Тема: Правописание корней гар-гор, зар-зор. 5 класс
Предметные (ПР): познакомить учащихся с правописанием гласной в корнях гар-гор, зар-зор; сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в соответствии с принятой классификацией уроков деятельностного типа по ФГОС).
Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Витальевна, сегодняшний урок мы проведем вместе.
Какое у вас сегодня настроение?
У вас на партах лежат «ЛИСТЫ ОЖИДАНИЙ». Отметьте, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас, в начале урока, и чего вы ожидаете от урока. (ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее). Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
– Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Мотивация к учебной деятельности
Прежде чем мы начнем изучение нового, давайте обговорим некоторые моменты. У вас на партах лежат листы оценивания. Для того, чтобы в конце урока я могла оценить вашу работу, вам нужно набрать как можно больше баллов по предложенным заданиям. Чем больше баллов вы наберете, тем лучше. Я надеюсь, что вы все настроены на отличный результат.
Итак, начнем.
- Сегодня мы продолжаем углублять свои знания по теме «Правописания чередования гласных», но прежде освежим в памяти те знания по теме, которые вы уже прошли.
- Выполним задание “Верные – неверные утверждения”. Если утверждение верное, ставим 1, если неверное – 0. 10101
«Верные и неверные утверждения»
- Замена одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием. (Верно)
- В корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- написание гласной зависит от ударения. (Неверно)
- В корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- написание гласной зависит от последующей согласной. (Верно)
- Слова РОСИНКА – ВЫРОС являются однокоренными. (Неверно)
- В корнях -КАС-, -КОС- написание гласной зависит от суффикса А. (Верно)
ВЗАИМОПРОВЕРКА. ПРОВЕРЯЕМ ПО ОБРАЗЦУ. СТАВИМ ОЦЕНКУ.
СКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, СТОЛЬКО БАЛЛОВ СТАВИМ В ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
- Выполним задания:
1) Сигнальные карточки
Я называю слово, вы поднимаете карточку с нужной буквой. О или А.
Изложение, прилагательное, растение, коснуться, выращивать, излагать, росток, касание.
II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения
Задание1. Прием «лови ошибку». Задача: исправить ошибки, объяснив правописание. (ИНДИВИДУАЛЬНО). Один ученик работает у доски.
Предлогать помощь, закончить излажение, загарелый спортсмен, малиновое зарево, маленький расток, бронзовый загар, выростить в теплице, тихие зори, косание мяча.
Объяснение написания каких слов вызвало затруднения? Почему?
III. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ
Прием «Таблица ЗХУ» Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
знаю | Хочу узнать |
Суффикса - А - | |
Согласной | |
Закончите фразу:
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
-кас- (-а-)
-лож - (-а-)
-кос - (-а-)
-ращ- (перед щ)
-рос- (нет ст, щ)
IV. ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Цель этапа: формулировка темы урока и целей, выбор способа решения проблемы.
Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить? Какова тема урока?
Давайте, используя слова -помощники, сформулируем цели нашего урока.
ИЗУЧИМ…. УЗНАЕМ…. …ПРОВЕРИМ….. ( на слайд)
Проблемная ситуация: (лингвистический эксперимент)
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.
гореть угар
горелый огарок
загорать загар
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар? (от ударения)
– Сформулируйте правило.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ -ГАР-, -ГОР-? (ПОДДАВАТЬСЯ ДЕЙСТВИЮ ОГНЯ, ПЛАМЕНЕТЬ)
2 группа.
зори заря
зарево зарница
зорька озарить
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне зар-зор? (От ударения).
– Сформулируйте правило.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ -ЗАР-, -ЗОР-?
V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Цель: ученики создают проект выхода и пробуют применить его на практике.
Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм.
Создание алгоритма, кластера.
Следуйте алгоритму:
1) выделить корень;
2) поставить ударение;
3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.
ВОПРОС. Грамматическая задача.
Можно ли сказать, что данные слова являются однокоренными?
Гора, гореть, гористый, горевать,
загар, угарный, горе, горный.
В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило!
- Могут ли быть слова «горе», «гора» и «гореть» родственниками? Какой корень в этих словах?
ГО́РЕ - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.
Подберите синонимы: «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.
ГОРА - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Взбираться на гору. Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.
Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Из диктуемых слов выписать только те, в которых есть корень -ГОР- с чередующейся гласной.
