СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Разряды наречий по значению"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"»

Урок русского языка в 7 классе


Тема урока: Разряды наречий по значению

Цели урока: повторить изученный материал по теме «Наречие»; формировать умения определять наречия в тексте, правильно произносить наречия; закрепление умения выразительного чтения наречий


Основное содержание урока

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны. Я предлагаю начать урок с продолжения фразы: «Мне нравится, когда… »


2.Организационно-грамматическая зарядка.

Запись числа, темы.

- Назовите все слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объясните почему.



3.Сообщение темы и цели


4.Устная работа

  • Подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.


5) «Разминка».

Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.

По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
Каждый день (ежедневно).
Честно, старательно выполняя свои обязанности (добросовестно). Перебивая друг друга (наперебой). Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно).
С большим количеством грамматических ошибок (безграмотно). Скрытно, незаметно для других (украдкой).
Совместно с другими (сообща).
С полным желанием (охотно). Не доверяя, не веря (недоверчиво).
Перегоняя друг друга (наперегонки).
Пересекая кому-нибудь путь (наперерез). Из-под насупленных бровей (исподлобья).
Не часто, время от времени (изредка). Очень быстро, за короткое время (мгновенно). Опрокивнушись на спину, вверх лицом. Навзничь Скачками , очень быстро. Вскачь Сильно размахнувшись. Наотмашь Распахнув до конца. Настежь Не хватает терпения, невыносимо Невтерпёж:.

6.Творческая работа

-Замените фразеологизмы одним наречием

плакать в три ручья - горько

встретить в штыки - недоброжелательно

кот наплакал - мало

из рук вон - плохо

рукой подать – близко

во весь дух – быстро

яблоку негде упасть – тесно

черепашьим шагом – медленно


7.Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”.

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

  • Бежать (откуда?) издалека.

  • Бежать (как?) быстро, медленно.

  • Бежать (зачем?) специально.

  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

- Продолжите предложение. Наречия отвечают на вопросы…(Учащиеся перечисляют вопросы.)

-Вспомним разряды наречий по значению (интерактивная доска )- работа с таблицей

- Упражнение на интерактивной доске

8.Работа с текстом

-Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она , по словам А.Пушкина, живописует глагол.

-Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)

-Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.

-Обратимся к отрывку из произведения Б.Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок.


Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.


-Как бы вы озаглавили отрывок?

-Чем необычна нарисованная автором картина леса?

-Чем это достигается?

-Определите способ образования наречий.


9.Лингвистическая сказка «Проделки наречий.»

Наречия образуются легко из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом – О, и получилось замечательное наречие - хорошо!Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратится в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом на лошади, а не в телеге.Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -О. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -О наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово. Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из слова двое получилось вдвоём, и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди, разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.

10. Словарный диктант

Вверху, внизу, вскачь, чуть-чуть, еле-еле, горячо, назло, сгоряча, вдалеке, куда-то


Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

- Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

- Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

- Начинаем вращательное движение головой.

а) по кругу

б) вверх, вниз

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

- Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

- Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).



10.Орфоэпическая разминка

  • К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи. Послушайте историю и ответьте на вопрос: какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как сказать правильно.

(разыграть сценку, халат)
        Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
        - В каком классе ты учишься, молодой человек?
        - В седьмом «Б»
        -Ну и как у вас там, в вашем 7 «Б»? Дружно живёте?
        - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
        - Жутко дружно. Ужасно весело!?.. А учитесь – то хорошо?
        - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.
        - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
        (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).


  • Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить?



11.Орфоэпическая работа

  • Выберите правильный вариант употребления наречия, произнесите четко, грамотно

Сегодня (обратно, опять) идет дождь.

Ученик (обратно, опять) забыл тетрадь дома.

(Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания.

(Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, обращавший на себя внимание.

(Сначала, вперед) говорили о посещаемости, а потом – о дисциплине.


  • Употребляя наречия необходимо соблюдать и орфоэпические нормы Прочитайте правильно отдельные наречия (слова на интерактивной доске):

МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта и досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок, по-мОему, по моемУ мнению, по-твОему, по твоемУ мнению


-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

-Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.

VIII. Исследовательская работа: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

Молния ударила в верх дерева. Ветви тянулись вверх. В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум . В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился. С начала весны установилась солнечная погода. Сначала надо выучить правило. Я шел на встречу с писателем. Я шел навстречу ветру.

-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

-Как называются слова одинаково звучащие, но разные по значению?

-Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.

-Спишите предложения. --Фонетические омонимы (омофоны) подчеркните



X. Домашнее задание: Упр.212

XI. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

- Какую часть речи мы повторяли сегодня на уроке?

- Чем отличается наречие от других частей речи?

XII. Рефлексия:

- Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!