СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.»

Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.

Задачи урока:

  1. Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.

2. Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний, словосочетания от преждожений.

3. Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.

4. Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала

5.    Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.



Ход урока:


  1. Организационный момент.

Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.

 - Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. )(Слайд № 1)

Все подсохло. И почки уж есть.

Пробивается первый подснежник

И закапала с крыши капель.

Изумрудная травка и быстрый ручей,

Песня жаворонка из-за полей.

Все прекрасно… Но нельзя нам лениться

Мы же в школу приходим учиться.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).


2. Первый этап урока-словарно орфографическая работа.

Словарная работа

Игра «ДА – НЕТ» (Слайд 2)
«Верите ли вы».

У каждого на парте лежит таблица.

* Если верное высказывание, то вы ставите точку в колонку под названием «Да» (напротив нужного номера высказывания).

* Если же неверное высказывание, то ставите точку в колонку под названием «Нет».

* В конце игры все точки по порядку (сверху вниз) соединяете.

  • 1. В слове ЛУНА все согласные звуки звонкие.

  • 2. В слове О ПОМОЩ . вместо точки пишется буква Е.

  • 3. В слове ВЫХОД отсутствует приставка.

  • 4. В слове НОРА звуков больше , чем букв.

  • 5. Наречие – неизменяемая часть речи.

  • 6. В слове ХОРОШ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

  • 7. В слове БЕРЕЧЬ мягкий знак пишется.

  • 8. Несклоняемые имена существительные КАКАО, АТЕЛЬЕ, БЮРО, ЖЮРИ среднего рода.

9. В предложении «Будешь ПЕЧЬ пирог с черникой» слово ПЕЧЬ – имя существительное.

-какой знак вы получили? (5) (слайд 3)

-я вам всем желаю получать только пятерки!


3. Введение в тему урока

- Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы на слайдах).


1 Звонкое журчание чего мы слышим весной?

Д. Журчание ручейков.

2 Когда тают сосульки, звон чего мы слышим?

Д. Звон капели.

3 А что набухают на ветках деревьев весной?

Д. Набухают почки.

4. А какие цветы первыми появляются из-под снега весной?

Д. Белый подснежники.

5. Что ещё зеленеет на проталинках?

Д. Первая травка.

6. – Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Какая птичка пела эту песенку?

И песню раннюю запел

В лазури … звонкий.

Д. Жаворонок.

(ручейки, капель, почки, подснежники, травка, жаворонок)

- Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко.

--Запишите слова в тетрадь и устно объясните написание

-. А что можно составить с помощью слов?

( С помощью слов можно составить словосочетания и предложения. )


  1. Актуализация знаний.

  1. - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием.)

- Ребята, что такое словосочетание?

(Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу)

-С каждым словом составьте словосочетания, используя различные формы

(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях).


журчание ручейков

почки вербы

белый подснежник

зелёная травка

первый жаворонок

звонкая капель

-А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?

( Словосочетание.)

- Докажите, что это словосочетание.

У. А теперь прочитаем правило на с. 112 учебника и проверим, верно ли мы рассуждали.


  1. Рубрика «Давай подумаем».


- А теперь обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте предложение и словосочетания. Ст. 113

-- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)


-Выражает ли словосочетание законченную мысль?

( Словосочетание не выражает законченной мысли.)

- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и

невосклицательной интонацией?

( Словосочетание не произносится с определённой интонацией).

- Может ли словосочетание входить в состав предложения?

( Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.)

Сформулируйте вывод.

Прочитаем вывод на с. 114.

-Можно ли из словосочетаний составить предложение?


3. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Ст. 114 № 2. Работаем в парах.

-Составьте распространенное предложение , используя данные словосочетания.

(В первый вечер моя бабушка гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени).

- Подчекните грамматическую основу и определите части речи..

(слайд)

-Какие единицы речи входящие в состав предложения не являются словосочетанием?

(гуляла и любовалась, бабушка гуляла)

4.Постановка проблеммы.

-А являются словосочетаниями диалог?

Какое сейчас время года? (слайд)
-Весна.
-Когда каникулы?
-Скоро.

Ст.114 прочитайте справку

5. Физминутка для глаз (слайд)


6. Ответим на небольшой тест (слайд)

- Не являются словосочетанием

  1. Основа предложения (мальчик уехал),

  2. Однородные члены (быстрый и внимательный),

  3. Фразеологические обороты речи ( клевать носом)

- В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?

  1. Мы встречались с тобой на закате.

  2. Нас море примчало к земле одичалой.

  3. Последние дни осени пасмурны и хо

-Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?

Наша собачонка меня встречала с лаем.

  1. Встречала меня

  2. Собачонка встречала

  3. Встречала с лаем.


  1. Работа в группах

- В парах вы работаете хорошо, а теперь поработаем в группах и выполним упражнения на маршрутном листе.

Распредели по группам

1. Внимательно прочитайте словосочетания.

2. Обсудите друг с другом наличие или отсутствие в каждом из них определенные единицы языка


яркие цветки; яркие и пестрые; как в воду глядел; наступила весна, показывал чудеса; тёплые и дождливые, побежали ручейки солнечная погода; мастер на все руки; мастер и неумеха; набухли почки, не снег, а дождь, совершил чудо, клевать носом


Словосочетания

Не словосочетания

Однородные члены

Грамматическая основа

Фразеологические обороты

яркие цветки

яркие и пестрые

наступила весна

как в воду глядел

солнечная погода

тёплые и дождливые

побежали ручейки

мастер на все руки

показывал чудеса

не снег, а дождь

снег растаял

рукой подать

совершил чудо

мастер и неумеха

набухли почки

клевать носом


Составьте предложение со своей группой

_____________________________________________________________________________

Отчет групп


  1. Дополнительный материал

- Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?

( Штиль.)

-А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?

( Рябь). (Лёгкое волнение).

-. А вот как об этом пишет М. Горький, прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)


Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

(М. Горький)

- Ребята, каждая пара называет одно словосочетание.

Вариант работы на доске и в тетрадях:

×

покрывалось (чем?) рябью

×

рябью (какой?) мелкой

×

вздрагивало (под чем?) под дуновеньем

×

под дуновеньем (каким?) лёгким

×

под дуновеньем (чего?) ветра

×

ветра (какого?) знойного



  • Запомните: Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения.





  1. Итог урока.


У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?

(Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.)

- А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?

Д. Словосочетание.









































Маршрутный лист


  1. Игра «Да - нет» Верите ли вы?

* Если верное высказывание, то вы ставите точку в колонку под названием «Да» (напротив нужного номера высказывания).

* Если же неверное высказывание, то ставите точку в колонку под названием «Нет».

* В конце игры все точки по порядку (сверху вниз) соединяете.


нет

да

1



2



3



4



5



6



7



8



9




  1. Распредели по группам:


яркие цветки; яркие и пестрые; как в воду глядел; наступила весна, показывал чудеса; тёплые и дождливые, побежали ручейки солнечная погода; мастер на все руки; мастер и неумеха; набухли почки, не снег, а дождь, совершил чудо, клевать носом


Словосочетания

Не словосочетания

Однородные члены

Грамматическая основа

Фразеологические обороты


















Составьте предложение со своей группой

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Итог урока

Я знаю

Я узнал























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!