СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание корней ГАР (ГОР), ЗАР (ЗОР) 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные (ПР): познакомить учащихся с правописанием гласной в корнях гар-гор, зар-зор; сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание корней ГАР (ГОР), ЗАР (ЗОР) 5 класс»

Тема: Правописание корней гар-гор, зар-зор. 5 класс


Предметные (ПР): познакомить учащихся с правописанием гласной в корнях гар-гор, зар-зор; сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.


Тип урока: урок «открытия» нового знания (в соответствии с принятой классификацией уроков деятельностного типа по ФГОС).


Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

































ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Витальевна, сегодняшний урок мы проведем вместе.

Какое у вас сегодня настроение?

У вас на партах лежат «ЛИСТЫ ОЖИДАНИЙ». Отметьте, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас, в начале урока, и чего вы ожидаете от урока. (ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее). Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.


Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.


  1. Мотивация к учебной деятельности

Прежде чем мы начнем изучение нового, давайте обговорим некоторые моменты. У вас на партах лежат листы оценивания. Для того, чтобы в конце урока я могла оценить вашу работу, вам нужно набрать как можно больше баллов по предложенным заданиям. Чем больше баллов вы наберете, тем лучше. Я надеюсь, что вы все настроены на отличный результат.

Итак, начнем.

- Сегодня мы продолжаем углублять свои знания по теме «Правописания чередования гласных», но прежде освежим в памяти те знания по теме, которые вы уже прошли.


 - Выполним задание “Верные – неверные утверждения”. Если утверждение верное, ставим 1, если неверное – 0. 10101

«Верные и неверные утверждения»

- Замена одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием. (Верно)

- В корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- написание гласной зависит от ударения. (Неверно)

- В корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- написание гласной зависит от последующей согласной. (Верно)

- Слова РОСИНКА – ВЫРОС являются однокоренными. (Неверно)

- В корнях -КАС-, -КОС- написание гласной зависит от суффикса А. (Верно)


ВЗАИМОПРОВЕРКА. ПРОВЕРЯЕМ ПО ОБРАЗЦУ. СТАВИМ ОЦЕНКУ.

СКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, СТОЛЬКО БАЛЛОВ СТАВИМ В ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.


- Выполним задания:

1) Сигнальные карточки

Я называю слово, вы поднимаете карточку с нужной буквой. О или А.

Изложение, прилагательное, растение, коснуться, выращивать, излагать, росток, касание.


II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения

Задание1. Прием «лови ошибку». Задача: исправить ошибки, объяснив правописание. (ИНДИВИДУАЛЬНО). Один ученик работает у доски.

Предлогать помощь, закончить излажение, загарелый спортсмен, малиновое зарево, маленький расток, бронзовый загар, выростить в теплице, тихие зори, косание мяча.

Объяснение написания каких слов вызвало затруднения? Почему?


III. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ


Прием «Таблица ЗХУ» Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от


знаю

Хочу узнать

Суффикса - А -


Согласной



Закончите фразу:

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

  • Суффикса - А - -лаг - (-а)

-кас- (-а-)

-лож - (-а-)

-кос - (-а-)

  • Согласной - -раст- (перед ст)

-ращ- (перед щ)

-рос- (нет ст, щ)


IV. ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

Цель этапа: формулировка темы урока и целей, выбор способа решения проблемы.

Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить? Какова тема урока?

Давайте, используя слова -помощники, сформулируем цели нашего урока.

ИЗУЧИМ…. УЗНАЕМ…. …ПРОВЕРИМ….. ( на слайд)

Проблемная ситуация: (лингвистический эксперимент)


РАБОТА ПО ГРУППАМ

1 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.

гореть                 угар 
горелый            огарок        

загорать          загар

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар? (от ударения)
– Сформулируйте правило.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ -ГАР-, -ГОР-? (ПОДДАВАТЬСЯ ДЕЙСТВИЮ ОГНЯ, ПЛАМЕНЕТЬ)


2 группа.

зори заря

зарево зарница

зорька озарить

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне зар-зор(От ударения).

– Сформулируйте правило.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ -ЗАР-, -ЗОР-?



V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель: ученики создают проект выхода и пробуют применить его на практике.


Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм.

Создание алгоритма, кластера.

Следуйте алгоритму:

1) выделить корень;

2) поставить ударение;

3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.



ВОПРОС. Грамматическая задача.

Можно ли сказать, что данные слова являются однокоренными?

Гора, гореть, гористый, горевать,

загар, угарный, горе, горный.


В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило!


- Могут ли быть слова «горе», «гора» и «гореть» родственниками? Какой корень в этих словах?


ГО́РЕ - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.

Подберите синонимы: «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.


