СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение по теме БСП" (по ТКРМ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ+ лист оценивания»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

УРОК – РУССКИЙ ЯЗЫК

УЧЕНИК 9 КЛАССА ________________________________(ФИ)


ДАТА_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


ТЕМА______________________________________________________________________


  1. Работа с текстом № 1

Проанализируйте тексты, они даны у вас ниже на маршрутных листах, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного, расставьте недостающие знаки препинания, на работу вам дается 2-3 минуты



Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные, висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся туман везде поднимается. По тропинке идёшь ветерок встречает и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх белки видны среди ветвей.


  1. Тестирование


1. Выберите вариант, где приведено бессоюзное сложное предложение:
а) Вова сказал, что встречу перенесли
б) Прозвенел звонок, ребята поспешили на урок
в) Я сделал домашнее задание, но забыл тетрадь дома


  1. Выберите вариант, где приведено бессоюзное сложное предложение со значением противопоставление:
    а) Ночью все стихает, только соловьи заводят звонкие трели
    б) Читая эту книгу, Оля делала пометки на полях
    в) Труд человека кормит- лень портит


3. Выберите вариант, где приведено бессоюзное сложное предложение со значением причины:
а) Мы рано ушли домой: лекция была очень скучной
б) Бабушка ждала гостей: пирожки уже были испечены, суп сварен
в) Снег растает – начнут дачники приезжать


4. Какой из знаков препинания ставится в бессоюзном сложном предложении: “Легкая пыль поднимается над дорогой (?) далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.”
а) двоеточие
б) запятая
в) точка с запятой


5. Тире ставится в этом бессоюзном предложении:
а) Мужчина очнулся (…) перед ним стоял его давний знакомый
б) Назвался груздем (…) полезай в кузов
в) Выпал первый снег (…) крыши домов покрылись белым пухом


6. Количество простых предложений в составе сложного предложе­ния:
“Дождь только что перестал, облака быстро бежали, глубоких просветов становилось все больше и больше на небе.”
а) 2
б) 3
в) 4


7. Какое из этих предложений является бессоюзным:
а) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров
б) В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вы­шел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и про­пустил ее вперед
в) Наступили те неустойчивые дни, когда зима еще не кончи­лась, а весна по-настоящему еще не начиналась


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
“Часы шли (1) было уже полдевятого (2) все уже уехали на тракторе в лес.”
а) 1
б) 1, 2
в) 2


9. Какой знак должен стоять на месте вопросительного:
“Дед оказался прав (?) к вечеру пришла гроза”
а) запятая
б) тире
в) двоеточие


10. В каком из предложений на месте пропуска нужно поставить двоеточие:
а) Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке
б) Я любил бродить с ним по лесам (…) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники
в) Он попробовал пошевелить левой рукой (…) она не двига­лась


  1. Работа с картиной А. Пластова «Первый снег»

Составьте на основе сюжета картины бессоюзные сложные предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

На работу вам дается 5-6 минут








Лист оценивания


ЭТАПЫ УРОКА

МОИ УСПЕХИ (оценка)

ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

  1. Текст № 1 (самопроверка)






  1. «Мозговой штурм» Выполнение тестирования

(взаимопроверка)



  1. Составление связного текста по картине А. Пластова «Первый снег»

(самооценка)

(по 5-и бальной шкале оцените себя сами)




  1. Активность на уроке




                                             

Оценка за урок __________________




Просмотр содержимого документа
«конспект»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

(учитель русского языка и литературы МБОУ «Николькинская СОШ» Стекольникова Ю.В.


Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Тема: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; продолжить формировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Задачи образовательные: обобщение и систематизация материала по теме; закрепление пунктуационных навыков у учащихся

развивающие: формирование умения самостоятельной работы, консультирования

воспитательные: воспитание чувства сотрудничества, любви к природе.


УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое и эстетическое воспитание

регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);

сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение

в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление

рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии

с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для

реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.