Горе, выгореть, гористая (местность), горит, подгореть, горка, обгорел, выгоревший, горестный, угореть, разгорается.
А сейчас – физкультминутка!
Зайцы встали на заре,
Улыбнулись, потянулись,
Все немножко подросли,
Свои лапки потрясли.
Влево – вправо наклонились,
А потом все распрямились.
И ещё раз! Кто услышал при выполнении упражнений слова с чередованием, хлопните в ладошки!
VI. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
УПРАЖНЕНИЕ 580, с. 169. Записывают упражнение, проговаривая и обозначая орфограммы корня с чередованием.
Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с изученной орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».
озарение, зарядка, зарница;
горение, горняк, погорельцы;
заряд, озарённый, заря;
подгорелый, загородный, угар;
пригорок, загар, разгореться;
взор, озарять, зарево.
VII. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.
Тест
В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-»?
а) Ты возг..рдился после победы..
б) Дети катались с г..ры.
в) Утром солнце разг..ралось медленно.
Выберите слово, где следует писать букву А:
а) приг…релый
б) з…рница (отблеск далёких молний)
в) обг…ревший
г) з…рька
3. Выберите слово, где следует писать букву О:
а) подг..ревшее;
б) уг..рный (газ);
в) оз..рение(яркое освещение или прояснение).
ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
VIII. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Задание: выберите из предложенных слов те, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Условия выбора орфограмм обозначьте графически. ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНО ВЫПИСАННЫХ СЛОВ. ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
Заг..рать, заг..релый, з..рево, пол..жить, з..ря, заг..р, приг..реть, к..саться, изл..гать, з..рька, з...рница, подг..релый.
Игра «Корректор» (На слайде)
- Сейчас мы почувствуем себя в роли редактора. Найдите слова с ошибками, запишите в тетрадь правильное написание, объясните свой выбор схематично:
Догарала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.
ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕРНО ИСПРАВЛЕННЫХ ССЛОВ, ЗАНЕСИТЕ В ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ https://learningapps.org/2685769
Отгадайте слова по данным значениям (упр.581). Какие слова вызвали затруднение? Почему?
ПОДСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ЗА УРОК.
ОБЩИЙ ИТОГ: 28 БАЛЛОВ
14-18 БАЛЛОВ – «3»
19- 23 БАЛЛОВ – «4»
24-28 БАЛЛОВ – «5»
Сколько «5»? «4»? «3».
IX. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового вы сегодня узнали?
- Удалось ли нам сегодня запомнить условия выбора гласной в корнях с чередованием гар-гор,
зар-зор?
- Достигли целей, поставленных в начале урока?
- В ЛИСТЕ ОЖИДАНИЯ отметьте, пожалуйста, совпали ли ваши ожидания с результатами урока?
- У кого настроение улучшилось?
- Заполните, пожалуйста, карточку эмоционального состояния.
ЛИСТ ОЖИДАНИЯ
МОЕ НАСТРОЕНИЕ
Выберите одно прилагательное, которое характеризует ваше настроение в начале урока и затем в конце
| Начало урока | Конец урока |
Спокойное (синий) | | |
Ожидающее (оранжевое) | | |
Приподнятое (зеленый) | | |
ЧТО Я ЖДУ ОТ УРОКА
| Начало урока | Конец урока |
Урок будет необычным | | |
Узнаем много нового | | |
Урок доставит радость общения | | |
Будет интересно на уроке | | |
Получу хорошую оценку | | |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Фамилия, имя ______________________________________
| 1.Верно-неверно | 2.Выборочный диктант | 3.Тест | 4.Выбрать из предложенных слов | 5. Игра «Корректор» | Общее количество |
Количество баллов | | | | | | |
Задания по группам
1 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.
гореть угар
горелый огарок
загорать загар
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар?
– Сформулируйте правило.
2 группа. Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске. Запишите в тетрадь. Выделите корни.
гореть угар
горелый огарок
загорать загар
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар?
– Сформулируйте правило.
Карточка эмоционального состояния
Фамилия, имя _____________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен | |
Карточка эмоционального состояния
Фамилия, имя _____________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен | |
Карточка эмоционального состояния
Фамилия, имя _____________________________
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно | |
Я чувствовал (а) себя комфортно | |
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке | |
Я был(а) успешен (успешна) | |
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен | |