СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Как пополняется словарный состав русского языка?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данного урога может быть использован на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы: "Словарное богатство русского языка".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме: «Как пополняется словарный состав русского языка?»»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Как пополняется словарный состав русского языка?»

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • •дать понятие о русском словообразовании и заимствовании

  • •способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • познакомить со старославянизмами

  • •закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • •повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

  • •совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке  мы продолжаем путешествие по стране «Лексика»! (Учащиеся в тетрадях записывается число и вид работы «Классная работа»).

2.Повторение. Проверка домашнего задания. Учебник:§34 (повторить теоретический материал), стр.90-92, упр.264, стр. 94, упр. 268, стр. 95.

Учитель. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!)

Учитель. Именно слова являются объектов изучения всего раздела «Лексика». Начнем с повторения. На партах у вас лежат листы под номерами 1,2,3. Возьмите лист №1, подпишите егоВ таблице письменно ответьте на предложенные вам вопросы.

На слайде вопросы:

1) Для чего  служат слова?

2) Что   обозначают слова?

3) Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

4) Что  такое лексическое значение слова?

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются  слова в зависимости от количества лексических значений?

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу


1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для  …                     .

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают …

3) Как называется раздел русского

Языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это …

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются  слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть …и … лексических значений. Такие слова называются  …            и

….

Проверка осуществляется через взаимопроверку. (Правильные ответы высвечиваются на слайде 4.

1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для  общения.

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др.

3) Как называется раздел русского

Языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

лексикой.

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим.

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются  слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть одно и несколько лексических значений. Такие слова называются  однозначные и многозначные.

Учитель. Где мы можем найти толкование лексического значения слова?

Ученик. Толкование лексического значение слова мы можем найти в толковом словаре.

(Слайд 5)

Учитель. Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам (РГУД – ГВАР)

Ученик. Получились слова ДРУГ-ВРАГ Учитель. Как называются эти слова?  

Ученик. Эти слова называются антонимами.

Учитель.  Что называется антонимами.

Ученик. Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.

Учитель. Объясните лексическое значение этих слов. Но вначале вспомним способы объяснения лексического значения слова.

Ученики.  Существует несколько способов толкования лексического значения слова: краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок.

Учитель. Что называется синонимами?

Ученик. Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.

Учитель. Объясните лексическое значение слов при помощи синонимов.

Ученики.  Друг – товарищ, приятель

                    Враг – недруг, противник, неприятель

Учитель. Устно составьте словосочетания со  словами  ДРУГ-ВРАГ.

Ученики.  Называют полученные словосочетания.

Учитель. Ребята, а сейчас мы поработаем со стихотворением Н. Найдёновой «Осень». Ваша задача – вставить пропущенные буквы, устно объяснив их правописание, найти слова, употребленные в переносном значении, определить вид тропов. (Слайд 7). (При определении тропов возможна работа в парах)

Ос..нь по л..су шагает: (олиц.)

Будто пламень лес горит,  (метафора)

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст..ит. (олиц.)

И берёзка м..л..дая (эпитет)

С каждым часом всё ж..лтей.

Буйный ветер, нал..тая, (эпитет / олиц.)

Расплетает косы ей. (олиц.)    

Самопроверка

Учитель. А теперь вспомните, что называется фразеологизмом. Ученик. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

Учитель. По картинкам попробуйте определить, какой фразеологизм здесь зашифрован. Объясните значение фразеологических оборотов.

Валится из рук (не получается);

Клевать носом (засыпать);

Вставлять палки в колёса (мешать);

Водить за нос (обманывать);

Бросать слова на ветер (обещать напрасно);

Намылить шею (победить, наказать, избить);

Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо)

Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас  успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания  предложения: (Слайд 16)

« Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».

Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?

Ученик. Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются. (Ученик одно за другим называет эти слова. Учитель. Что с ними  случилось?

Ученик. Они исчезли из языка.

Учитель. Почему они исчезли из нашего языка?

Ученик. Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.

3. Объяснение нового материала.

Учитель.  Многие слова отмирают, но словарный запас каждого человека увеличивается. Так во времена А.С.Пушкина словарный запас обычного человека составлял около 4 тыс. слов, словарь поэта - 6 тыс., словарь самого Пушкина - 10 тыс. слов. Сегодня же словарь рядового человека составляет около 50 тыс. слов.

Учитель. И какой вопрос в связи с этим напрашивается? Сформулировав вопрос, мы сформулируем тему урока.

Ученики. (Учащиеся формулируют тему устно, а затем тему в тетради «Как пополняется словарный состав русского языка») Учитель. Можете предположить, за счёт чего пополняется словарный состав русского языка.

Ученики высказывают свои версии, которые записываются  учителем на доске.

Учитель. Что помогает нам добывать новые знания на уроках?

 Ученик. Новые знания на уроках нам помогает добывать учебник.

Учитель.  Откроем учебники на стр. 97 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3. Какой первый способ пополнения  лексики?

Ученик. Первый способ пополнения лексики – словообразование. (В тетради делается запись – словообразование)

Учитель. Читаем материал под  цифрой 4. Назовите второй путь пополнения лексики.

Ученик. Второй путь пополнения лексики - это заимствование (запись в тетрадь).  

Учитель.  Если  я вам  скажу, что вы   можете  говорить  на  многих  иностранных  языках, вы мне  поверите?

Утром  за  завтраком  попросили  налить  КОФЕ  – арабское  слово  сказали, потребовали  КОФЕ  С  САХАРОМ– на  древнеиндийский  перешли, «сахар»  ведь  индийского  происхождения. А  если  захотели  ЧАЯ  – по-китайски  говорить  начали. А  если  вдруг  закапризничали: «Не  хочу чая, хочу  КАКАО  или  ШОКОЛАД!» - тогда   американо-индийские  слова  произнесли.

Учитель.  А вы знаете, как  отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 98.

После прочтения учащиеся называю эти признаки:

А) слова начинаются с гласной А или Э

Б) сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ

В) наличие в слове буквы Ф (Слайд 21, клик мышкой);

Г) соседство двух и более гласных в корне 4. Закрепление изученного материала.

Учитель. На слайде (Слайд 22) даны слова. Докажет, что эти слова  заимствованные.

Б..ллетень, келья, адм..нистрация, этаж, гр..фин, л..генда, ди..та, к..раул, ав..ация.

Учитель А сейчас - синтаксическая разминка + физкультминутка. Если  буду называть заимствованное  слово, делайте  хлопок  в ладоши над головой, русское слово – стук  ногой. Потренируемся: акция, город. Молодцы. А  теперь выполняем  движения   не  только  правильно, но  и  быстро.

Флюгер, фортепиано, город, кафе, доска,  эхолот, мешок, земля, пюре,  театр, лист, цвет, место, маэстро, огонь, молоко, маяк (заимствованные выделены).

Учитель. Молодцы, научились отличать заимствованные слова от исконно русских, а сейчас я хочу проверить, сможете ли вы верно подобрать к заимствованным словам  их русские синонимы.

ДЕФЕКТ


ЭТАЛОН


АРОМАТ


ЭКЗАМЕН


КАТАСТРОФА


ФОТОГРАФИЯ


ФАНТАЗЁР


Слова для справок: Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель

Учащиеся записывают в тетради к заимствованным словам русские синонимы.

Правильность выполнения проверяется по таблице на слайде (Слайд  24)

ДЕФЕКТ

ИЗЪЯН

ЭТАЛОН

ОБРАЗЕЦ

АРОМАТ

ЗАПАХ

ЭКЗАМЕН

ИСПЫТАНИЕ

КАТАСТРОФА

БЕДСТВИЕ

ФОТОГРАФИЯ

СНИМОК

ФАНТАЗЁР

МЕЧТАТЕЛЬ

Учитель. Многие писатели выступали против заимствованных слов. Среди противников употреблениях иностранных слов в русском языке были И.С. Тургенев, В.Г.Белинский, М.М. Ломоносов, Н.С. Лесков и многие другие. Так, например, Н.С. Лесков утверждал:  «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».

А В.Г. Белинский говорил:)«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». 

осторожно.

Учитель. В истории русского языка есть примеры, когда иностранные слова пытались заменить выдуманными русскими. Посмотрите, что из этого получилось.

Учитель. А как вы, ребята, относитесь к заимствованиям?

Ученики приходят к выводу, что с любым словом нужно обращаться

Итоги урока:

Учитель. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Ученик. Сегодня на уроке мы узнали, как пополняется словарный состав русского языка и узнали способы, при помощи которых можно отличить заимствованное слово от русского.

Учащиеся оценивают свою работу, заполняя лист самодиагностики.


Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу

справиться

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова





Находить в тексте эпитеты





Находить в тексте метафоры





Находить в тексте олицетворение





Отличать заимствованное слово от русского по признакам





Подбирать к заимствованным словам русские синонимы





Домашнее задание.

Учебник:§35 (пересказ), стр.97, упр. 274, стр. 98, упр. 275, стр. 98.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!