СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Слово и его значение. Антонимы. 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Слово и его значение. Антонимы"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Слово и его значение. Антонимы. 3 класс»

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык , 3 «Б» класс

Учитель

Сакулина Лилия Юрьевна

Дата урока

22.10.2018

Тема урока

Слово и его значение. Антонимы.

Цель урока

Систематизировать знания учащихся об антонимах

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -  расширять представления учащихся об антонимах;

- формировать умение грамотно использовать в речи антонимы

 - развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

- расширять словарный запас, развивать речь учащихся


- воспитывать стремление к познанию, трудолюбие

Планируемые результаты

- учащиеся научатся подбирать антонимы к словам разных частей речи;

- использовать их в речи;

- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Оборудование

мультимедийный компьютер, слайды


Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Cамоопределение к деятельности    (Орг. момент)


Проверяет готовность обучающихся к уроку

Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.

Запишите сегодняшнее число в тетрадях.


Чистопи сание


Записывает на доске:Ш ; и/ первую половину строки прописываем Ш;вторую и ; на следующей строчке запишите орфограмму которую можно составить из этих букв: Ши

- Как правильно записать эту орфограмму?

_ Запишите слова: широкий, обширный,размашистый

Дети записывают буквы.




отвечают:ЖИ и ШИ ПИШИ с И.

Познавательные:

- применять на практике учебные знания

Целеполагание

Слайд 2














Слайд 3

1) Постановка проблемы:

- Что вы можете рассказать о группе этих слов? Что еще общего у них?

Сравните написанные буквы:

Можно ли эту группу слов назвать приятелями? Почему?

2) Определение темы и цели урока

Учитель направляет детей:

- Вспомним, какие слова называются антонимами? Можно ли их назвать приятелями? Почему? Правильно их еще называют слова-спорщики!

Слова – неприятели спорят весь день.

Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень»,

Один скажет «Близко», другой «Далеко»,

Один скажет «Низко», другой «Высоко».

-Как вы думаете. Как называется тема нашего урока?

Известно ли что-нибудь еще об этой группе слов? Давайте проверим. Не ошибаемся ли мы в определении. Прочитаем правило на стр.76.

-А есть еще какая-нибудь информация об антонимах?

-Тогда давайте сами понаблюдаем за этой группой!

  1. Постановка и решение проблемы:

Это синонимы. Слова-приятели

Во всех есть орфограмма ШИ.

Ш: согласная и:гласная

Заглавная строчная

Широкая узкая

Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Антонимы

- Конечно,нет!








2) Определение темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3)

Тема – антонимы

Цель – Систематизировать наши знания о словах-антонимах

( Систематизировать – привести знания в систему, в порядок)

Регулятивные умения:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения

— строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Систематизация знаний









слайд 4






















слайд 5
































Слайд 6






Слайд 7









  1. Работа по теме урока (упр 121)

Сначала давайте убедимся, что в словах антонимах не совпадают ни написание, ни звучание, а смысл противоположен. с.76 № 121- рисунки и модели слов Толкование слов

Разное –

Одинаковое +


лежебока

труженик

звучание


написание


значение


вопрос


Часть речи


Организует коллективную проверку:

Какой вывод можно сделать об антонимах?

Вы молодцы, оцените свою работу смайликом.


2. Умение находить антонимы. Игра «Наоборот»

Скажу я слово высоко

А ты ответишь-….

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь-….

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты -…

Теперь начало я скажу-

Ну, отвечай-….


Получились группы слов,а я к ним добавила еще . верно ли?

Почему ? Правильно.

- Объясните в них выделенные орфограммы.

3) а теперь проверим сможете ли вы сами отыскать антонимы и подчеркнуть их.


3) Работа с пословицами

Упр.122( работа в парах) Усложненное списывание

1 ряд – выпишет пословицу в которой 2 подлежащих и два сказуемых

2 ряд – пословицу в которо 2 разделительных мягких знака.

3 ряд- пословицу которой два предлога.


Работа с электронным тренажером

  • Упр.1.2.4(устно)

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше


4 Умение самостоятельно находить антонимы: работа с электронным приложением

Легкая сумка-тяжелая

Легкая задача-трудная

Мелкий пруд-глубокий

Мелкий дождь-крупный

Сладкое яблоко-кислое

Сладкое лекарство-горькое

(Проверка по тренажеру)

5.Антонимы можно подобрать к любой части речи: сущ; прил; глагол; и.т.д..а так же практически к любому слову.

Попробуйте и вы сделать это: выпишите антонимы обозначающие

(по рядам)

1 ряд-а) время; Б) цвет

2 ряд- размер.

3 ряд:температуру


Проверка записанного.

Я вам сказала что антонимы можно подобрать практически к любому слову. Т.е. не ко всем


  1. Работа с карточками в парах


Затем проверка по образцу на доске

Б) Вывод

Ученики самостоятельно формулируют вывод, пользуясь схемой:

Антонимы - это слова, которые …

звучат –

пишутся –

по смыслу –

Это слова с противоположным значением, разным звучанием. написанием, но относящихся к одной части речи





А)

Высоко- низко, низкий

Далеко – близко, рядом, ближний

Трус-храбрец, отважный

Начало-конец, последний

Значение противоположное, но последние слова не являются одной и той же частью речи














Г) Усложненное списывание

Находят и выписывают пословицу

1.Трус умирает сто раз-смелый живет вечно.

2.Ученье свет- а неученье тьма.

3.В умной беседе ума наберешься –а в глупой свой потеряешь.






Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы


- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.


- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа


Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;


— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;


— выполнять взаимопроверку учебного задания;


— выполнять

самопроверку учебного задания;


— контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.


Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;


— строить понятные для партнёра высказывания;


— использовать речь для регуляции своего действия;


— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;


— формулировать речевое высказывание.



Познавательные:


- извлекать необходи-

мую информацию ;


- определять основную и второстепенную информацию;


- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи


- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.


Личностные:


- оценивать уровень собственных знаний.


Познавательные:

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи


Регулятивные:

- уметь работать по плану.

Рефлексия

Слайд 8










Слайд 9

1) Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод):

- С какой группой слов мы сегодня работали? Что нового мы узнали на уроке.



2) Самооценка

Учитель дает краткий анализ работы на уроке.


1) Подведение итогов урока

Делают вывод: Антонимы - это слова с противоположным значением

Антонимы - это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной.

2) Самооценка


Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание


Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание по выбору. Дает комментарий к домашнему заданию.

С 197 упр. 476– правило.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!