Планируемые результаты

личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к природе, к Родине.

метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.

предметные: различение смысловых отношений в БСП, постановка знаков препинания, составление и анализ текста по картине.

Межпредметные связи: литература, МХК.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение», карточки для групповой работы.



Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя.

Беседа с учащимися.

  1. Ребята, прочитайте текст. О чем он? Что в нем не так?

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные, висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся туман везде поднимается. По тропинке идёшь ветерок встречает и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх белки видны среди ветвей.


  1. Как вы думаете, из каких видов предложений состоит этот текст?

  2. Определитесь с темой сегодняшнего урока. Поставим цели к сегодняшнему занятию

  3. Чем лично вам интересна и важна эта тема?

Приветствуют учителя.

Читают текст. Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Формулируют тему урока

Варианты ответов:

- О природе

О красоте леса и др.

- В тексте отсутствуют знаки препинания.




Варианты ответов:

-Из БСП.

- Тема урока «БСП и знаки препинания в нем»

- Цель: систематизировать и обобщить, повторить полученные ранее знания по теме и др.

- Для лучшей подготовки к экзаменам и др.


Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные: целеполагание;

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия


















Рефлексия на данном этапе

Цель: оценить собственный уровень знаний, что позволит поставить дополнительные задачи при отработке практических навыков по теме

Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос:

  1. Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?

  2. Проанализируйте тексты, они даны у вас на маршрутных листах, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного, расставьте знаки препинания, на работу вам дается 2-3 минуты. Проверьте по эталону на слайде.

эталон

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается. По тропинке идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей.


Вопросы:

  1. Что дал вам данный вид работы?

  2. Что в результате повторили?

  3. Оцените самостоятельно по критериям свой труд, результаты работы зафиксируйте в маршрутном листе сегодняшнего урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Записывают текст в тетрадь, расставляют знаки препинания, объясняют их постановку, проверяют по эталону, комментированная работа по цепочке

Варианты ответов:

-Позволяет лучше готовиться к экзаменам

-Составлять тексты..














Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Самооценка позволяет увидеть собственные недочеты по знанию темы урока

Варианты ответов:

- Увидели свои пробелы в знаниях, повторили правила…

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Личностные: воспитание любви к природе.
















Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач), оценивать собственные навыки


3.Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.


«Мозговой штурм» - групповая работа по карточкам.



























Рефлексия на данном этапе.




















4. Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.


5.Групповая практическая работа

Составить бессоюзные сложные предложения по картине А. Пластов «Первый снег»



























Рефлексия данного этапа работы.











Предлагает распределиться на 4 группы, выбрать координаторов-консультантов, которые будут фиксировать результаты работы.

Задает вопросы:

-В чем отличие бессоюзных сложных предложений от союзных?

- Чем могут разделяться части БСП





Предлагаю вам повторить теоретические сведения по теме «Знаки препинания в БСП».

Первая группа должна общими усилиями вспомнить и скомпоновать знания о постановке запятой в БСП, привести примеры

Вторая группа – знания о постановке точки с запятой в БСП, привести примеры

Третья группа – знания о постановке тире в БСП, привести примеры

Четвертая группа – знания о постановке двоеточия в БСП, привести примеры

После группового обсуждения консультанты каждой группы выступят на общем обсуждении темы.

Каждое выступление учащегося сопровождается слайдом

Вывод

-Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

-Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?


Проверим, хорошо ли мы все вспомнили, применим знания на практике.

-Каждому из вас дается тест , состоящий из 10 вопросов, к каждому из них 4 варианта правильных ответов только один из которых является верным, отмечайте их галочкой, тесты подпишите, в конце вы увидите критерии оценивания ваших работ. На вашу работу дается 6-7 минут.

-Оцени работу соседа по ключу, поставь оценку, в соответствии с критериями, верни работу товарищу. Проанализируйте свою работу

Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?


Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде выполняем несколько физических упражнений.








