Целеполагание | Слайд 2 Слайд 3 | 1) Постановка проблемы: - Что вы можете рассказать о группе этих слов? Что еще общего у них? Сравните написанные буквы: Можно ли эту группу слов назвать приятелями? Почему? 2) Определение темы и цели урока Учитель направляет детей: - Вспомним, какие слова называются антонимами? Можно ли их назвать приятелями? Почему? Правильно их еще называют слова-спорщики! Слова – неприятели спорят весь день. Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень», Один скажет «Близко», другой «Далеко», Один скажет «Низко», другой «Высоко». -Как вы думаете. Как называется тема нашего урока? Известно ли что-нибудь еще об этой группе слов? Давайте проверим. Не ошибаемся ли мы в определении. Прочитаем правило на стр.76. -А есть еще какая-нибудь информация об антонимах? -Тогда давайте сами понаблюдаем за этой группой! | Постановка и решение проблемы: Это синонимы. Слова-приятели Во всех есть орфограмма ШИ. Ш: согласная и:гласная Заглавная строчная Широкая узкая Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются? Антонимы - Конечно,нет! 2) Определение темы и цели урока Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3) Тема – антонимы Цель – Систематизировать наши знания о словах-антонимах ( Систематизировать – привести знания в систему, в порядок) | Регулятивные умения: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения — строить понятные для партнёра высказывания; Личностные - следование в поведении моральным нормам |
Систематизация знаний | слайд 4 слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Работа по теме урока (упр 121) Сначала давайте убедимся, что в словах антонимах не совпадают ни написание, ни звучание, а смысл противоположен. с.76 № 121- рисунки и модели слов Толкование слов Разное – Одинаковое + | лежебока | труженик | звучание | | написание | | значение | | вопрос | | Часть речи | | Организует коллективную проверку: Какой вывод можно сделать об антонимах? Вы молодцы, оцените свою работу смайликом. 2. Умение находить антонимы. Игра «Наоборот» Скажу я слово высоко А ты ответишь-…. Скажу я слово далеко, А ты ответишь-…. Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты -… Теперь начало я скажу- Ну, отвечай-…. Получились группы слов,а я к ним добавила еще . верно ли? Почему ? Правильно. - Объясните в них выделенные орфограммы. 3) а теперь проверим сможете ли вы сами отыскать антонимы и подчеркнуть их. 3) Работа с пословицами Упр.122( работа в парах) Усложненное списывание 1 ряд – выпишет пословицу в которой 2 подлежащих и два сказуемых 2 ряд – пословицу в которо 2 разделительных мягких знака. 3 ряд- пословицу которой два предлога. Работа с электронным тренажером Физминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише-тише Деревцо все выше-выше 4 Умение самостоятельно находить антонимы: работа с электронным приложением Легкая сумка-тяжелая Легкая задача-трудная Мелкий пруд-глубокий Мелкий дождь-крупный Сладкое яблоко-кислое Сладкое лекарство-горькое (Проверка по тренажеру) 5.Антонимы можно подобрать к любой части речи: сущ; прил; глагол; и.т.д..а так же практически к любому слову. Попробуйте и вы сделать это: выпишите антонимы обозначающие (по рядам) 1 ряд-а) время; Б) цвет 2 ряд- размер. 3 ряд:температуру Проверка записанного. Я вам сказала что антонимы можно подобрать практически к любому слову. Т.е. не ко всем | Работа с карточками в парах Затем проверка по образцу на доске Б) Вывод Ученики самостоятельно формулируют вывод, пользуясь схемой: Антонимы - это слова, которые … звучат – пишутся – по смыслу – Это слова с противоположным значением, разным звучанием. написанием, но относящихся к одной части речи А) Высоко- низко, низкий Далеко – близко, рядом, ближний Трус-храбрец, отважный Начало-конец, последний Значение противоположное, но последние слова не являются одной и той же частью речи Г) Усложненное списывание Находят и выписывают пословицу 1.Трус умирает сто раз-смелый живет вечно. 2.Ученье свет- а неученье тьма. 3.В умной беседе ума наберешься –а в глупой свой потеряешь. | Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. - понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; — выполнять взаимопроверку учебного задания; — выполнять самопроверку учебного задания; — контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. Познавательные: - извлекать необходи- мую информацию ; - определять основную и второстепенную информацию; - применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи - делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи. Личностные: - оценивать уровень собственных знаний. Познавательные: - применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи Регулятивные: - уметь работать по плану. |
Рефлексия | Слайд 8 Слайд 9 | 1) Подведение итогов урока Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод): - С какой группой слов мы сегодня работали? Что нового мы узнали на уроке. 2) Самооценка Учитель дает краткий анализ работы на уроке. | 1) Подведение итогов урока Делают вывод: Антонимы - это слова с противоположным значением Антонимы - это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос. С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной. 2) Самооценка | Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения |