СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Самостоятельные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет главной целью систематизацию знаний о частях речи в русском языке. В то же время в качестве регионального компонента используются диалектные слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Самостоятельные части речи"»

Конспект конкурсного урока

в 5 классе


«Самостоятельные части речи»

Цель: систематизировать знания о самостоятельных частях речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. обеспечение условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Самостоятельные части речи»;

  2. актуализация учебного материала по морфологии, орфографии, лексикологии.

Развивающие:

  1. совершенствование навыков анализа, синтеза;

  2. развитие памяти, внимания, связной речи;

  3. развитие логического и ассоциативно-образного мышления, чувства языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитание уважения и любви к родному краю;

  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  3. привитие ученикам нравственных ценностей с учётом личностной позиции, определение их значимости в жизни человека и общества.


Ожидаемые результаты:

  • личностные – формирование устойчивой мо­тивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

  • метапредметные

коммуникативные: формировать навыки ра­боты в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

регулятивные: применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования частей речи;

  • предметные – научиться рас­познавать части речи по характер­ным признакам, опре­делять части речи по морфологиче­ским признакам.


Форма проведения: урок-поиск


Оборудование:

  • Для детей: учебник, рабочая тетрадь, листы с заданием для работы в группах, листы с заданием для работы в парах.


  • Для учителя: компьютер, проектор, слайдовая презентация.

Конспект конкурсного урока


Время,

мин.

Элементы

методической

структуры

занятия

Содержание этапов занятия

Педагогическая оценка*


3 минуты

  1. Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку.

Звучит русская народная песня «Порушка-Параня».

- Ребята, скажите, что это за песня?

(Отвечают:

"Это русская народная песня нашей местности. Её могли мы слышать от своих бабушек и прабабушек").

- Кто-нибудь слышал её раньше?

- А вы знаете, что эта мелодия очень известна, стала заставкой для белгородской телерадиокомпании «Мир Белогорья»?

-Какое настроение у вас после прослушивания такой жизнерадостной и весёлой песни?

- Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- На столах перед каждым из вас лежат листы самооценки, где вы будете оценивать себя на каждом этапе урока.

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

5 минут

  1. Постановка учебных целей

Организовывает погружение в проблему.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

-Запишите частеречную принадлежность каждого слова из предложения:

У каждого из нас есть своё место на земле - это малая родина.

(Верный вариант записи:

предлог, местоимение, предлог, местоимение, глагол, местоимение, существительное, предлог, существительное, местоимение, прилагательное, существительное).

- Как вы понимаете это выражение?

- Слова каких частей речи несут основную смысловую нагрузку?

-Как вы думаете, какова будет тема урока?

- Какие цели сегодня на уроке вы себе поставите? 

Повторить...

Развивать...

- Ещё одну цель я хотела бы перед вами поставить:

Выяснить, чем замечательна наша малая родина и что вы об этом знаете

- Запишите число, тему урока.

- Материалом для нашего сегодняшнего урока станет "Путеводитель по Камызинскому сельскому поселению", который был создан учениками и учителями нашей школы.

- Оцените себя в листе самооценки

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

7 минут

  1. Актуализация знаний

Работа в парах

- Выберите карточку с названием части речи, составьте схему-кластер, обозначив морфологические признаки каждой части речи.

(На карточках: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие)

- Поместите кластеры на доску.

- Оцените себя в листе самооценки

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

6 минут

  1. Обобщение и систематизация знаний


Распределительный диктант

- В получившиеся столбики вам необходимо поместить выбранные из списка слова соответствующих частей речи. (Работа по цепочке по 3 слова)

Склоны, расти, весело, овраг, степь, широколиственный, балки, древний, мел, чернозём, широко, жить, населять, располагаться, отличаться, природный, плодородный, красивый, лес, меловые, высоко.

Швыдко, балакать, кочет.

- Скажите, что особенного вы заметили в трёх последних словах из списка?

- Вам понятен их смысл?

- Где же мы можем уточнить их смысл?

- В "Путеводителе...", размещённом на сайте школы, есть раздел "Словарь диалектных слов нашего села", где мы и уточним значение этих слов.


- Оцените себя в листе самооценки

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

3 минуты

  1. Физкультминутка для глаз

Обучающиеся следят за листьями на экране

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

8 минут

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Исследовательская работа с текстом

( работа в группах)

- Давайте вспомним правила работы в группе.

(1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!)

- Прочитайте текст, выясните, сколько раз в нём встречаются имена существительные, глаголы, прилагательные.

Белгородская область располагается на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности. Климат отличается довольно мягкой зимой со снегопадами и оттепелями и продолжительным летом.

Главным природным богатством Белгородской области является плодородная земля.

В «Частотном словаре русского языка» http://project.phil.spbu.ru/lib/data/slovari/zasorina/zasorina.html самостоятельные части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:

1) существительное —1 место

2) глагол — 2 место

3) прилагательное — 4 место

4) наречие — 5 место

5) числительное — 6 место

6) местоимение —3 место

- Почему данном тексте оказалось больше имён прилагательных, чем глаголов?

- Оцените себя в листе самооценки

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

7 минут

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

  1. "Кто быстрее"

Выпишите из текста

  1. Глагол в форме единственного числа, 3 лица, настоящего времени.

  2. Имя существительное женского рода, 1 склонения в форме единственного числа, именительного падежа.


Птицы нашей местности представлены многочисленным отрядом воробьинообразных. Среди них сорока. На фоне других птиц она резко выделяется ярко-белыми боками и очень длинным хвостом. Сорока – популярный персонаж народных сказок.

  1. Словарная работа

Сорока - птица сем. вороновых с белыми перьями в крыльях.

- А знаете ли вы, что именно так называется старинный женский головной убор в нашей местности.

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин. Был широко распространен в центральной и южной России. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

- Как называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию?

- Составьте предложение с одним из слов-омонимов.

- Оцените себя в листе самооценки

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

4 минуты

  1. Рефлексия

- Подведём итоги.

- Вспомните цели урока, которые мы ставили.

-Достигли ли вы их?

Приём «Незаконченное предложение».

Выберите 2 предложения и продолжите их.


Сегодня на уроке я повторил…

Лучше всего у меня получалось...

Своей работой на уроке я …

Мне было интересно, потому что …

Мне было трудно…


Я понял, что моя малая родина...


-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич

2 минуты

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.


  1. Написать сочинение-миниатюру "Моя улица"

  2. Записать по 5 имён существительных, глаголов и прилагательных для внесения в словарь диалектов села Камызино


Веретенникова Дарья Ивановна,

Гребенкина Анастасия Григорьевна,

Гребенкина Елизавета Николаевна,

Гребенкина Яна Григорьевна,

Пожидаев Андрей Сергеевич,

Сапронов Никита Андреевич,

Щербаков Кирилл Евгеньевич,

Ипатов Дмитрий Евгеньвич


Использованные источники

  1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015.

  2. http://kamizino.ucoz.ru/index/proekt_quot_sozdanie_putevoditelja_po_kamyzinskomu_selskomu_poseleniju_quot_vremen_svjazujushhaja_nit_quo/0-214

  3. https://www.belpressa.ru/news/category/kultura/news/soroka-kurica-ne-pticy/

  4. (http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/сорока)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!