Ребята, перед вами картина А. Пластова «Первый снег»

-Составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения, так чтобы получился связный рассказ.

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

На работу вам дается 5-6 минут .

- Озвучьте ваши тексты и анализ

-Во время вашей работу звучала мелодия, каково ее название, кто является композитором

(П.И. Чайковский. Времена года. Зима. Январь)



















-Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились? Оцените свою работу











Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора-консультанта.

Отвечают на вопросы.









Составляют план действий, озвучивают.

Знакомятся с заданиями на карточках, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, консультируются с координатором, выбирают правильное решение.

Читают получившиеся теоретические сведения, приводят примеры. Повторяют теоретические сведения по теме.


















Учащиеся выполняют практическую работу, затем делают взаимопроверку, вносят, оценки в маршрутный лист, анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.













Ученики выполняют физические упражнения.









Рассматривают картину, составляют предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание. Обобщают ответы, делают выводы.

Ученики выполняют задание, предложенное учителем, при необходимости обращаясь за помощью к консультанту.

Выборочная проверка задания. Учащиеся по желанию отвечают на вопросы, читают получившиеся тексты

Отвечают на вопросы.



















Учащиеся взаимопроверку, вносят оценки в маршрутный лист, анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.



Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе работы.





















Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)












Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.





Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы. .Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.



Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

6.Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)







Задает вопросы:

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную активную работу на уроке?

Поднимите руки, кто доволен своей оценкой. Остальным необходимо еще раз освежить знания по данной теме, для этого вы все и получаете следующее домашнее задание…

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

Домашнее задание

Найти в произведениях художественной литературы примеры бессоюзных сложных предложений. Записать предложения, объяснить знаки препинания.





Просмотр содержимого презентации
«конспект»

Двадцать пятое декабря  Классная работа

Двадцать пятое декабря Классная работа

Тень и тишина. Статные осины высоко  лепечут над вами длинные, висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.  Зеленые дорожки в лесу все как будто  курятся туман везде поднимается.  По тропинке идёшь ветерок встречает и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх белки видны среди ветвей.

Тень и тишина. Статные осины высоко

лепечут над вами длинные, висячие

ветки берез едва шевелятся могучий

дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Зеленые дорожки в лесу все как будто

курятся туман везде поднимается.

По тропинке идёшь ветерок встречает

и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх

белки видны среди ветвей.

Эталон Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут  над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Зеленые дорожки в лесу  все как будто курятся, туман везде поднимается. По тропинке идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей.

Эталон

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут

над вами; длинные, висячие ветки берез

едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец,

подле красивой липы. Зеленые дорожки в лесу

все как будто курятся, туман везде поднимается.

По тропинке идёшь — ветерок встречает и

лицо обвевает. Поднимешь глаза вверх:

белки видны среди ветвей.

Критерии оценивания 0-1 ошибка- оценка «5» 2 ошибки – оценка «4» 3 ошибки – оценка «3» 4 и более ошибок – оценка «2»

Критерии оценивания

0-1 ошибка- оценка «5»

2 ошибки – оценка «4»

3 ошибки – оценка «3»

4 и более ошибок – оценка «2»

Ключ к тесту

Ключ к тесту

  • Б
  • В
  • А
  • В
  • Б
  • Б
  • А
  • Б
  • В
  • Б
Критерии оценивания 0-1 ошибка- оценка «5» 2 ошибки – оценка «4» 3-4 ошибки – оценка «3» 5 и более ошибок – оценка «2»

Критерии оценивания

0-1 ошибка- оценка «5»

2 ошибки – оценка «4»

3-4 ошибки – оценка «3»

5 и более ошибок – оценка «2»

А . Пластов «Первый снег»

А . Пластов «Первый снег»

1.Озаглавьте получившийся текст.  2.Определите тип речи.  3.Какие средства выразительности вы использовали?

1.Озаглавьте получившийся текст. 2.Определите тип речи. 3.Какие средства выразительности вы использовали?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!