Психологическая подготовка (формулирование темы урока). -Сегодня проведем урок, на котором будут звучать две темы: «Состав слова» и «Зима в природе». - Поставьте цели урока. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу) Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, бережное отношение к природе, любовь к родному языку. ) - Молодцы! Спасибо - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу. - Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (Слайд 5) Вот первая звезда. Слушайте задание: - Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.) По щелчку появляются объекты – изображение лесной тропинки и стихотворение, в котором пропущены окончания существительных. - На месте какой части слова появились следы? (На месте окончаний) - А что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении) -Как найти в слове окончание? Приведите примеры (Нужно изменить форму слова) Число записано в тетрадях Минутка чистописания - Чтоб дорожку протоптать – надо красиво снежный узор нарисовать. Представьте, что мы сегодня не пишем, а составляем узор на лесной тропинке. Узор составляем в виде буквосочетаний окончаний. По щелчку появляется объект – буквы. (аию июа юиа ) Следим за посадкой детей, наклоном тетради Написание узора в тетради. - Проверьте и оцените свою работу, для этого обведите лучшее написание вашего узора. (Показ учителем на доске) - Молодцы, справились с первым заданием. Прикрепим первую звезду на колпак. Вторая звезда – второе задание Словарная работа. -Продвигаемся дальше. Присмотритесь! Кто-то спорит вдалеке, кто же это? (Два Мороза) (Слайд 6) - Сидят, разбирают подарки для детей, а как написать слово правильно не знают. Давайте им поможем. По щелчку появляется объекты – словарные слова, в которых пропущены орфограммы. ( Слайд 7) Фронтальная работа - Вставить букву, объяснить написание, устная работа) За…ц Наташе, С…лдат для Андрюши, Пш…ница- синице, Б…лет для Павлуши. (Ззапоминаем непроверяемые безударные гласные) По щелчку появляется объект – словарные слова, с правильным написанием. (Слайд 8) - Запишите только те словарные слова, которые соответствуют схеме на доске (Слайд 9) (схемы записаны на доске: корень + нулевое окончание) Уч-ся используют памятки. Проверка Творческое задание: -Придумайте к данной схеме свое слово и запишите его. (Дети называют слова по очереди) Проверка -Молодцы, справились со вторым заданием. Прикрепим вторую звезду на колпак. Упражнение на тренировку зрительного аппарата. - И сейчас отправляясь вместе с Морозами на прогулку в зимний лес вы должны быть очень внимательны и чтобы на морозе не слезились глаза, и мы могли увидеть много интересного нужно потренировать глаза. Руки за спинку, головки назад. Глазки пускай в небо глядят. Головки опустим – на парту гляди. И снова наверх – где снежинка летит? Глазами повертим, поищем её И снова писать. Немного ещё. Третья звезда – третье задание Работа в группах - Посмотрите вокруг. Деревья стоят одинокие, сбросили давно листву. Давайте согреем их, укрыв снежинками. - На ваших столах есть карточки с изображением дерева. Ваша задача подобрать однокоренные слова. (Слайд 10) -Но вначале, давайте вспомним, что такое корень?(Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение ) Речевой материал: Зима (зимовье, зимушка, зимник, зимовка, предзимье, зимняя, озимые, зимующие, зимовать, перезимовать…) Холод (холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить…) Снег (снежок, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход, подснежник, снегопад, снежный, заснеженный, белоснежный…) Мороз (морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий, обморожение, замораживать, подмораживать…) Лед (ледник, ледок, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, ледовый, ледниковый…) Лес (лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесничество, подлесок, лесозаготовка, лесной, лесистая…) Проверка (учащиеся называют однокоренные слова по очереди) -Молодцы, справились с третьим заданием. Прикрепим третью звезду на колпак. Четвертая звезда – четвертое задание Восстановление деформированных слов (Слайд 11)
- Ребята, в лесу был ветер и слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите в тетрадь получившиеся слова. По щелчку появляется объект – карточка с заданием к, дар, и, по ____________________ к, гул, про, а ____________________ ок, гор, при ____________________ ов , берез, ая ____________________ за,енн,снеж, ый ____________________ а, изб, ушк ____________________ По щелчку появляется объекты – слова - ответы -Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс) - Дайте определение этим частям слова? (Приставка – часть слова - которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) -Молодцы, справились с четвертым заданием. Прикрепим четвертую звезду на колпак. Пятая звезда – пятое задание Звёздный волшебник предлагает отдохнуть. Физминутка. Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны вверх, опустили) Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо) Зима меня не заморозит, Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх – вниз, правая на поясе) Зимою белые снежинки Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе) А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой) Прикрепляем пятую звезду. Шестое задание Игра «Собери слово». -Работа на карточках, ваша задача – составить новые слова, записать их в нижней графе таблицы. По щелчку появляется объект – карточка с заданиями (Слайд 12) Проверка (на обратной стороне карточки написано слово). (Дополнительное задание, если время останется) «Разложите слова на части» (Слайд 13,14) Получите следующее задание. Запишите слова в таблицу по образцу. Укажите части слова. | | приставка | корень | суффикс | окончание | прогулка | про | гул | к | а | поземка | | | | | безлесный | | | | | подарки | | | | | подводный | | | | | После выполнения работы дети обмениваются заданиями и проверяют работу друг друга (взаимопроверка). - Очень хорошо. Вы все справились и с этим заданием. |