СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Омонимия вводных слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Омонимия вводных слов"»











Урок русского языка

в 8 классе

«Омонимия вводных слов».























Тема урока: «Омонимия вводных конструкций».

Цели урока:

Образовательные: закрепить навык опознавания предложе­ний с обращениями, вводными конструкциями, постановки знаков препинания в данных предложениях, использо­вания вводных слов и обращений в речи; научить квалифицировать вводные слова; формировать умения использовать вводные слова в речи устной и письменной; различать вводные слова и члены предложения;

Развивающие: обогатить речь учащихся вводными конструкциями; развивать память, мышление, интеллект, устную и письменную речь.

Воспитательные: прививать любовь к родному языку и уважение к носителям русского языка; развивать навык вежливой речи через использование обращений, вводных конструкций;

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, каждый сегодня работает в индивидуальных картах.

2.Определение темы урока

-Прочитайте предложения: Слайд 3

Во- первых, сегодня нам нужно изучить новую тему, во- вторых, закрепить пройденный материал.

К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.

По сообщению синоптиков, солнечные дни установились надолго

-Что общего у этих предложений? Что будем изучать?

-Запишите число и тему урока. Слайд 4

3. Целеполагание Слайд 5

4.Работа с эпиграфом Слайд 6

Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению

Александр Матвеевич Пешковский.

-Почему Александр Матвеевич Пешковский, учёный-лингвист, считает эти конструкции инородными?

6. Работа над пройденным материалом. Синтаксическая минутка.

Индивидуальный опрос. Слайд 7

Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!

С отцом разговор меня успокоил, родные.


  • Объясните постановку знаков препинания.

  • Какие грамматические основы по составу?

  • Какие предложения по наличию грамматических основ.

  • Распространённые или нераспространённые обращения?

Слайд 8

7. Блиц-опрос. /Фронтальный опрос.// Ответы (Да/нет на карточках)

1.Вводные слова и предложения не являются членами предложения. (Да/нет)

2.Вводные слова и обращения осложняют простые предложения.

3. Вводные слова и обращения всегда на письме выделяются знаками препинания.

4. Обращение всегда употребляется в И.п. и выполняет роль подлежащего.

5. Вводные слова произносятся с особой звательной интонацией.

6. Вводные слова – это слова или словосочетания, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

7. Вводные слова и обращения грамматически не связаны с другими членами предложения.

8.В устной речи вводные слова выделяются паузами и понижением тона голоса.

9. Личные местоимения никогда не бывают обращениями.

10.Обращения бывают распространённые и нераспространённые.


8.Омонимия вводных конструкций. Слайд 9

Таблица 1

Вводное слово

Член предложения* союз *частица

Наконец = и ещё,

обычно завершает перечисление

Наконец = под конец, напоследок,

наконец-то. Обстоятельство

Однако обычно стоит в середине или в конце предложения/

выражает степень достоверности

Однако = но. Обычно стоит в начале предложения или связывает ОЧП

Значит = следовательно, стало быть. Обычно стоит в начале предложения или между частями СПП или БСП

Значит = означает. Сказуемое.

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то это частица, перед которой ставится тире

Казалось или кажется = наверное, служит для выражения сомнения

Казалось = кажется. Сказуемое(чаще всего глагол-связка СИС)

Право= по правде говоря

Право – существительное. Подлежащее или дополнение

«Толковые советы» Слайд 10-11

Памятка №1

!!! К вводному слову нельзя задать вопрос от других членов предложения.

!!! Вводные слова можно заменить синонимичной конструкцией.

Например: Исаакиевский собор, бесспорно, один из самых ярких архитектурных памятников Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор, несомненно или безусловно, один из самых ярких архитектурных памятников Санкт-Петербурга.

!!! Подумайте, возможно ли изъять слово из текста. Выясните: не исказился ли смысл предложения и не нарушился ли его грамматический строй.

!!! Как известно, вводные слова являются неизменяемыми, то есть не склоняются и не спрягаются.

Например: К вечеру вероятно выпадение снега. К вечеру вероятен снег.


Физминутка «Бабочка»

Слайд 12

- Сравните предложения и сделайте вывод, где употребляются вводные слова.

Вводное слово

Член предложения* союз *частица

Сначала мы пошли прямо, затем повернули направо и , наконец, вышли к знакомой нам улице.

Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины.

Наконец все дела завершены.

Смотри, однако, будь.

Сколько хлопот, однако.

Однако его поведение меня (не) обидело. Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

Значит, вы сегодня не можете прийти?

Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём.

Понять - значит простить.

Право, я тебя не понимаю.

Ваше право на образование никто не может отнять.


Слайд 13 Тренировочное упражнение:

-Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях и объясните их постановку:

1. Вечер кажется будет тёплым.

2. В подземелье все казалось темным, таинственным.

3. Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает.

4. К вечеру однако ветер утих.

5. Весь день бушевал ветер однако к вечеру утих.

6. Право глядя на звезды мы чувствуем стремительный свой век.

7. Право на образование имеет каждый в нашей стране.

Слайд 14


-Прочитайте памятку № 2

Запомни: не являются вводными словами : Ведь, даже, будто, как будто, всё-таки, поэтому, зачастую, исключительно, именно, едва ли, вряд ли, буквально, примерно, приблизительно, поистине, притом, причём, в довершение, вдобавок.

9. Подведение итогов. Слайд 15

-Тема пройдена, НО… Что стоит за этим но, каждый из вас ответит по- своему. В своих карточках найдите раздел «Обратная связь» и обведите ту цифру, которая соответствует вашим убеждениям.

10. Рефлексия Слайд 16

  1. Я уверен, что хорошо усвоил данную тему и смогу самостоятельно выполнить задания по ней.

  2. Мне кажется, что я усвоил тему, но затрудняюсь самостоятельно выполнить задание «Омонимия вводных слов».

  3. Мне кажется, что я не понял эту тему и мне нужна помощь, чтобы в ней ещё разобраться.

- Выберите и запишите домашнее задание.

- Сдайте индивидуальные карты на проверку.

Слайд 17-19

11. Домашнее задание

1 уровня *Списать предложения, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова знаком V, члены предложения подчеркнуть, союз или частицу подписать:

Бороться значит победить.

Вы верно недавно на Кавказе.

Вы не совсем верно понимаете практический свой век.

Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.

Дорога была грязная, залитая водой, а он напротив с удовольствием перепрыгивал лужи, помахивая прутиком.

Решение судьи было бесспорно.

Решение судьи бесспорно было правильным.

К моему огорчению прибавилось чувство досады.

К моему огорчению он не прислушался к разумному совету.

Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна, как и прежде.


2 уровня **Списать предложения и расставить знаки препинания, обозначить вводные слова знаком V.

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно развивают ум помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.

3уровня *** Выпишите из художественной литературы по 4 предложения с обращением и вводными конструкциями. Подпишите обращения, обозначьте вводные слова знаком V.

Слайд 20

- До свидания. Спасибо за урок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!