ГОРА - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Взбираться на гору. Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Из диктуемых слов выписать только те, в которых есть корень -ГОР- с чередующейся гласной.

Горе, выгореть, гористая (местность), горит, подгореть, горка, обгорел, выгоревший, горестный, угореть, разгорается.

А сейчас – физкультминутка!

Зайцы встали на заре,

Улыбнулись, потянулись,
Все немножко подросли,
Свои лапки потрясли.
Влево – вправо наклонились,
А потом все распрямились.
И ещё раз! Кто услышал при выполнении упражнений слова с чередованием, хлопните в ладошки!

VI. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

  1. УПРАЖНЕНИЕ 580, с. 169. Записывают упражнение, проговаривая и обозначая орфограммы корня с чередованием.

  2. Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с изученной орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».

  1. озарение, зарядка, зарница;

  2. горение, горняк, погорельцы;

  3. заряд, озарённый, заря;

  4. подгорелый, загородный, угар;

  5. пригорок, загар, разгореться;

  6. взор, озарять, зарево.


VII. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

Тест

  1. В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-»?

а) Ты возг..рдился после победы..

б) Дети катались с г..ры.

в) Утром солнце разг..ралось медленно.


  1. Выберите слово, где следует писать букву А:

а) приг…релый

б) з…рница (отблеск далёких молний)

в) обг…ревший

г) з…рька


3. Выберите слово, где следует писать букву О:

а) подг..ревшее;

б) уг..рный (газ);

в) оз..рение(яркое освещение или прояснение).

ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.


VIII. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ


Задание: выберите из предложенных слов те, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Условия выбора орфограмм обозначьте графически. ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНО ВЫПИСАННЫХ СЛОВ. ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

Заг..рать, заг..релый, з..рево, пол..жить, з..ря, заг..р, приг..реть, к..саться, изл..гать, з..рька, з...рница, подг..релый.

Игра «Корректор» (На слайде)

- Сейчас мы почувствуем себя в роли редактора. Найдите слова с ошибками, запишите в тетрадь правильное написание, объясните свой выбор схематично:

Догарала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕРНО ИСПРАВЛЕННЫХ ССЛОВ, ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ https://learningapps.org/2685769



Отгадайте слова по данным значениям (упр.581). Какие слова вызвали затруднение? Почему?


ПОДСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ЗА УРОК.

ОБЩИЙ ИТОГ: 28 БАЛЛОВ

14-18 БАЛЛОВ – «3»

19- 23 БАЛЛОВ – «4»

24-28 БАЛЛОВ – «5»

Сколько «5»? «4»? «3».

IX. РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового вы сегодня узнали?

- Удалось ли нам сегодня запомнить условия выбора гласной в корнях с чередованием гар-гор,

зар-зор?

- Достигли целей, поставленных в начале урока?

- В ЛИСТЕ ОЖИДАНИЯ отметьте, пожалуйста, совпали ли ваши ожидания с результатами урока?

- У кого настроение улучшилось?



- Заполните, пожалуйста, карточку эмоционального состояния.


















ЛИСТ ОЖИДАНИЯ

  1. МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Выберите одно прилагательное, которое характеризует ваше настроение в начале урока и затем в конце


Начало урока

Конец урока

Спокойное (синий)



Ожидающее (оранжевое)



Приподнятое (зеленый)




  1. ЧТО Я ЖДУ ОТ УРОКА


Начало урока

Конец урока

Урок будет необычным



Узнаем много нового



Урок доставит радость общения



Будет интересно на уроке



Получу хорошую оценку






ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия, имя ______________________________________


1.Верно-неверно

2.Выборочный диктант

3.Тест

4.Выбрать из предложенных слов

5. Игра «Корректор»

Общее количество

Количество баллов

















Задания по группам

1 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.


гореть                 угар 
горелый            огарок        

загорать          загар

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар?
– Сформулируйте правило.





2 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.


гореть                 угар 
горелый            огарок        

загорать          загар

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар?
– Сформулируйте правило.
















Карточка эмоционального состояния

Фамилия, имя _____________________________

Заполните карточку значками:

Ο – да, Δ – нет,  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно


Я чувствовал (а) себя комфортно


Я чувствовал (а) свою значимость на уроке


Я был(а) успешен (успешна)


Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен




Карточка эмоционального состояния

Фамилия, имя _____________________________

Заполните карточку значками:

Ο – да, Δ – нет,  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно


Я чувствовал (а) себя комфортно


Я чувствовал (а) свою значимость на уроке


Я был(а) успешен (успешна)


Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен




Карточка эмоционального состояния

Фамилия, имя _____________________________

Заполните карточку значками:

Ο – да, Δ – нет,  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно


Я чувствовал (а) себя комфортно


Я чувствовал (а) свою значимость на уроке


Я был(а) успешен (успешна)


Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!