СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Повторим изученное в разделе "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию видео моего урока в рамках конкурса "Педагог года - 2021" в номинации "Учитель года - 2021".

Ссылка на урок: Урок русского языка в 5 классе "Повторим изученное в разделе "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»



Самоанализ урока русского языка в 5 классе


Тема урока: «Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Цель: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с однородными членами , умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты.

Предметные: знать основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях и в предложениях с прямой речью;

уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.


 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.


 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности.


Личностные:  уважительное отношение к родному языку, к поэзии Тамбовского края, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?), осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урокаобобщение и систематизация изученного материала

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Оборудование: презентация к уроку; интерактивный комплекс, ноутбуки.


Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и тесно связан с предыдущими уроками раздела «Синтаксис и пунктуация».

На протяжении всего урока работа строилась с  учетом принципов системности, научности и доступности. В ходе урока использовала практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. В целях воспитания патриотизма в первый этап включила стихотворение «Метель» тамбовской поэтессы Т.Л. Курбатовой.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила следующие формы работы с детьми:

фронтальная (во время проверки раннее изученного материала);

индивидуальная (во время систематизации имеющихся знаний). Учитывая небольшую наполняемость класса, работу в группах не использовала.

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития).

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я давала только положительную характеристику результатам деятельности учащихся, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. 

Содержание учебного материала соответствует требованиям образовательного стандарта и учебной программы.

Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен. УУД формировались на каждом этапе урока. При повторении учебного материала использовался субъективный опыт учащихся. Уровень контроля: фронтальный индивидуальный, взаимопроверка.

Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения проведена физкультминутка «Зимняя зарядка», которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.


Все структурные элементы урока соблюдены. Подведён итог урока, и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.

Домашнее задание дала творческое, учащиеся имеют возможность выбора по уровню самостоятельности, трудности.        

Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей, проведенный урок реализовал поставленные задачи.



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»





Технологическая карта урока в 5 классе





Тема урока: «Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».



Урок - закрепления изученного





Лукьянова Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы

Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»





2021

Цель: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение

постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с однородными членами , умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения.


Планируемые результаты.

Предметные: знать основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях и в предложениях с прямой речью;

уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.


 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.


 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности.


Личностные:  уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?), осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.


Тип урока: урок закрепления изученного.

Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Интерактивный комплекс, ноутбуки, учебник, презентация.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент.

2 мин.














- Оформление тетрадей


Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая

И развивать у всех должна
Наблюдательность она,
Память, логику, внимание
Чтобы выполнить задание.


Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна.


.


Итак, мы отправляемся в путешествие по великолепному, пышному царству русской зимы.

Послушайте, как описала это прекрасное время года тамбовская поэтесса Татьяна Львовна Курбатова в стихотворении «МЕТЕЛЬ»

( Слайд 1)

Белым снегом пуховым
Стелется метель, как дым.
Стелет белая метель
Белоснежную постель.
Над землею вьюга, вьюга,
Мчат снежинки друг за другом,
Песни снежные поют,
В зимний терем нас зовут.
Здесь из снега кружева
Вяжет белая зима.

Подготовка рабочего места.



Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.


















Записывают число, классная работа.
















фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.


5 мин.

1.Коллективная работа:

- Тему урока нам поможет определить кроссворд, который мы должны разгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы слов в пустые клеточки.


Кроссворд (Слайд 2)

1. Член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) – ответы уч-ся.

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и  простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида простого предложения по эмоциональной окраске. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные)

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если  оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире)

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

- Перед каким ещё сочинительным союзом всегда ставится запятая? (Но)

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки)

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов,

связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово СИНТАКСИС 


- Второе слово нашей темы урока вы составите из слогов, находящихся в облаках на рисунке слайда.

В итоге сложилось слово ПУНКТУАЦИЯ 

(Слайды 3,4)














Отгадывают кроссворд.


Отвечают на вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»















































































Отгадывают первое слово.





Составляют второе слово



















Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

Регулятивные:

планируют необходимые действия, проявляют способность к взаимооценке.


Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 5)

-Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)


Записывают тему урока в тетради




Формулируют цель урока.



3.Систематизация и обобщение знаний и способов действий.


10 мин

А) Синтаксическая пятиминутка. (работа с учебником)

Прошёл сильный снег, и земля покрылась белым ковром.





Ребята, что не является словосочетанием?

Записывают предложение в тетрадях, один ученик записывает на доске, определяют строение предложения, выделяют грамматические основы, устно называют словосочетания.


Отвечают на вопрос.



Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умения объяснять практическое задание с опорой на теорию ;

воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме



Б)« Волшебная шкатулка » (Слайд 6)

Активизирует работу учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Запишите предложения с однородными членами, подчеркните их.

Снежный ковёр покрыл всё дома деревья и поля.

Закованы крепким льдом озёра пруды реки.

Тихо морозным утром.

Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.

Как красиво зимой в деревне!

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.


-Ребята, каким членом предложения будут однородные члены во 2-ом предложении?






Находят предложения с однородными членами, записывают в тетрадях и расставляют знаки препинания.













Делают вывод.




Отвечают на вопрос.


Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий постановки знаков препинания правописания в предложениях с однородными членами; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4.Физкультминутка.

1 мин.


Выполняют физкультминутку.



5.Продолжение работы по систематизации и обобщению знаний и способов действий.

15 мин


А) Задание «Зимняя река» (Слайд 7)

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен.

Вспомните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Дует холодный ветер. Пушистый снег покрывает землю. С ветки на ветку прыгает синичка. Холодно птицам зимой. Заботу о птичках ребята берут на себя. Повсюду развешаны кормушки для пернатых. Птицы наши друзья! Позаботьтесь о них! (Слайд )
















Работают с текстом, анализируют его. Читают предложение, в котором пропущено тире.










Индивидуальная, фронтальная



Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Б) Творческая работа. (Слайд 8)

Составьте по данным схемам предложения на тему «Зима».

1) «П?» - а.

2) А: «П!»

3) «П,» - а.


Составляют предложения с прямой речью на заданную тему.


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий постановки знаков препинания правописания в предложениях с однородными членами; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения слышать, слушать и понимать одноклассника, уметь вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.



В) Тестирование.

Выполняют задания – тесты и осуществляют самопроверку.

Самостоятельная работа.

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

– формирование умений решения проблемы;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

1 мин

Составьте текст по данному началу: Лесные жители готовились к зиме… ,

включив в него сложные предложения, предложения с однородными членами и с прямой речью. (Слайд 9)


Запись домашнего задания.



7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин



Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

(Слайд 10)

Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме “Синтаксис и пунктуация”. Мы многое успели сделать: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания. Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. Оцените свою работу, используя снеговиков.

Резервное задание:

Г) Отгадайте загадки:

1.Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —... (восклицательный)

 

2.Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою) 

3. Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — ... (обращение)

-Ребята, что мы называем обращением? Составьте предложение с обращением.

4.Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

 

5.Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)










Оценивают свою работу на работе с помощью снеговиков.

Фронтальная

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные:умение строить речевое высказывание.














Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.























































Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Белым снегом пуховым  Стелется метель, как дым.  Стелет белая метель  Белоснежную постель.  Над землею вьюга, вьюга,  Мчат снежинки друг за другом,  Песни снежные поют,  В зимний терем нас зовут.  Здесь из снега кружева  Вяжет белая зима.   Татьяна Курбатова

Белым снегом пуховым Стелется метель, как дым. Стелет белая метель Белоснежную постель. Над землею вьюга, вьюга, Мчат снежинки друг за другом, Песни снежные поют, В зимний терем нас зовут. Здесь из снега кружева Вяжет белая зима.

Татьяна Курбатова

и а с казуемое т ире с ловосочетание н евосклицательные к авычки и менительный с оюз X X X X X X X X X X X X X X X X X X X 1  X X X X 2 X X X X X X X X 3 X X 4 X X X X X 5 X X X X X X X 6 X X X X X X X X 7 X X X X X X X X X X X 8 X X X X X X 9 X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

и

а

с казуемое

т ире

с ловосочетание

н евосклицательные

к авычки

и менительный

с оюз

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1

X

X

X

X

2

X

X

X

X

X

X

X

X

3

X

X

4

X

X

X

X

X

5

X

X

X

X

X

X

X

6

X

X

X

X

X

X

X

X

7

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

8

X

X

X

X

X

X

9

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

я а пун кту ци

я

а

пун

кту

ци

ци пун кту а я

ци

пун

кту

а

я

Тема урока: « Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».  Подготовила учитель русского языка и литературы: М.И. Лукьянова Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

Тема урока: « Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Подготовила

учитель русского языка и литературы:

М.И. Лукьянова

Байловский филиал

МБОУ «Пичаевская СОШ»

Запишите предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.  Снежный ковёр покрыл всё дома деревья и поля. Закованы крепким льдом озёра пруды реки. Тихо морозным утром. Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.  Как красиво зимой в деревне!!!

Запишите предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания,

подчеркните однородные члены.

Снежный ковёр покрыл всё дома деревья и поля.

Закованы крепким льдом озёра пруды реки.

Тихо морозным утром.

Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.

Как красиво зимой в деревне!!!

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен. Вспомните , когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? Дует холодный ветер. Пушистый снег покрывает землю. С ветки на ветку прыгает синичка. Холодно птицам зимой. Заботу о птичках ребята берут на себя. Повсюду развешаны кормушки для пернатых. Птицы наши друзья! Позаботьтесь о них!

Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен.

Вспомните , когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Дует холодный ветер.

Пушистый снег покрывает землю.

С ветки на ветку прыгает синичка.

Холодно птицам зимой.

Заботу о птичках ребята берут на себя.

Повсюду развешаны кормушки для пернатых.

Птицы наши друзья! Позаботьтесь о них!

Творческая работа По данным схемам составьте предложения на тему «Зима»

Творческая работа

По данным схемам составьте предложения на тему «Зима»

  • «П?» - а.
  • А: «П!»
  • «П», - а.
Рефлексия   Радостный снеговик – «всё хорошо», грустный снеговик – «грустно».

Рефлексия

Радостный снеговик – «всё хорошо», грустный снеговик – «грустно».

Домашнее задание Лесные жители готовились к зиме…

Домашнее задание

Лесные жители готовились к зиме…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!