр новоявленный школЯр.

Выбраны давно все квоты: получили их сирОты.

Не хромайте, милый сэр, шагайте лучше в диспансЕр!

Когда сваришь ты уху, лей мне дОверху!

Та фамилия вернА, в список вновь занесенА.

Оля в детской заперлАсь, смехом громким залилАсь.

Ягодки, что нарвал А, Таня маме отдалА.

Машенька ещё мала, потому и навралА.

Чтобы ладились дела, я квартиру убралА,

Чаю-кофе налилА и подружку позвалА.

Когда сгущаются туманы, на стройках исчезают крАны.

Мама дочку позвалА: «Твоя посылка прибылА!»

Нашел телёночка доЯр: Барбосом загнан он был в яр.

У бабульки бледный вид — ей полиция звонИт!

•Орешки на ёлке села белка щЁлкать.

•Купил отец конфет нам ящик, он у нас отец кормЯщий!

Ажиотаж вокруг создАв, улёгся на тропе удав.

Весь запас воды исчЕрпав, мы всё же напоили нерпу!

•МедвЕдица лохматая в лесу стоит как стАтуя.

•Магазин оптОвый есть теперь у Вовы.

•Это что ж такое, братцы, — к нам друзья не дозвонЯтся!

Баба с дедом обнялИсь и слезами залилИсь.

Маша — славная жена, мужу своему вернА.

У соседа Ваня кучу денег занЯл.

Нинка нам всегда лгалА и сегодня совралА.

Добрый доктор Айболит всех здоровьем наделИт.

Давай похвалим друга, Вить: его надо ободрИть.

В бассейн, где плавали моржи, тренер рыбу положИл.

Каждый станет долго жить, коль заботой окружИть.

Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!

Доктор тигру в чаще зашил порез кровоточАщий.

По поведению видно, что вам сейчас завИдно.

А мультяшка про крота чехами была снятА!

На крокодила ящер поднял взор молЯщий.

Волчонок приручЁнный ест пирог печёный.

В вуз экзамен я сдалА, но баллов вновь недобралА.

Ревизор проверку нАчал — обнаружил недостачу.

Если лодка накренИтся, можешь за борт ты свалиться.

Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил!

На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!

Спешу вас информИровать: нужно номер забронировать!

Возле речки — ива, а под ней — крапИва.

Облюбован мухами старый столик кУхонный.

После долгого мытАрства Пётр посажен был на царство.

Добрая опЕка нужна для человека.

От жары спасла меня шёлковая простынЯ.

Похожа на ушко морская ракУшка.

Он такой суровый, этот нрав тигрОвый!

Надо нам ретировАться, чтоб с хулиганьём не драться.

Был один юрОдивый у меня на родине.

Стряпать булки сдобные на столе удОбнее.

От безводья и от зноя облетела с ёлки хвОя.

В слове Искра — погляди! — ударенье впереди!

Праздник был, конечно, бурный — марш везде гремел

бравУрный.

Хотите всё усугубИть? Тогда рекомендую бить.

Дед в туесочек ивовый запрятал джем наш ел Ивовый.

Ты в энциклопедии прочтёшь про ортопЕдию.

Как только птичка оперИтся, так сразу улететь стремится.

Внучка начала кричать, бегать и озорничАть.

Ест старуха поедОм: «Когда купишь новый дом?»

Гипертония — это бич, не лечишь — будет паралИч.

В армию пойдёшь, родной, уже твой возраст призывной.

Как только встану поутрУ, сразу пыль везде сотру.

Для меня всегда святое прошлое, пережитОе.

Брат теперь у нас геолог, ну а я — метеорОлог.

Наш бычок вчера сжевал Танечкины кружев А.

Он такой суровый край морской, китОвый.

Бьётся в истериИ нервная Мария.

Очень уж несовременный твой наряд иноплемЕнный.

Знаешь, что издалекА к нам течёт эта река?

Красотой её сражённый, князь стоял заворожЁнный.

Спать совсем мне неохота, но замучила зевОта.

Нездоровье — маета! Мучит Ваню тошнотА.

В этом племени обычай пополам делить добЫчу.

Чтоб в старости не горевать, детей не надо баловАть.

Не нужно деду посоха, уж высохло всё дОсуха.

Ну не будь ты как кремЕнь, съешь хотя б один пельмень,

А чтоб было чем жевать, надо зуб пломбировАть!

Новые скандалы связаны с вандАлом.

Во-пЕрвых, сегодня я на нервах...

Лишь зашёл в театр мэр, оглянулся весь партЕр

Убери из шкафа сор и поставь туда фарфОр.

Наш малыш-проказник псов соседских дрАзнит.

Колодец нужно углубИть, чтоб можно было воду пить.

Маленький закУток есть теперь у уток.

Рассказать он всё не смог: не дочитан эпилОг.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!